"Вводный урок по теме "Западноевропейское искусство 2-й половины XIX века" в 9-м классе
Действующие лица:
– Диктор.
– Критик Теофиль Торе.
– Художники барбизонской школы: Теодор Руссо,
Диаз дела Пенья, Шарль Добиньи, Жюль Дюпре.
– Оноре Домье.
– Джеймс Уистлер.
– Журналисты.
Урок готовится заранее. Учащимся раздаются индивидуальные задания. Указывается источник подготовки. Все сообщения не должны занимать 1 – 1,5 минуты и вестись от первого или второго лица.
ДИКТОР. Здравствуйте! На канале МХК информационный выпуск “Хроника событий”. Главные темы дня:
– Реализм и французское искусство, представленное работами Оноре Домье, Камилем Коро. Франсуа Милле, Гюставом Курбе и барбизонской школой.
– Поиск новых путей в немецком искусстве, где крупнейшим мастером является Адольф фон Менцель.
– “Братство прерафаэлитов” – первое в истории английской живописи объединение художников, и наш специальный репортаж из галереи Тейта.
– А также многое другое в нашей программе.
Для Европы вторая половина XIX века –
время активных социальных преобразований и
быстрого развития промышленности. Во Франции на
смену республиканскому строю, установленному
революцией 1848 года, пришла империя Наполеона III.
Франко-прусская война 1870–1871 годов и очередная 1870
года привели к восстановлению буржуазной
республики. В этот период Франция создала мощную
банковско-финансовую систему, а присоединение
новых колоний сделало её второй после Англии
колониальной державой.
В Германии после австро-прусской войны 1866 года
главенствующее положение заняла Пруссия, что
повлекло за собой объединение страны в 1871 году в
Германскую империю.
На английский престол в 1837 году взошла королева
Виктория, и в могущественной Британской империи
началась эпоха, получившая название
викторианской. Англия становится ведущей
промышленной страной. Заводы и фабрики
окончательно вытеснили ремесленное
производство и наводнили рынок товарами далеко
не лучшего качества.
Люди искусства стремились уловить и передать в
своем творчестве образы нового времени. Рушились
художественные принципы, рожденные прошедшими
веками, отметались старые сюжеты. Уже второй век
подряд законодательницей мод и стиля жизни
становится Франция. Она сохранила первенство и в
искусстве.
Многие французские мастера стремились достичь
наибольшей достоверности в изображении природы
и человека, искали новый художественный язык,
способный правдиво отразить действительность.
Ведущим принципом в искусстве этого времени
становится реализм.
О новом художественном направлении мы узнаем у
гостя нашей программы критика Теофиля Торе.
ДИКТОР. В чем отличие романтизма от реализма, господин Торе?
ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. В отличие от романтизма,
герои которого “исключительные характеры в
исключительных обстоятельствах”, реализм
предполагает “правдивое воспроизведение
типических характеров в типических
обстоятельствах”.
Реализм подвергает художественному анализу и
саму общественно-историческую ситуацию и
показывает эту ситуацию не как фон, на котором
действует романтический герой, а как силу,
влияющую, формирующую, изменяющую характер,
ценности, судьбу человека. Поэтому персонажи
реалистического произведения – это всегда
определенный социальный тип.
ДИКТОР. Анализ общественно-исторической ситуации и ее влияния на человека часто приводит художников к отрицательной ее оценке как несправедливой, бесперспективной. Поэтому реализм XIX века часто называют критическим реализмом. Вы согласны с таким утверждением?
ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. Однозначно ответить на
этот вопрос сложно. Реалистическое искусство
несет и положительное содержание: оно показывает
богатство душевного мира людей, огромное
разнообразие уникальных человеческих
характеров и неисчерпаемую способность человека
меняться в течение жизни, природы, быта
нравственных традиций, учит внимательно
наблюдать привычные явления жизни, лучше
понимать других и самого себя.
С другой стороны, реалистическое искусство XIX
века, с его вниманием к судьбе и неповторимому
внутреннему миру отдельного человека теряет
обобщенный образ “идеального героя”.
ДИКТОР. Понятие реализма в изобразительном искусстве включает в себя метод “изображение жизни в формах самой жизни”. Можно ли считать эту формулировку удачной?
ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. Не совсем, т.к. реалист не копирует действительность, а трансформирует ее, создавая художественный образ, и в этом не отличается от художников других направлений. Тем не менее, в ней отражено стремление реалиста к зрительному правдоподобию, имеющему как сильные стороны (полнокровность, убедительность, правдивость), так и слабые (излишняя зависимость от натуры, иногда нарочитая иллюстративность сюжетных картин).
ДИКТОР. Кто сформулировал понятие “реализма” В XIX веке?
ТЕОФИЛЬ ТОРЕ. В изобразительном искусстве – Гюстав Курбе.
ДИКТОР. Спасибо господину Торе за
беседу. О Гюставе Курбе у нас еще пойдет речь.
Начало реалистическому направлению во
французской живописи второй половине XIX века
положил пейзаж барбизонской школы.
В противоположность представителям
классической живописи, изображавшим обычно виды
Италии, барбизонцы обратились к теме
национального пейзажа. Любой простой пейзажный
мотив, по их мнению, достоин кисти художника.
Субъективность романтиков в трактовке сюжета
они стремились противопоставить большую
объективность в наблюдении и отображении
окружающего мира.
Из деревни Барбизон передает наш собственный
корреспондент ______.
ЖУРНАЛИСТ. Барбизон, маленькая
деревушка на окраине Фонтебло, загородной
королевской резиденции близ Парижа, ничем
особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из
французских художников XVII или XVIII столетия
пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи
этих мест. Однако именно в Барбизоне
предпочитает работать группа живописцев,
получившая название барбизонской школы.
Изображение обыкновенной природы, лишенной
драматических эффектов, стала своеобразным
манифестом этих художников, для которых жесткие,
консервативные и далекие от жизни требования
академии были неприемлемы и мешали творческому
развитию.
Мне удалось взять интервью у наиболее известных
представителей барбизонской школы.
Господин Добиньи, какую тематику Вы выбираете в
своем творчестве?
ДОБИНЬИ. Я предпочитаю изображать простую, незатейливую природу и крестьян. Также увлекаюсь видами рек и озер. Некоторые пейзажи писал прямо в лодке.
ЖУРНАЛИСТ. Господин Руссо, расскажите о Вашей творческой индивидуальности.
Т. РУССО. Возможно, что это тяготение к подчеркиванию вечного в природе. В изображении деревьев, лугов, равнин я вижу вещественность мира, материальность, объемность.
ЖУРНАЛИСТ. Господин де ла Пенья, скажите, какие изменения произошли в Вашей живописи после знакомства с Руссо?
ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. После знакомства с Руссо мои пейзажи стали серьезнее, утратили былую декоративность. Стали больше привлекать тонкие цветовые переходы, изображение света и воздуха.
ЖУРНАЛИСТ. Господин Дюпре, какие особенности отображает Ваше знаменитое полотно “Большой дуб”?
ДЮПРЕ. На картине изображен простой сельский вид с пастухом и коровами, идущими на водопой. Над ними возвышается громада старого дуба. Все в мире связано – люди, животные, вода и небо. Но природа, по моему мнению, важнее и значительнее человека.
ДИКТОР. Барбизонцы настраивали
палитру в лад с любимой природой, но еще не
подошли к мысли, что живопись, как и природа,
обладает собственными ресурсами поэзии и может
внести в мир видимостей свои чары. Эта идея (так
называемого пейзажа настроения) уже брезжила в
искусстве Камиля Коро.
О нем наш следующий репортаж. Передает _______________.
ЖУРНАЛИСТ. Камиль Коро родился в 1796
году. Получил образование в мастерской
пейзажиста Бертена и почти в 30-летнем возрасте
впервые попал в Италию, чтобы, по его словам,
писать круглый год под открытым небом.
Через 3 года Коро возвращается в Париж, где его
ждут и первые успехи, и первые неудачи. В Салонах
он хотя и выставляется, но всегда помещается в
самых темных местах, где пропадает весь его
изысканный колорит. Знаменательно, что Коро
приветствуют романтики. Не впадая в отчаяние от
неуспеха у официальной публики, Коро пишет этюды
для себя и скоро становится создателем интимного
пейзажа, “пейзажа настроения”: “Воз сена”,
“Колокольня в Аржантее”.
В маленьком городке под Парижем (Вилль д’Аврэ)
Коро создает свои лучшие пейзажи, которые часто
населял нимфами или другими мифологическими
существами; свои лучшие портреты.
Человек в пейзажах Коро органически входит в мир
природы. Это живущие и делающие свою извечную
простую, как жизнь, работу люди: женщины,
собирающие хворост, возвращающиеся с поля
крестьяне.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий,
ночной мрак, что так любили романтики. Он
изображает предрассветную пору или густые
сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой
мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки
обволакивают формы, усиливают серебристую
воздушность. Но главное – изображение всегда
пронизано личным отношением художника, его
настроением.
ДИКТОР. Особая роль в формировании
критического реализма в искусстве Западной
Европы принадлежит Гюставу Курбе.
“Павильон реализма” – так назывался барак, в
котором Курбе устроил свою выставку по соседству
со Всемирной выставкой 1855 года. Поводом к этому
отдельному выступлению послужил отказ жюри
принять на Всемирную выставку произведения
Курбе, среди которых были программные работы,
такие, как “Похороны в Орнане” и “Мастерская”.
Мимо павильона реализма вряд ли прошел хоть один
художник. Этот показ картин Курбе был вехой в
истории развития реализма в европейском
искусстве.
Одна из работ Гюстава Курбе – “Похороны в
Орнане” – была продана сегодня на одном из
аукционов в Париже.
С аукциона передает наш собственный
корреспондент из Франции ________.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Я нахожусь на аукционе
в Париже, где только что продана картина Гюстава
Курбе “Похороны в Орнане”. Произведение куплено
музеем Орсе, Париж. К сожалению, картину внести на
аукцион было невозможно, поэтому всем
присутствующим раздали вот такие небольшие
репродукции.
Само произведение Курбе – 23 фута шириной и 11
футов высотой.
Художник изобразил большую и разнообразную
группу орнанцев – мужчин и женщин, собравшихся у
открытой могилы одного из своих сограждан.
Момент смерти придает происходящему
серьезность. В самом центре картины зияет яма
могилы со случайно выкопанным черепом; шествие
образует полукруг, в правой части которого
получаются два встречных движения: прошедших
мимо могилы и возвращающихся к ней.
Можно установить личности почти всех
изображенных: их 45, некоторые еле видны, или
заслоняют друг друга, или чуть различимы. Критики
полагают, что в самой крайней фигуре слева
художник изобразил самого деда Удо, впечатления
от похорон которого, собственно, и были
побуждением к замыслу картины. Он, очевидно,
написан позднее, возможно по этюду, т.к. умер
годом раньше, чем Курбе начал свою картину.
ДИКТОР. На путь реалистического
искусства одновременно с Курбе встал Жан Жак
Милле. Очень часто их имена стоят рядом. Но, в
сущности, они мало похожи. Милле слабее Курбе как
живописец – его живопись суховата, почти
бескрасочна, – но выше его как художник. Он
владел поэзией сердца, которую напрасно было бы
искать у Курбе.
Из музея Орсе в Париже передает наш собственный
корреспондент ________
КОРРЕСПОНДЕНТ. Жан Франсуа Милле
родился в семье зажиточного крестьянина из
маленькой деревушки Грюши на берегу пролива
Ла-Манш близ Шербура. Его художественные
способности были восприняты семьей как дар
свыше. Родители дали ему деньги и позволили
учиться живописи. В 1837 году он приехал в Париж и 2
года занимался в мастерской живописи Поля
Делароша. С 1840 года Милле начал выставлять свои
работы в Салоне.
В 1849 году Милле поселился в Барбизоне. Тема
крестьянской жизни и природы стала главной для
Милле. “Я крестьянин и ничего больше, как
крестьянин”, – говорит он о себе.
Тяжесть крестьян, их нищета и смирение
отразились в картине “Сборщицы колосьев”.
Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком
поклоне – только им удастся собрать оставшиеся
после жатвы колосья. Вся картина наполнена
солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки
публики и критики, что заставило мастера
временно обратиться к более поэтичным сторонам
крестьянского быта. Так появляется картина
“Анжелюс”, где неяркие коричневатые тона
пейзажа, освещенного лучами заходящего солнца,
создают ощущение покоя.
Пейзаж – позднее увлечение Милле. Он никогда не
пишет картины с натуры. Он любит ходить по лесу и
делать маленькие зарисовки, а потом по памяти
воспроизводить понравившийся мотив. Художник
подбирает цвета для своих картин, стремясь не
только воспроизвести пейзаж, но и достичь
гармонии колорита.
ДИКТОР. В Германии в конце XVIII века был
изобретен новый вид графики – литография.
Оттиски выполнялись переносом краски под
давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Мастера могли с помощью этой техники передавать
множество оттенков черного цвета, различные по
характеру штрихи и пятна, а также прекрасно
имитировать карандашный рисунок и набросок
тушью.
Расцвет литографии во Франции произошел в 30 –
40-ых годах XIX века, что было связано с активным
участием прессы в общественной жизни. Одним из
самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.
Фрагмент интервью с художником мы предлагаем
вашему вниманию. Записала ________.
ЖУРНАЛИСТ. Добрый день. Сегодня у нас в гостях карикатурист Оноре Домье. Господин Домье, скажите, что Вы обличаете в своих произведениях?
ДОМЬЕ. Ханжество, алчность, духовную пустоту правительства. После запрещения политических карикатур, я подвергаю осмеянию весь общественный строй Июльской монархии.
ЖУРНАЛИСТ. Как Вы отреагировали на террор, наступивший после Июльской монархии?
ДОМЬЕ. Я думаю, что лучше всего на этот вопрос ответит моя картина “Улица Транснонен”.
ЖУРНАЛИСТ. Как Вы достигаете огромной силы образов?
ДОМЬЕ. О, я просто рисую, а мои рисунки не требуют расшифровки и толкований.
ЖУРНАЛИСТ. Согласны ли Вы с тем, что многие говорят: “Домье – только сатирик”?
ДОМЬЕ. Нет, конечно. Наряду с карикатурами, у меня есть и положительный образ человека – это люди физического и умственного труда, рабочие, прачки, ремесленники и др. Просто, как живописец, я не выставлял свои работы, поэтому они неизвестны.
ЖУРНАЛИСТ. На живописных полотнах вы изображаете творческие усилия и физическое напряжение. Но непосильный труд изнуряет человека.
ДОМЬЕ. В этом жизненный закон.
ЖУРНАЛИСТ. И последний вопрос. Кто в Вашем представлении Дон Кихот?
ДОМЬЕ. Великий мечтатель, большой ребенок, искренне верящий в добро и справедливость.
ДИКТОР. В живописи Англии
главенствующее положение сохранила
академическая школа. Неглубокие, слащавые, с
надуманными сюжетами работы членов лондонской
Королевской академии искусств пользовались
большой популярностью у невзыскательной
викторианской публики. Однако во второй половине
XIX века академия не дала ни одного интересного
художника. Наиболее ярким явлением этой эпохи
стало творчество “Братства прерафаэлитов” –
первого в истории английской живописи
объединения художников.
Из галереи Тейта, где собрано большое количество
работ прерафаэлитов, передает наш собственный
корреспондент _______________.
КОРРЕСПОНДЕНТ. История братства
началась в 1848 году, когда познакомились студенты
школы Королевской академии Уильям Холмен Хант,
Данте Габриэл Россетти и Джон Эверетт Миллес.
Идеалом прерафаэлитов стало искусство
итальянского кватроченто – “дорафаэлевское”.
Особенно привлекал их Боттичелли. Они извлекли
из забвения наследие Блейка. Но не подражали ни
кватрочентистам, ни Блейку, а старались быть
самим собой, непосредственно выражая свои
чувства и свое видение природы. Как истые
романтики, они черпали вдохновение из старинных
легенд, рыцарского эпоса, Библии, творений
Шекспира и Данте, но изображали эти сюжеты,
избегая и академических штампов, и тяжеловесного
“археологизма современников. Они хотели
проникнуться простотой духа, свойственной
раннему христианству и средним векам. Если
писали Христа, то это был Христос бедняков, босой,
стучащийся в дверь убого жилища (знаменитая
картина Ханта “Светоч мира”). Оригинально и
свежо трактовал сюжет Благовещения Россетти:
хрупкая, робко сжавшаяся Мария, в белой ночной
рубашке, покорно внимает вести бескрылого
ангела, который обрекает эту земную девушку на
неземной подвиг.
ДИКТОР. В Англии работает один из самых
независимых и своеобразных художников XIX века –
Джеймс Уистлер. Его творческие поиски, как и у
прерафаэлитов, были направлены против
академизма; он пытался отобразить на холсте
непосредственное восприятие окружающего мира.
Джеймс Уистлер – наш сегодняшний гость.
Господин Уистлер, с чем связаны такие
оригинальные названия картин?
УИСТЛЕР. Просто один из критиков назвал мою картину “Девушка в белом” “симфонией в белом”. Мне понравилось, и я стал называть свои произведения музыкальными терминами.
ДИКТОР. Ваше произведение “Девушка в белом”, как и произведение Э.Мане “Завтрак на траве”, подверглись наибольшей критике на выставке 1862 года. Что не понравилось публике?
УИСТЛЕР. Они посчитали живопись незаконченной, грубой, лишенной привычной академической гладкости. А я ведь просто стремился найти гармоническое единство большого числа оттенков белого цвета.
ДИКТОР. Вы в своем творчестве обращаетесь к пейзажу. Что Вас особенно привлекает?
УИСТЛЕР. Я не просто обращаюсь, посвящаю себя пейзажу. Привлекают меня сумерки, время тонких полутонов и множества синих оттенков.
ДИКТОР. И, в заключение, можно я раскрою
один Ваш секрет?
В поисках нужного тона Джеймс Уистлер заранее
смешивает краски. Этот процесс длится иногда
несколько дней. Вместо палитры он использует
крышку полированного стола. К концу сеанса стол
превращается в место красок и напоминает его
пейзажи.
Немецкое искусство во второй половине XIX века
развивается в одном направлении с другими
европейскими школами: обогатившись в середине
столетия новыми изобразительными средствами,
художники, испытавшие разочарование как в
реализме, так и в подражании старым мастерам,
вели поиск новых тем и путей их воплощения.
Крупнейшим мастером немецкого искусства
является берлинский живописец и график Адольф
фон Менцель.
Из государственного музея передает наш
собственный корреспондент в Германии _________.
КОРРЕСПОНДЕНТ. Только что состоялось
открытие выставки художника Адольфа фон Менцеля.
Он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его
иллюстрации к труду Франца Куглера “История
Фридриха Великого” замечательны живым чувством
исторического быта.
Затем внимание фон Менцеля привлекла работа на
натуре. Его заинтересовали живые впечатления,
движение воздуха и света. Он создает яркие и
цельные образы повседневности (“Комната с
балконом”, “Железная дорога Берлин – Потсдам”).
Фон Менцель – автор первой в искусстве Германии
картины на индустриальную тему
(“Железнодорожный завод”), где делает своим
героем не человека, а машину.
На выставке представлены работы Вильгельма
Лейбля, живущего в Баварии и посвящающего
большинство картин быту местных крестьян.
ДИКТОР. И, в заключение, специальный
репортаж из Франции. Здесь состоялась необычная
выставка, устроенная в парижском ателье.
С места событий передает наш собственный
корреспондент ____________.
КОРРЕСПОНДЕНТ. На выставке
“Анонимного общества художников, живописцев,
скульпторов, граверов и литографов”
представлено несколько живописных полотен, одно
из которых привлекло внимание всех посетителей
выставки. Это картина Клода Моне “Впечатление.
Восход солнца” – вид гавани, окутанной розовым
туманом, сквозь пелену которого проступает
утреннее солнце. Критик газеты “Шаривари”
назвал творчество участвующих в выставке
художников “впечатлением”. И вот уже несколько
часов слышно как люди говорят “импрессионисты”,
имея в виду художников этой выставки.
Одним их важнейших правил, которым следуют
импрессионисты, это работа на пленэре. Выйдя на
улицу навстречу свету и воздуху, художник
попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от
условий мастерской. Здесь исчезают четкие
контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно,
можно изобразить лишь мгновенно возникшее
впечатление о цвете и форме предмета.
Решая эту задачу, импрессионисты пришли к
совершенно новому методу живописи. Они
отказались от смешанных цветов, стали писать
чистыми яркими красками, густо нанося их
отдельными мазками.
ДИКТОР. Это была программа “Хроника событий”. Кратко об основных событиях дня:
- Главным художественным направлением становится реализм. Во Франции начало реалистическому направлению положили барбизонцы, которые воссоздали подлинный реальный пейзаж, в котором протекала жизнь простого народа.
- Одним из создателей пейзажа настроения стал Камиль Коро. Это означало готовность человека перед лицом природы оставаться самим собой.
- Развитие критического реализма нашло отражение в творчестве Г. Курбе, Ж. Ф. Милле.
- Новый вид графики – литография, изобретенный в Германии в XVIII веке, расцвел во Франции благодаря Оноре Домье.
- В истории Англии появляется первое объединение художников: “Братство прерафаэлитов”, открывших мир образов средневековой английской литературы.
- Одним из самых интересных и необычных художников в Англии является Джеймс Уистлер, чья индивидуальная манера письма, свобода кисти, стремление наиболее точно выразить сущность природы и человека с помощью цветовой гармонии свидетельствовали о том, что появилось новое в искусстве.
- Индустриальная тема впервые в Германии зазвучала у Адольфа фон Менцеля. Живописец создает яркие и цельные образы повседневности.
- Необычная выставка во Франции заявила о появлении нового направления – импрессионизма, представители которого утверждают, что изобразить можно лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета.
О том, как будут развиваться события, в нашей следующей передаче.