Тема урока: "Логические основы компьютера"

Разделы: Информатика


Знать:

  1. основные понятия алгебры логики;
  2. принцип действия логических элементов И, ИЛИ, НЕ;
  3. основные законы логики;
  4. назначение и принцип действия основных логических блоков;
Основные понятия и определения:
  1. логика;
  2. алгебра логики;
  3. высказывание;
  4. логическая переменная;
  5. простое высказывание;
  6. сложное высказывание;
  7. логические операции;
  8. инверсия;
  9. конъюнкция;
  10. дизъюнкция;
  11. таблица истинности;
  12. упрощение сложных высказываний;
Уметь:
  1. выявлять из данных фраз те, которые являются высказываниями;
  2. определять истинность данного высказывания;
  3. составлять сложные высказывания;
  4. записывать сложные высказывания в виде формулы;
  5. строить таблицы истинности сложных высказываний;
  6. упрощать сложные логические высказывания, используя законы логики;
  7. конструировать логические схемы.

Список литературы:

Ермеков Н.Т., Стифутина Н.Ф. Информатика, учебник для 8 классов общеобразовательных школ;

Помни, что работать нужно по алгоритму. Не забывай проходить проверку, делать пометы на полях, заполнять рейтинговый лист темы. Пожалуйста, не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы.

Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет тебе, и тому, кого ты проверяешь.

Желаю успеха!

В справочном материале найди ответы на следующие вопросы и запиши их в тетрадь:

А) Что такое логика?
Б) Кто является основоположником логики, как науки?
В) Зарисуй схему в тетрадь, используя справочный материал, заполни пропуски в схеме основного принципа формальной логики. img1.JPG (9248 bytes)
Г) Что называется алгеброй высказываний?
Д) На какие типы можно разделить высказывания?
Е) Какие высказывания являются общими?
Ж) Какие высказывания являются частными?
2. Запиши в тетради примеры истинного высказывания, ложного высказывания, предложение, не являющееся высказыванием. (по 1 баллу за правильный пример)
3. Определи, какие из нижеприведенных фраз являются высказываниями с точки зрения алгебры логики. Определи значение высказывания (истина или ложь): (по 1 баллу за правильный ответ) 10б
1) Обязательно займись каким-либо видом спорта;
2) Переводчик должен знать хотя бы два языка;
3) Ты играешь в хоккей?
4) Два больше трех.
5) Земля – планета Солнечной системы.
6) Каждый параллелограмм является квадратом.
7) Волга впадает в каспийское море.
8) В феврале 30 дней.
9) Остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой.
10) Все девочки любят играть в куклы.
4. Определи тип высказывания (общее, частное, единичное) (по 1 баллу за правильный ответ) 10б
1) Не все книги содержат полезную информацию.
2) Некоторые ученики собирают открытки.
3) Треугольник имеет три вершины.
4) Мой кот – серый.
5) Все лекарства неприятны на вкус.
6) Многие растения обладают целебными свойствами.
7) Все солдаты храбрые.
8) Невозможно создать вечный двигатель.
9) Ни один внимательный человек не совершит оплошность.
10) Все ананасы приятны на вкус.

Пройди проверку №1

5. Зарисуй схему в тетрадь, используя справочный материал, заполни пропуски: 3б

6. Прочитай в справочном материале пункт "Логические операции". Составь конспект в тетради, ответив на следующие вопросы:

1) Как называется логическая операция?
2) Как образуется логическая операция?
3) Как обозначается логическая операция?
4) Построй в тетради таблицу истинности для данной операции.
5) Запиши вывод.

Пройди проверку №2

7. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя связку "И", "ИЛИ": (по 1 баллу за правильный ответ)
Например:
Все ученики изучают математику => Все ученики изучают математику и литературу
Все ученики изучают литературу
1) Марина старше Светы. Оля старше Светы.
2) Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина класса изучает немецкий язык.
3) В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники.
4) Часть туристов любит чай. Остальные туристы любят молоко.
8. Определи значение истинности следующих высказываний:
1) Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом.
2) Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой приманивают, иль червячком.
3) Буква "а" – первая буква в слове "аист" или "сова".
Прочитай в справочном материале пункт "Логические операции". Заполни таблицу в тетради по образцу: (по 2 балла за правильный ответ) 10б

Сложное высказывание

Составляющие простые высказывания

Форма сложного высказывания

Е = Студент едет в метро и читает книгу А = Студент едет в метро

В = Студент читает книгу

Е = …

Е = Турист поехал или в Турцию или в Грецию А = …

В = …

 
Е = Фрукты полезные, но не вкусные    

10. Пусть А= "это утро ясное", а В= "это утро теплое". Выразите следующие формулы на обычном языке (любые 2 со связкой "И" и любые 2 со связкой "ИЛИ", по 1 баллу за правильный ответ) 4б

11. Составьте в тетради таблицы истинности следующих логических выражений (любые 6): 14б

Пройди проверку №3

1 промежуточный контроль

12. Прочитай в справочном материале пункт "Основные законы логики". Запиши основные законы логики в тетрадь. Ответь письменно на вопросы:

1) Что понимается под упрощением сложных высказываний?
2) Перечисли основные приемы замены отдельной переменной или константы формулой.

13. Проверь следующие равносильности двумя способами: построив таблицу истинности и упростив левую и правую части равенства. (Любые 3, по 2 балла за каждый)

14. Упрости логическое выражение: (любые 4)

Пройди проверку №4

2 промежуточный контроль

Прочитай в справочном материале пункт "Логические схемы и логические выражения". Зарисуй в тетради схемы трех основных логических операций. Разбери примеры, запиши их в тетрадь. 3б

16. Пусть А, В, С – логические величины, которые имеют следующие значения: А=истина, В=ложь, С=истина. Нарисуй в тетради логические схемы для следующих логических выражений и вычисли их значения: (любые 7)

1) А и В;
2) А или В;
3) не А или В;
4) А и В или С;
5) А или В и С;
6) не А или В и С;
7) не (А и В и С).
8) (А или В) и (С или В);
9) не (А или В) и (С или В).

17. Построй в тетради логические схемы по логическому выражению:

1) х1 и (не х2 или х3);
2) х1 и х2 или не х1 и х3;
3) х4 и (х1 и х2 и х3 или не х2 и не х3).

Выполни вычисления по логическим схемам. Запиши в тетради соответствующие логические выражения. (по 2б за каждую схему)

1)

2)

19. Дана логическая схема. Запиши в тетради логическое выражение, соответствующее этой схеме. Вычисли значение выражения для:

1) 5б

  1. х1=0, х2=1;
  2. х1=1, х2=0;
  3. х1=1, х2=1;
  4. х1=0, х2=0.

2) 5б

  1. х12=1, х34=0;
  2. х4=1 и любых х1, х2, х3;
  3. х1=0, х4=0 и любых значениях х2 и х3.

3) 5б

  1. х123=1;
  2. х123=0;
  3. х1=0, х3=1 и любых значениях х2.

Упрости полученные в задании 19 выражения и построй для каждого из них новую логическую схему. (по 4 балла за каждую схему)

Пройди проверку №5

Для любознательных

Прочти в справочном материале пункт "Как решать логические задачи ". Проанализируй примеры, запиши их в тетрадь. Попробуй решить следующие задачи:

1. Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии. Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГИБДД, что это были "Жигули", первая цифра номера машины – единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки "Москвич", а номер начинался с семерки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки был автомобиль и с какой цифры начинался номер?

2. В некотором царстве-государстве повадился Змей Горыныч разбойничать. Послал царь четырех богатырей погубить Змея, а награду за то обещал великую. Вернулись богатыри с победой, и спрашивает их царь: "Так кто же из вас главный победитель, кому достанется царева дочь и полцарства?". Засмущались добры молодцы и ответы дали туманные.

Сказал Илья Муромец: "Это все Алеша Попович, царь-батюшка".

Алеша Попович возразил: "То был Микула Селянинович".

Микула Селянинович: "Не прав Алеша, не я это".

Добрыня Никитич: "И не я, батюшка".

Подвернулась тут Баба Яга и говорит царю: "А прав-то лишь один из богатырей, видела я всю битву своими глазами".

Кто же из богатырей победил Змея Горыныча?

3. Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда не в Риме.
  2. Парижанка не снимается в кино.
  3. Та, кто живет в Риме, певица.
  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Итоговая контрольная работа

Приложение
Приложение 1
Приложение 2