Конспект урока русского языка в начальной школе по теме: "Имя числительное"

Разделы: Начальная школа


Тема:"Имя числительное"

Предмет: русский язык

Система: развивающая система обучения Л.В.Занкова

Класс: 3 (1 - 4)

Оборудование: карточки с цифрами 3,4,5; опорные слова "часть речи", "количество", "порядок", "сколько", "какой"; карточки с самостоятельной работой.

Цели: познакомить с понятием "Числительное", повторить изученный материал по темам: "Устойчивые словосочетания", "Этимология слова", "Части речи". Развивать мышление, память, речь, эмоции, волю. Воспитывать уважение к предмету, природе, умение работать коллективно и самостоятельно.

Ведущий метод: проблемно - поисковый

ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей.
  2. Сегодня на уроке познакомимся с новой темой, она не обозначена на доске, вы определите ее сами. Повторим уже знакомый вам материал. Будем работать самостоятельно и в группах. За урок каждый из вас получит две отметки. Вы сами оцените свою работу на уроке и получите отметку за самостоятельную работу по новой теме. Будьте внимательны.

  3. Проверка домашнего задания.
  • Вспомните, что было задано на дом? (подобрать синонимы к словам "охранять", "растение", "роскошь", "животное".)

На доске предложение:

Охраняй роскошный мир растений и животных!

    • Замените все возможные слова синонимами. (Береги богатый мир флоры и фауны!)
    • Почему необходимо беречь природу?
    • С какой целью необходимо научиться подбирать к словам синонимы?
    • Где это умение может вам пригодиться?
    • Подберите синоним к слову ЗАГАДКА.
    • Вы любите отгадывать загадки?
  1. Всесторонняя проверка знаний.

а) Орфография. Фразеология.

Отгадайте три слова:

  1. Ягода, состоящая из малых ягодок - зернышек, используется в лекарственных целях.

М__ЛИНА (запишем на доске и в тетрадях). Выделите орфограмму.

  1. Слово спрятано в предложении:

--------- на ухо наступил.

    • Какое слово пропущено? (медведь)
    • Какое предложение получилось?
    • Как называют подобные словосочетания? (фразеологический оборот)
    • Объясните смысл получившегося оборота.
    • Запишем слово М__ДВЕ__Ь. Объясните орфограмму.
  1. Слово из словаря, 3 склонения, начинается с буквы "т".

(Тетрадь) Запишите слово. Объясните орфограммы.

б)Этимология слова.

    • Перед вами три слова: малина, медведь, тетрадь.
    • Какие задания я могу предложить вам к этим словам?
    • Определите этимологию слова ( историю возникновения)
    • Работаем в группах. Три ряда - три исследовательские группы. Выберите в каждой группе главного исследователя.
    • 1 - я группа определяет варианты возникновения слова малина. (Опора - рисунок ягоды)
    • 2 - я группа - слова медведь. (Опора - рисунок медведя с бочонком меда)
    • 3 - я группа - слова тетрадь. ( Опора - образец первоначальной тетради, цифры 3, 4, 5)
    • Пояснение для 3-й группы: в слове "тетрадь" "спрятано" число, если вы внимательно рассмотрите образец тетради, вы догадаетесь, о каком числе идет речь, как оно связано с происхождением слова.

После обсуждения, исследовательские группы защищают свои предположения.

Малина - маленькая, медведь - ведает медом, тетрадь - тетра ( четыре)

В тетрадях дети записывают слова: маленькая, ведает, мед, четыре.

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.
    • Что объединяет все эти слова?
    • Определите части речи.

Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слова "четыре". Четыре - число, возможно, эта часть речи числительное…

    • От какого слова образовалось "числительное"? (число)
    • Назовите тему урока.
  1. Усвоение новых знаний.

    • Что мы уже узнали о числительном?
    • На доске появляются опорные слова.

Часть речи - Количество - Сколько.

    • Посмотрите внимательно на доску. Заметили ли вы на доске числительные? (Десятое апреля - дата проведения урока)
    • Задайте вопрос к слову "десятое"?
    • Какая часть речи отвечает на вопрос "какое" (прилагательное)
    • Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
    • Что обозначает в данном случае слово "десятое"?
    • Какое было вчера число, какое будет завтра? (порядок)
    • На доске появляются опорные слова

Порядок - Какой.

    • Приведите примеры числительных.
    • Я начну…. Пятый день (какой?) - порядок.

Восемь лет (сколько) - количество. Используйте опору.

    • Сделайте вывод, Что вы можете рассказать о числительном?
    • Сверимся с учебником. Прочитайте правило. Вы сделали правильный вывод.
  1. Первичная проверка знаний.

    • Поднимите руку, кто может без труда определить имя числительное?
    • Выполните задание, оно сложное, но интересное. Определите на слух, какое количество числительных я зачитаю?

ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ

ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК

ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА

ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ

    • У каждого из вас на столе три цифры - 3, 4, 5. Покажите ту цифру, которая обозначает количество услышанных вами числительных.
    • Проверим, назовите числительные, докажите свое мнение.
    • Разделите слова на 2 группы, укажите признак.

1. Сколько (Количественные)

2. Какой? Какая? ( Порядковые)

Могут быть другие варианты?

  1. Закрепление новых знаний. Контроль.

Самостоятельная работа (2 варианта). Из трех заданий ученику предлагается выполнить два любых. См. приложение.

  1. Обобщение по уроку. Итог. Домашнее задание.

Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Как и где можете применить эти знания?

  1. Оценка. Самооценка.

У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? Покажите свои отметки, положите в дневник.


Приложение

В - 1.

Фамилия, имя_______________________________________

  1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.
  2. Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

  3. Замени цифры количественными числительными.
  4. 11_______________________________

    3_______________

    15_______________________________

    9________________

  5. Замени устойчивые словосочетания одним словом.

Баклуши бить__________________________

Душа в пятки ушла_____________________


В - 2.

Фамилия, имя_______________________________________

  1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.

  1. Замени цифры количественными числительными.

10_______________________________

7_______________

19_______________________________

8________________

  1. Замени устойчивые словосочетания одним словом.

Зарубить на носу__________________________

Витать в облаках_____________________