Тема:"Имя числительное"
Предмет: русский язык
Система: развивающая система обучения Л.В.Занкова
Класс: 3 (1 - 4)
Оборудование: карточки с цифрами 3,4,5; опорные слова "часть речи", "количество", "порядок", "сколько", "какой"; карточки с самостоятельной работой.
Цели: познакомить с понятием "Числительное", повторить изученный материал по темам: "Устойчивые словосочетания", "Этимология слова", "Части речи". Развивать мышление, память, речь, эмоции, волю. Воспитывать уважение к предмету, природе, умение работать коллективно и самостоятельно.
Ведущий метод: проблемно - поисковый
ХОД УРОКА.
- Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей.
- Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке познакомимся с новой темой, она не обозначена на доске, вы определите ее сами. Повторим уже знакомый вам материал. Будем работать самостоятельно и в группах. За урок каждый из вас получит две отметки. Вы сами оцените свою работу на уроке и получите отметку за самостоятельную работу по новой теме. Будьте внимательны.
- Вспомните, что было задано на дом? (подобрать синонимы к словам "охранять", "растение", "роскошь", "животное".)
На доске предложение:
Охраняй роскошный мир растений и животных!
- Замените все возможные слова синонимами. (Береги богатый мир флоры и фауны!)
- Почему необходимо беречь природу?
- С какой целью необходимо научиться подбирать к словам синонимы?
- Где это умение может вам пригодиться?
- Подберите синоним к слову ЗАГАДКА.
- Вы любите отгадывать загадки?
- Всесторонняя проверка знаний.
а) Орфография. Фразеология.
Отгадайте три слова:
- Ягода, состоящая из малых ягодок - зернышек, используется в лекарственных целях.
М__ЛИНА (запишем на доске и в тетрадях). Выделите орфограмму.
- Слово спрятано в предложении:
--------- на ухо наступил.
- Какое слово пропущено? (медведь)
- Какое предложение получилось?
- Как называют подобные словосочетания? (фразеологический оборот)
- Объясните смысл получившегося оборота.
- Запишем слово М__ДВЕ__Ь. Объясните орфограмму.
- Слово из словаря, 3 склонения, начинается с буквы "т".
(Тетрадь) Запишите слово. Объясните орфограммы.
б)Этимология слова.
- Перед вами три слова: малина, медведь, тетрадь.
- Какие задания я могу предложить вам к этим словам?
- Определите этимологию слова ( историю возникновения)
- Работаем в группах. Три ряда - три исследовательские группы. Выберите в каждой группе главного исследователя.
- 1 - я группа определяет варианты возникновения слова малина. (Опора - рисунок ягоды)
- 2 - я группа - слова медведь. (Опора - рисунок медведя с бочонком меда)
- 3 - я группа - слова тетрадь. ( Опора - образец первоначальной тетради, цифры 3, 4, 5)
- Пояснение для 3-й группы: в слове "тетрадь" "спрятано" число, если вы внимательно рассмотрите образец тетради, вы догадаетесь, о каком числе идет речь, как оно связано с происхождением слова.
После обсуждения, исследовательские группы защищают свои предположения.
Малина - маленькая, медведь - ведает медом, тетрадь - тетра ( четыре)
В тетрадях дети записывают слова: маленькая, ведает, мед, четыре.
- Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.
- Что объединяет все эти слова?
- Определите части речи.
Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слова "четыре". Четыре - число, возможно, эта часть речи числительное…
- От какого слова образовалось "числительное"? (число)
- Назовите тему урока.
-
Усвоение новых знаний.
- Что мы уже узнали о числительном?
- На доске появляются опорные слова.
Часть речи - Количество - Сколько.
- Посмотрите внимательно на доску. Заметили ли вы на доске числительные? (Десятое апреля - дата проведения урока)
- Задайте вопрос к слову "десятое"?
- Какая часть речи отвечает на вопрос "какое" (прилагательное)
- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
- Что обозначает в данном случае слово "десятое"?
- Какое было вчера число, какое будет завтра? (порядок)
- На доске появляются опорные слова
Порядок - Какой.
- Приведите примеры числительных.
- Я начну…. Пятый день (какой?) - порядок.
Восемь лет (сколько) - количество. Используйте опору.
- Сделайте вывод, Что вы можете рассказать о числительном?
- Сверимся с учебником. Прочитайте правило. Вы сделали правильный вывод.
-
Первичная проверка знаний.
- Поднимите руку, кто может без труда определить имя числительное?
- Выполните задание, оно сложное, но интересное. Определите на слух, какое количество числительных я зачитаю?
ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ
ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК
ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА
ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ
- У каждого из вас на столе три цифры - 3, 4, 5. Покажите ту цифру, которая обозначает количество услышанных вами числительных.
- Проверим, назовите числительные, докажите свое мнение.
- Разделите слова на 2 группы, укажите признак.
1. Сколько (Количественные)
2. Какой? Какая? ( Порядковые)
Могут быть другие варианты?
-
Закрепление новых знаний. Контроль.
Самостоятельная работа (2 варианта). Из трех заданий ученику предлагается выполнить два любых. См. приложение.
-
Обобщение по уроку. Итог. Домашнее задание.
Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Как и где можете применить эти знания?
- Оценка. Самооценка.
У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? Покажите свои отметки, положите в дневник.
Приложение
В - 1.
Фамилия, имя_______________________________________
- Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.
- Замени цифры количественными числительными.
- Замени устойчивые словосочетания одним словом.
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
11_______________________________
3_______________
15_______________________________
9________________
Баклуши бить__________________________
Душа в пятки ушла_____________________
В - 2.
Фамилия, имя_______________________________________
- Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
- Замени цифры количественными числительными.
10_______________________________
7_______________
19_______________________________
8________________
- Замени устойчивые словосочетания одним словом.
Зарубить на носу__________________________
Витать в облаках_____________________