Способы записи алгоритмов

Разделы: Информатика


Цели урока:

1) формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем;
2) формирование умений устанавливать соответствие между командами алгоритма, записанного словесно, и элементами блок-схемы;
3) формирование представлений учащихся о том, что для решения одной и той же задачи могут быть составлены разные алгоритмы, и один и тот же алгоритм может быть использован для решения целого класса однотипных задач;
4) закрепление навыков работы в графическом редакторе;
5) развитие логического мышления учащихся через использование субъективного опыта в новых ситуациях.

Оформление доски.

Рис. 1

Дидактический материал:

таблица со сменными карточками для работы у доски;
конверты с набором карточек, содержащих элементы блок-схемы;
дискеты с набором индивидуально подобранных графических файлов для проведения практической работы;
задания к практической работе на карточках.

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин.)

Сообщение цели урока:

Учиться составлять и записывать алгоритмы с помощью блок-схем.

Выяснить:

Может ли один и тот же алгоритм использоваться для решения различных задач?
Верно ли, что для решения каждой конкретной задачи может быть составлен единственный алгоритм?

2. Повторение, проверка домашнего задания. (8 мин.)

Фронтально (работа по таблице у доски).

Рис. 2

1) Можно ли исполнить алгоритм, не зная содержания задачи? (Ответ: да, так как известны действия и их порядок).
2) Как называется такое исполнение алгоритма? (Ответ: формальное)
3) Исполните данный алгоритм при а=7 и в=9. (Ответ:63).
4) Придумайте задачу, для решения которой может быть использован данный алгоритм. (Ответ: увеличение числа в несколько раз, определение стоимости покупки, вычисление расстояния по скорости и времени и т.д.).
Сформулируйте вывод:
(Ответ: один и тот же алгоритм может быть использован для решения целого класса однотипных задач.).
5) Изменится ли результат исполнения алгоритма, если элементы блок-схемы поменять местами?

Рис. 3

(Ответ: да, так как результат исполнения алгоритма зависит не только от набора действий, но и от их порядка).
6) Исполните данный алгоритм при а=7 и в=9

3. Работа в тетради. (7 мин.)

Составьте и запишите алгоритм вычисления суммы двух чисел (учащиеся работают с шаблонами элементов блок-схемы).

Рис. 4

4. Задание на дом: (2мин.)

Составить задачи, для решения которых можно использовать данный алгоритм.

5. Работа с карточками. (10 мин.)

Всем учащимся раздаются конверты с набором элементов блок-схем(наборы подбираются дифференцированно).

Составьте алгоритм вычисления:

1) площади прямоугольника,
2) площади треугольника (какими действиями можно заменить команду "введите а, в, с"?),
3) периметра прямоугольника,
4) периметра треугольника,
5) скорости по значению расстояния и времени.

Объясните смысл действия а:=а*2.

6. Практическая работа на ЭВМ. (15 мин.)

Учащиеся получают дискеты с индивидуально подобранными файлами (файлы имеют одинаковые имена, но разный набор элементов. Задания дифференцированы по уровню сложности.)

Задание:

В графическом редакторе Paintbrush откройте файл b:\BLOK\*.bmp (список файлов приведен на доске).

Выполните указанное задание.

Сохраните файл на дискете с тем же именем.

Задания в файлах:

1) собрать алгоритм вычисления периметра треугольника по длинам его сторон.
2) составить алгоритм для получения числа 10 из 1, если в СКИ входят команды "умножить на 2" и "увеличить на 1"
3) составить алгоритм построения квадрата для исполнителя, который умеет выполнять команды "чертить отрезок" и "повернуть направо".

В качестве примера приведен один из вариантов (Рис. 5, рис. 6, рис. 7).

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Для проверки работы на закрытой доске собрать алгоритм получения 10 из 1.

Проверка и самооценка работы: открыть файл otwet.bmp.(рис.8)

Рис. 8

1) Можно ли сказать, что работа выполнена неверно, если ваши алгоритмы не совпали с приведенными ответами? Докажите.
Проверка работы на доске.
2) Можно ли решить эту задачу, используя другой алгоритм? Предложите самый рациональный из алгоритмов, самый длинный из них.
Сделайте вывод.
(Ответ: Для решения одной и той же задачи могут быть составлены разные алгоритмы.)
Запишите выводы в тетрадь:

Один и тот же алгоритм может использоваться для решения целого класса однотипных задач.

Для решения одной и той же задачи могут быть составлены разные алгоритмы.

Задание на дом на "5". Составьте задачу, для решения которой можно предложить разные алгоритмы.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

Что вам кажется проще: составлять или выполнять алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут пригодиться вам эти знания?
Знаниями из каких школьных предметов вы пользовались при выполнении заданий?
Оценка работы учащихся.