Организация работы завуча с использованием информационных компьютерных технологий

Разделы: Администрирование школы


Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями (ИКТ) становится насущной потребностью завуча. Чтобы наиболее полно использовать ИКТ при ведении мониторинга учебно-воспитательного процесса, желательно умение работать на персональном компьютере, как классных руководителей, так и учителей-предметников хотя бы на уровне стандартных программ MS Office: Word, Excel, Power Point. Программа MS Word позволяет составлять документы в стандартном виде, форматировать и редактировать их. Табличный процессор MS Excel даёт возможность обработки большого объёма данных, позволяет осуществить графический анализ этих данных, сделать его наглядным и удобным для восприятия. MS Power Point помогает сделать более наглядным выступление перед любой аудиторией, создать эффект доступности, понятности, запоминаемости.

В нашей гимназии разработан Проект информатизации образовательного пространства гимназии, в соответствии с которым проведена большая работа по внедрению ИКТ в работу учителей-предметников, классных руководителей, администрации. Компьтеры директора, завуча, психологов и кабинетов информатики объединены в локальную сеть. Это обеспечивает доступность информации, обмен ею, возможность автоматизации отчётности о результатах педагогической деятельности. Учителями информатики проведены курсы компьютерной грамотности для учителей, завучем – для классных руководителей. В результате 30 % педколлектива работают на ПК в режиме уверенного пользователя, около 70 % периодически используют его в работе с документацией, 20 % имеют компьютерную технику дома, многие прошли Интернет-курсы в Иркутском центре Федерации Интернет-образования. Руководители научно-методических объединений и творческих групп учителей всё более профессионально используют компьтер в организации и руководстве работой своих коллег.

Заместителем директора по УВР разработана система компьютерного мониторинга учебно-воспитательного процесса в гимназии. Она состоит из библиотеки книг, созданных в MS Excel – “Мониторинг успеваемости класса”, “Всеобуч”, “Профильное обучение”, “Результаты работы предметников”.

Ведомость успеваемости класса была создана первоначально учащимися в виде проекта на уроках информатики, а затем доработана завучем совместно с классными руководителями с использованием современных методик оценки успешности каждого ученика, прогнозирования его дальнейшей траектории обучения и развития.

В книге “Всеобуч”, созданной самим завучем, организовано автоматическое заполнение сводных таблиц по успеваемости и качеству обученности гимназистов, графический анализ результатов за период обучения, сравнительный анализ за три последних года, учёт отличников, “хорошистов” и неуспевающих.

Книга “Профильное обучение” содержит данные по успеваемости и качеству обучения по каждому профилю и по параллелям, а также результаты промежуточных и переводных экзаменов. Автоматизирован и сравнительный анализ результатов профильного обучения гимназистов за период с 7-го по 11-й класс за последние три года.

Книга “Результаты работы предметников” создана для хранения, обработки и анализа результатов профессиональной деятельности педагогов. Учителя-предметники заполняют стандартную таблицу-отчёт за четверть (полугодие), которая автоматически высчитывает итоговые показатели: успеваемость, качество обучения, уровень обученности, выполнение программ. По этим результатам проводится графический анализ в виде диаграмм, графиков, которые печатаются на бумаге и прилагаются к аналитическим документам о работе научно-методических объединений и творческих групп.

Для подготовки докладов, отчётов перед учителями на педсоветах, перед родителями на родительских конференциях, перед коллегами-завучами на городских научно-практических семинарах используется программа создания презентаций Power Point, в которой на нескольких слайдах эстетично в тезисной форме представляется информация выступления. Такое сопровождение речи докладчика поддерживает интерес слушателей, даёт возможность конспектирования основных моментов сообщения, визуального восприятия информации.

Вот уже двадцать лет преподаётся в российских школах предмет информатика. Будучи учителем информатики, я прошла путь от введения этого предмета в учебный план почти от начала и до сегодняшних дней и уверенно могу сказать, что в настоящее время ИКТ востребованы не только учащимися, но и учителями, педагогами-психологами, администраторами образовательных учреждений любого типа. В XXI веке компьютер становится незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учёбы и интересного общения.