Тема урока: Перенос слов с мягким знаком. Обобщение правил переноса слов.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с особенностями переноса слов с мягким знаком в середине;
2) учить анализу языкового материала и обобщению грамматических правил (на примере правил переноса слов);
3) развивать наблюдательность, чувство юмора, совершенствовать умение сочинять короткие стихи по заданным рифмам;
4) познакомить с новым вариантом написания мягкого знака (с узелковым соединением).
Оборудование: опорные таблицы правил переноса слов, магнитная доска, табличка чистописания “Мягкий знак”, индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Каллиграфия.
- Гимнастика для пальцев.
- Чистописание: анализ нижнего соединения для варианта ЬТ (не удобно, поэтому применяем среднее петельное соединение). Закрепление: ЬТ, ЬЕ.
- Словарь.
- Новый материал: ПАЛЬТО (прописать одну строчку, соблюдая петельное соединение ЬТ) + ПЛАТЬЕ = ? Назвать одним словом: ОДЕЖДА (устная работа - выход на новую словарную тему “Одежда”).
- Проговаривание изученных ранее словарных слов (с. 204 учебника).
- Самостоятельная работа № 1 на индивидуальном листе “Кто разбудит спящие слова?” (вставит пропущенные буквы).
Физминутка.
- Определение проблемы урока: в сегодняшнем словарном материале найти слова, подходящие к теме урока ( с мягким знаком).
- Цель урока: выучить последнее правило переноса слов.
- Опорное повторение: что нужно сделать со словом, готовясь к его переносу?
Здесь у нас порядок строгий:
Делим мы слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам!
Упражнение 60 (со с.30 учебника перенесено на индивидуальный лист). Какие слова нельзя переносить? Почему?
- Анализ языкового материала (упражнение 61):
- Чему научимся, выполняя упражнение? (Переносить слова с Ь).
- Как переносить слова с мягким знаком в середине?
- Читать правило (с. 29 учебника), составить опорную схему правила.
- С каким правилом оно сходно? (Перенос слов с Й)
- Закрепление:
- Устно (подвижные таблички у учителя): ЗАЙ-ЧИК, РУЧЕЙ-КИ, КОНЬ-КИ, АЛЬ-БОМ.
- Письменно: упражнение 62. Для чего будем выполнять его? (Проверим, научились ли разделять слова с мягким знаком для переноса.)Дополнительно: сколько слогов в слове СКВОРЕЧНИК?
Почему оно пишется без мягкого знака в середине ? (ЧН)
Физминутка.
- Веселая минутка (закрепление изученного материала).
- “Сочиняй-ка” (3 ученика на индивидуальных досках):
— С каким новым правилом сегодня познакомились? Как перенести эти слова: деньки, васильки; зверьки, ручейки; коньки, огоньки ?
— Что заметили в звучании этих пар слов? (Рифмуются)
— Сочинить маленькие стихи с такими рифмами (по желанию).
- Игра “Помоги Незнайке” (2 ученика на магнитной доске):
Перенес слова Незнайка:
ЗА-ЙКА, ЛЕ-ЙКА, ЧА-ЙКА, МА-ЙКА
А еще он перенес:
РО-ЖЬ, Я-ЧМЕНЬ, ГО-РОХ, О-ВЕС
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?— Какие правила не знал Незнайка?
- Проверка “Сочиняйки”:
(Настали теплые деньки.
Синеют в поле васильки.
Словно шустрые зверьки,
Побежали ручейки.
Быстро мчат меня коньки,
Лишь мелькают огоньки.)
- Самостоятельная работа на индивидуальных листах (задание № 3):
Разделить данные слова на слоги и для переноса. Есть разница? Какая?
СЛОГИ ПЕРЕНОС молния
зима
ухожу
огурец
вода
играю
радиомол-ния
- Обобщение правил переноса слов:
а) по опорным схемам;
б) в стихах учителя.
- Итог урока: узнали правила переноса слов с мягким знаком в середине; обобщили все правила переноса слов.