Урок-информационные новости "Хроника событий"

Разделы: МХК и ИЗО


"Вводный урок по теме "Западноевропейское искусство 2-й половины XIX века" в 9-м классе

Действующие лица:

– Диктор.
– Критик Теофиль Торе.
– Художники барбизонской школы: Теодор Руссо, Диаз дела Пенья, Шарль Добиньи, Жюль Дюпре.
– Оноре Домье.
– Джеймс Уистлер.
– Журналисты.

Урок готовится заранее. Учащимся раздаются индивидуальные задания. Указывается источник подготовки. Все сообщения не должны занимать 1 – 1,5 минуты и вестись от первого   или второго лица.

ДИКТОР. Здравствуйте! На канале МХК информационный выпуск “Хроника событий”. Главные темы дня:

– Реализм и французское искусство, представленное работами Оноре Домье, Камилем Коро. Франсуа Милле, Гюставом Курбе и барбизонской школой.
– Поиск новых путей в немецком искусстве, где крупнейшим мастером является Адольф фон Менцель.
– “Братство прерафаэлитов” – первое в истории английской живописи объединение художников, и наш специальный репортаж из галереи Тейта.
– А также многое другое в нашей программе.

Для Европы вторая половина XIX века – время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 года, пришла империя Наполеона III. Франко-прусская война 1870–1871 годов и очередная 1870 года привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.
В Германии после австро-прусской войны 1866 года главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 году в Германскую империю.
На английский престол в 1837 году взошла королева Виктория, и в могущественной Британской империи началась эпоха, получившая название викторианской. Англия становится ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества.
Люди искусства стремились уловить и передать в своем творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рожденные прошедшими веками, отметались старые сюжеты. Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни становится Франция. Она сохранила первенство и в искусстве.
Многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве этого времени становится реализм.
О новом художественном направлении мы узнаем у гостя нашей программы критика Теофиля Торе.

ДИКТОР. В чем отличие романтизма от реализма, господин Торе?

ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. В отличие от романтизма, герои которого “исключительные характеры в исключительных обстоятельствах”, реализм предполагает “правдивое воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах”.
Реализм подвергает художественному анализу и саму общественно-историческую ситуацию и показывает эту ситуацию не как фон, на котором действует романтический герой, а как силу, влияющую, формирующую, изменяющую характер, ценности, судьбу человека. Поэтому персонажи реалистического произведения – это всегда определенный социальный тип.

ДИКТОР. Анализ общественно-исторической ситуации и ее влияния на человека часто приводит художников к отрицательной ее оценке как несправедливой, бесперспективной. Поэтому реализм XIX века часто называют критическим реализмом. Вы согласны с таким утверждением?

ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Реалистическое искусство несет и положительное содержание: оно показывает богатство душевного мира людей, огромное разнообразие уникальных человеческих характеров и неисчерпаемую способность человека меняться в течение жизни, природы, быта нравственных традиций, учит внимательно наблюдать привычные явления жизни, лучше понимать других и самого себя.
С другой стороны, реалистическое искусство XIX века, с его вниманием к судьбе и неповторимому внутреннему миру отдельного человека теряет обобщенный образ “идеального героя”.

ДИКТОР. Понятие реализма в изобразительном искусстве включает в себя метод “изображение жизни в формах самой жизни”. Можно ли считать эту формулировку удачной?

ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. Не совсем, т.к. реалист не копирует действительность, а трансформирует ее, создавая художественный образ, и в этом не отличается от художников других направлений. Тем не менее, в ней отражено стремление реалиста к зрительному правдоподобию, имеющему как сильные стороны (полнокровность, убедительность, правдивость), так и слабые (излишняя зависимость от натуры, иногда нарочитая иллюстративность сюжетных картин).

ДИКТОР. Кто сформулировал понятие “реализма” В XIX веке?

ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. В изобразительном искусстве – Гюстав Курбе.

ДИКТОР. Спасибо господину Торе за беседу. О Гюставе Курбе у нас еще пойдет речь. Начало реалистическому направлению во французской живописи второй половине XIX века положил пейзаж барбизонской школы.
В противоположность представителям классической живописи, изображавшим обычно виды Италии, барбизонцы обратились к теме национального пейзажа. Любой простой пейзажный мотив, по их мнению, достоин кисти художника. Субъективность романтиков в трактовке сюжета они стремились противопоставить большую объективность в наблюдении и отображении окружающего мира.
Из деревни Барбизон передает наш собственный корреспондент ______.

ЖУРНАЛИСТ. Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтебло, загородной королевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест. Однако именно в Барбизоне предпочитает работать группа живописцев, получившая название барбизонской школы. Изображение обыкновенной природы, лишенной драматических эффектов, стала своеобразным манифестом этих художников, для которых жесткие, консервативные и далекие от жизни требования академии были неприемлемы и мешали творческому развитию.
Мне удалось взять интервью у наиболее известных представителей барбизонской школы.
Господин Добиньи, какую тематику Вы выбираете в своем творчестве?

ДОБИНЬИ. Я предпочитаю изображать простую, незатейливую природу и крестьян. Также увлекаюсь видами рек и озер. Некоторые пейзажи писал прямо в лодке.

ЖУРНАЛИСТ. Господин Руссо, расскажите о Вашей творческой индивидуальности.

Т. РУССО. Возможно, что это тяготение к подчеркиванию вечного в природе. В изображении деревьев, лугов, равнин я вижу вещественность мира, материальность, объемность.

ЖУРНАЛИСТ. Господин де ла Пенья, скажите, какие изменения произошли в Вашей живописи после знакомства с Руссо?

ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. После знакомства с Руссо мои пейзажи стали серьезнее, утратили былую декоративность. Стали больше привлекать тонкие цветовые переходы, изображение света и воздуха.

ЖУРНАЛИСТ. Господин Дюпре, какие особенности отображает Ваше знаменитое полотно “Большой дуб”?

ДЮПРЕ. На картине изображен простой сельский вид с пастухом и коровами, идущими на водопой. Над ними возвышается громада старого дуба. Все в мире связано – люди, животные, вода и небо. Но природа, по моему мнению, важнее и значительнее человека.

ДИКТОР. Барбизонцы настраивали палитру в лад с любимой природой, но еще не подошли к мысли, что живопись, как и природа, обладает собственными ресурсами поэзии и может внести в мир видимостей свои чары. Эта идея (так называемого пейзажа настроения) уже брезжила в искусстве Камиля Коро.
О нем наш следующий репортаж. Передает _______________.

ЖУРНАЛИСТ. Камиль Коро родился в 1796 году. Получил образование в мастерской пейзажиста Бертена и почти в 30-летнем возрасте впервые попал в Италию, чтобы, по его словам, писать круглый год под открытым небом.
Через 3 года Коро возвращается в Париж, где его ждут и первые успехи, и первые неудачи. В Салонах он хотя и выставляется, но всегда помещается в самых темных местах, где пропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуют романтики. Не впадая в отчаяние от неуспеха у официальной публики, Коро пишет этюды для себя и скоро становится создателем интимного пейзажа, “пейзажа настроения”: “Воз сена”, “Колокольня в Аржантее”.
В маленьком городке под Парижем (Вилль д’Аврэ) Коро создает свои лучшие пейзажи, которые часто населял нимфами или другими мифологическими существами; свои лучшие портреты.
Человек в пейзажах Коро органически входит в мир природы. Это живущие и делающие свою извечную простую, как жизнь, работу люди: женщины, собирающие хворост, возвращающиеся с поля крестьяне.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или густые сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность. Но главное – изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением.

ДИКТОР. Особая роль в формировании критического реализма в искусстве Западной Европы принадлежит Гюставу Курбе.
“Павильон реализма” – так назывался барак, в котором Курбе устроил свою выставку по соседству со Всемирной выставкой 1855 года. Поводом к этому отдельному выступлению послужил отказ жюри принять на Всемирную выставку произведения Курбе, среди которых были программные работы, такие, как “Похороны в Орнане” и “Мастерская”. Мимо павильона реализма вряд ли прошел хоть один художник. Этот показ картин Курбе был вехой в истории развития реализма в европейском искусстве.
Одна из работ Гюстава Курбе – “Похороны в Орнане” – была продана сегодня на одном из аукционов в Париже.
С аукциона передает наш собственный корреспондент из Франции ________.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Я нахожусь на аукционе в Париже, где только что продана картина Гюстава Курбе “Похороны в Орнане”. Произведение куплено музеем Орсе, Париж. К сожалению, картину внести на аукцион было невозможно, поэтому всем присутствующим раздали вот такие небольшие репродукции.
Само произведение Курбе – 23 фута шириной и 11 футов высотой.
Художник изобразил большую и разнообразную группу орнанцев – мужчин и женщин, собравшихся у открытой могилы одного из своих сограждан. Момент смерти придает происходящему серьезность. В самом центре картины зияет яма могилы со случайно выкопанным черепом; шествие образует полукруг, в правой части которого получаются два встречных движения: прошедших мимо могилы и возвращающихся к ней.
Можно установить личности почти всех изображенных: их 45, некоторые еле видны, или заслоняют друг друга, или чуть различимы. Критики полагают, что в самой крайней фигуре слева художник изобразил самого деда Удо, впечатления от похорон которого, собственно, и были побуждением к замыслу картины. Он, очевидно, написан позднее, возможно по этюду, т.к. умер годом раньше, чем Курбе начал свою картину.

ДИКТОР. На путь реалистического искусства одновременно с Курбе встал Жан Жак Милле. Очень часто их имена стоят рядом. Но, в сущности, они мало похожи. Милле слабее Курбе как живописец – его живопись суховата, почти бескрасочна, – но выше его как художник. Он владел поэзией сердца, которую напрасно было бы искать у Курбе.
Из музея Орсе в Париже передает наш собственный корреспондент ________

КОРРЕСПОНДЕНТ. Жан Франсуа Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьей как дар свыше. Родители дали ему деньги и позволили учиться живописи. В 1837 году он приехал в Париж и 2 года занимался в мастерской живописи Поля Делароша. С 1840 года Милле начал выставлять свои работы в Салоне.
В 1849 году Милле поселился в Барбизоне. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. “Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин”, – говорит он о себе.
Тяжесть крестьян, их нищета и смирение отразились в картине “Сборщицы колосьев”. Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне – только им удастся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта. Так появляется картина “Анжелюс”, где неяркие коричневатые тона пейзажа, освещенного лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.
Пейзаж – позднее увлечение Милле. Он никогда не пишет картины с натуры. Он любит ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводить понравившийся мотив. Художник подбирает цвета для своих картин, стремясь не только воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

ДИКТОР. В Германии в конце XVIII века был изобретен новый вид графики – литография. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно имитировать карандашный рисунок и набросок тушью.
Расцвет литографии во Франции произошел в 30 – 40-ых годах XIX века, что было связано с активным участием прессы в общественной жизни. Одним из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.
Фрагмент интервью с художником мы предлагаем вашему вниманию. Записала ________.

ЖУРНАЛИСТ. Добрый день. Сегодня у нас в гостях карикатурист Оноре Домье. Господин Домье, скажите, что Вы обличаете в своих произведениях?

ДОМЬЕ. Ханжество, алчность, духовную пустоту правительства. После запрещения политических карикатур, я подвергаю осмеянию весь общественный строй Июльской монархии.

ЖУРНАЛИСТ. Как Вы отреагировали на террор, наступивший после Июльской монархии?

ДОМЬЕ. Я думаю, что лучше всего на этот вопрос ответит моя картина “Улица Транснонен”.

ЖУРНАЛИСТ. Как Вы достигаете огромной силы образов?

ДОМЬЕ. О, я просто рисую, а мои рисунки не требуют расшифровки и толкований.

ЖУРНАЛИСТ. Согласны ли Вы с тем, что многие говорят: “Домье – только сатирик”?

ДОМЬЕ. Нет, конечно. Наряду с карикатурами, у меня есть и положительный образ человека – это люди физического и умственного труда, рабочие, прачки, ремесленники и др. Просто, как живописец, я не выставлял свои работы, поэтому они неизвестны.

ЖУРНАЛИСТ. На живописных полотнах вы изображаете творческие усилия и физическое напряжение. Но непосильный труд изнуряет человека.

ДОМЬЕ. В этом жизненный закон.

ЖУРНАЛИСТ. И последний вопрос. Кто в Вашем представлении Дон Кихот?

ДОМЬЕ. Великий мечтатель, большой ребенок, искренне верящий в добро и справедливость.

ДИКТОР. В живописи Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако во второй половине XIX века академия не дала ни одного интересного художника. Наиболее ярким явлением этой эпохи стало творчество “Братства прерафаэлитов” – первого в истории английской живописи объединения художников.
Из галереи Тейта, где собрано большое количество работ прерафаэлитов, передает наш собственный корреспондент _______________.

КОРРЕСПОНДЕНТ. История братства началась в 1848 году, когда познакомились студенты школы Королевской академии Уильям Холмен Хант, Данте Габриэл Россетти и Джон Эверетт Миллес.
Идеалом прерафаэлитов стало искусство итальянского кватроченто – “дорафаэлевское”. Особенно привлекал их Боттичелли. Они извлекли из забвения наследие Блейка. Но не подражали ни кватрочентистам, ни Блейку, а старались быть самим собой, непосредственно выражая свои чувства и свое видение природы. Как истые романтики, они черпали вдохновение из старинных легенд, рыцарского эпоса, Библии, творений Шекспира и Данте, но изображали эти сюжеты, избегая и академических штампов, и тяжеловесного “археологизма современников. Они хотели проникнуться простотой духа, свойственной раннему христианству и средним векам. Если писали Христа, то это был Христос бедняков, босой, стучащийся в дверь убого жилища (знаменитая картина Ханта “Светоч мира”). Оригинально и свежо трактовал сюжет Благовещения Россетти: хрупкая, робко сжавшаяся Мария, в белой ночной рубашке, покорно внимает вести бескрылого ангела, который обрекает эту земную девушку на неземной подвиг.

ДИКТОР. В Англии работает один из самых независимых и своеобразных художников XIX века – Джеймс Уистлер. Его творческие поиски, как и у прерафаэлитов, были направлены против академизма; он пытался отобразить на холсте непосредственное восприятие окружающего мира.
Джеймс Уистлер – наш сегодняшний гость.
Господин Уистлер, с чем связаны такие оригинальные названия картин?

УИСТЛЕР. Просто один из критиков назвал мою картину “Девушка в белом” “симфонией в белом”. Мне понравилось, и я стал называть свои произведения музыкальными терминами.

ДИКТОР. Ваше произведение “Девушка в белом”, как и произведение Э.Мане “Завтрак на траве”, подверглись наибольшей критике на выставке 1862 года. Что не понравилось публике?

УИСТЛЕР. Они посчитали живопись незаконченной, грубой, лишенной привычной академической гладкости. А я ведь просто стремился найти гармоническое единство большого числа оттенков белого цвета.

ДИКТОР. Вы в своем творчестве обращаетесь к пейзажу. Что Вас особенно привлекает?

УИСТЛЕР. Я не просто обращаюсь, посвящаю себя пейзажу. Привлекают меня сумерки, время тонких полутонов и множества синих оттенков.

ДИКТОР. И, в заключение, можно я раскрою один Ваш секрет?
В поисках нужного тона Джеймс Уистлер заранее смешивает краски. Этот процесс длится иногда несколько дней. Вместо палитры он использует крышку полированного стола. К концу сеанса стол превращается в место красок и напоминает его пейзажи.
Немецкое искусство во второй половине XIX века развивается в одном направлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.
Крупнейшим мастером немецкого искусства является берлинский живописец и график Адольф фон Менцель.
Из государственного музея передает наш собственный корреспондент в Германии _________.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Только что состоялось открытие выставки художника Адольфа фон Менцеля.
Он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера “История Фридриха Великого” замечательны живым чувством исторического быта.
Затем внимание фон Менцеля привлекла работа на натуре. Его заинтересовали живые впечатления, движение воздуха и света. Он создает яркие и цельные образы повседневности (“Комната с балконом”, “Железная дорога Берлин – Потсдам”).
Фон Менцель – автор первой в искусстве Германии картины на индустриальную тему (“Железнодорожный завод”), где делает своим героем не человека, а машину.
На выставке представлены работы Вильгельма Лейбля, живущего в Баварии и посвящающего большинство картин быту местных крестьян.

ДИКТОР. И, в заключение, специальный репортаж из Франции. Здесь состоялась необычная выставка, устроенная в парижском ателье.
С места событий передает наш собственный корреспондент ____________.

КОРРЕСПОНДЕНТ. На выставке “Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов” представлено несколько живописных полотен, одно из которых привлекло внимание всех посетителей выставки. Это картина Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” – вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. Критик газеты “Шаривари” назвал творчество участвующих в выставке художников “впечатлением”. И вот уже несколько часов слышно как люди говорят “импрессионисты”, имея в виду художников этой выставки.
Одним их важнейших правил, которым следуют импрессионисты, это работа на пленэре. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета.
Решая эту задачу, импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, стали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками.

ДИКТОР. Это была программа “Хроника событий”. Кратко об основных событиях дня:

  1. Главным художественным направлением становится реализм. Во Франции начало реалистическому направлению положили барбизонцы, которые воссоздали подлинный реальный пейзаж, в котором протекала жизнь простого народа.
  2. Одним из создателей пейзажа настроения стал Камиль Коро. Это означало готовность человека перед лицом природы оставаться самим собой.
  3. Развитие критического реализма нашло отражение в творчестве Г. Курбе, Ж. Ф. Милле.
  4. Новый вид графики – литография, изобретенный в Германии в XVIII веке, расцвел во Франции благодаря Оноре Домье.
  5. В истории Англии появляется первое объединение художников: “Братство прерафаэлитов”, открывших мир образов средневековой английской литературы.
  6. Одним из самых интересных и необычных художников в Англии является Джеймс Уистлер, чья индивидуальная манера письма, свобода кисти, стремление наиболее точно выразить сущность природы и человека с помощью цветовой гармонии свидетельствовали о том, что появилось новое в искусстве.
  7. Индустриальная тема впервые в Германии зазвучала у Адольфа фон Менцеля. Живописец создает яркие и цельные образы повседневности.
  8. Необычная выставка во Франции заявила о появлении нового направления – импрессионизма, представители которого утверждают, что изобразить можно лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета.

О том, как будут развиваться события, в нашей следующей передаче.