Школьная психологическая служба

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Разработка новых методов диагностики и развития мышления с использованием пословиц и поговорок 2006

    Автор: Роднянская Галина Васильевна

    Автор этой статьи еще со школьной скамьи очарован возможностями пословиц и поэтому постоянно обращается к ним в своей психолого-педагогической деятельности, разрабатывает новые методики на их основе. Ниже Вам предлагается ознакомиться с субтестами, входящими в тест "Перепутанные пословицы" и "Найди ошибку". Тест "Перепутанные пословицы" прошел полную ревизию, в ходе которой доказана его валидность и дифференцирующая способность.

  • Снятие фобии диктанта, или к вопросу о том, как сделать диктант нестрашным 2006

    Автор: Якунина Наталья Николаевна

    В статье рассматриваются приёмы, позволяющие снять у ребёнка страх перед написанием контрольной работы (диктанта), помочь ему поверить в себя, поднять настроение, сделать сам процесс написания диктанта увлекательным и в результате повысить качественную успеваемость.

  • Основные направления работы психолога с семьями учащихся 2006

    Автор: Мадеева Татьяна Юрьевна

    Взаимодействие с родителями является одной из главных задач работы психолога. Статья посвящена основным направлениям работы психолога с родителями учащихся.

  • Психологическое занятие из цикла "Сделай себя сам. Как работать над собой" 2006

    Автор: Сорокина Ольга Александровна

    Цикл "Сделай себя сам" очень актуален в настоящее время. В задачу данного цикла входит демонстрация учащимся возможностей самовоспитания. Учащиеся младшего подросткового возраста начинают задумываться над тем, как повлиять на свои физические и личностные данные, чтобы изменить их в лучшую сторону. В старшем подростковом возрасте учащиеся часто страдают от того, что их усилия по самовоспитанию остаются неоценёнными. Занятия этого цикла направлены на то, чтобы поддержать учащихся, создать у них ситуацию успеха, помочь поверить в себя, избавиться от плохих качеств.

  • Урок психологии в 5-м классе по теме: "Родники моей души или ярмарка достоинств" 2006

    Автор: Киреева Эльвира Раисовна

    С целью преодоления причин дезадаптации был разработан цикл занятий для учащихся пятых классов. Групповые занятия проходят в виде специально организованных встреч с детьми, имеющими разнообразные формы проведения: поведенческий тренинг, обучающие занятия, ролевое проигрывание, творческое самовыражение и т.д.

  • Логопедическая ритмика в школе 2006

    Автор: Басова Татьяна Викторовна

    Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Одной из важнейших причин возникновения этой проблемы является отставание ребенка в речевом развитии. В данной папке представлен материал, подготовленный по заказу узких специалистов, работающих в стенах дошкольных и общеобразовательных учреждений.

  • Организация и планирование работы психолога в детском саду 2006

    Автор: Морчукова Оксана Александровна

    Участвуя, уже не первый год в Фестивале педагогических идей "Открытый урок", и анализируя и обобщая весь конкурсный материал, пришла к выводу, что возможно материал, который я отправляю в этом году пригодиться для всех начинающих психологов, а именно "Организация и планирование работы психолога в детском саду" (для начинающих психологов). Некоторые виды планирования и некоторые виды бланков хочу предложить в этом году своим коллегам, надеюсь они им пригодятся. У меня очень много индивидуально разработанной документации, которую я упростила со временем, для большего практического удобства, работая уже более 10 лет психологом в д/саду.


  • Большая психологическая игра "Новоселье" 2006

    Автор: Игумнова Ольга Михайловна

    Задача психологической игры "Новоселье" - создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. Данная игра должна дать возможность детям увидеть друг друга в неучебных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.

  • Методическая разработка тренинг "Сад моих чувств" (для детей с повышенной тревожностью) 2006

    Автор: Васьковская Марина Владимировна

    Одна из острых проблем обучения в школе - содержание двигательной активности у подвижных детей и наоборот, активизация пассивных. Следовательно, задача психологической службы: укреплять психику ребенка, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи, отрицательные эмоции. Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений. Поэтому ребенка нужно научить развивать "комплекс произвольности" - умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции.

  • Ток-шоу "Большая перемена". Мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ 2006

    Авторы: Мубаракшина Нурия Гарафиевна, Погудина Ирина Евгеньевна

    В последнее время перед нами возник вопрос: почему, в то время как, растет стабильность в нашей стране, число курящих молодых людей, а также употребляющих спиртные напитки, наркотики не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к повышению и омоложению? Почему в сознании молодых людей все это не считается девиацией (отклонением от общепринятых норм поведения)? Для подростков, молодежи привлекательны такие формы занятий, когда информацию преподносит сверстник - сверстнику, когда можно поспорить, привести свои аргументы, отстоять собственную точку зрения, самостоятельно найти причины употребления психоактивных веществ, оценить, как это все сказалось на жизненных планах, здоровье, взаимоотношениях с окружающими.

  • Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями 2006

    Автор: Ковалёва Елена Юрьевна

    Увеличение невротизации подрастающего поколения привело к бурному развитию психотерапии и активному освоению ее новых форм и методов практическими психологами, к взаимодействию специалистов для оказания помощи в сохранении психического и психологического здоровья. Арт-терапия и психотехнические игры эффективно проявляют себя в самых различных областях применения: среди детей и подростков с невротическими нарушениями, имеющих проблемы групповой адаптации, работа с которыми необходима для профилактики неврозов.

  • Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников 2006

    Авторы: Ковалёва Елена Юрьевна, Орленко Ирина Васильевна

    Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Для построения эффективных взаимоотношений и проведения успешных дел в коллективе важно выявить тех, кому члены группы доверят возможность управлять ими, или иметь право решающего голоса.

  • Программа предпрофильного элективного курса "Путешествие в Мир Профессий" 2006

    Автор: Рудякова Оксана Николаевна

    Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.

  • Психологическая программа "Школа лидеров" 2006

    Авторы: Балобина Алевтина Анатольевна, Хорликова Светлана Анатольевна, Чупрова Анна Викторовна

    Цель программы: подготовка социально-положительного лидера для участия в системе соуправления школы. Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками. В содержание данной программы вошли коррекционно-развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова "Тренинг социальной активности", А.Ф. Шадуры "Тренинг жизненных навыков", а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И.Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).


  • Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству 2006

    Автор: Созончук Елена Викторовна

    Детские воровство и обман являются актуальной проблемой, поэтому я предлагаю собственный опыт психологической работы с такими запросами. Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Воровать и лгать не будут дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления; те, кто умеет сдерживать свои желания; эмоционально благополучные дети. Это можно считать целью и задачами проводимой коррекционной работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия.

  • Профориентационная работа с учащимися 2006

    Автор: Филь Иванна Петровна

    Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.

  • Профориентационное занятие "Что такое профессия" из цикла "Выбор профессии" для учащихся 8-9-х классов 2006

    Автор: Щирица Анна Владимировна

    Актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; оказанию эффективной психолого-педагогической поддержки учащимся 8–9-х классов; формированию мотивов саморазвития, личностного роста и повышению уровня психологической компетенции учащихся, посвящён цикл занятий "Выбор профессии".

  • Психологические аспекты неуспеваемости и пути ее предупреждения 2005

    Автор: Ларина Людмила Николаевна

    Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Ведь предупредить отставание учеников проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.

  • Влияние периодов биологического года на заболеваемость организма 2005

    Автор: Новикова Лариса Валентиновна

    В исследовательской работе были исследованы влияние периодов биологического года на состояние психическог и физического здоровья человека. В результате исследовательской работы построены индивидуальные графики изменеия биоритмов, сформулированы рекомендации по профилактике и восстановлению защитных функций организма. Учителя и дети смогли раскрыть свои скрытые причины плохого самочувствия в определенное время года. Каждый из них теперь без проблем может составить индивидуальный график своего биологического года, отметить наиболее опасные периоды для своего организма и наметить пути улучшения самочувствия.

  • Неделя толерантности "Я открыт для тебя!" 2005

    Автор: Закирзянова Люция Альфатовна

    Воспитание толерантной личности является одной из приоритетных задач современной российской многонациональной школы. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, создает ощущение безопасности в обществе. Толерантный человек уважает мнения оппонента, умеет прощать. Очень важна учителю при планировании занятий с учащимися помощь психолога, знающего особенности психического развития личности ребенка. Данные занятия рассчитаны на младших школьников (8–11 лет).

  • Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005

    Авторы: Елисеева Наталья Викторовна, Климова Людмила Анатольевна

    Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.


  • Конспект занятия по коррекции дисграфии на школьном логопедическом пункте. Тема урока: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 2-й класс 2005

    Автор: Горлова Оксана Владимировна

    Следствием речевой патологии у младших школьников является нарушения письма. Проявляется оно в стойких специфических ошибках. Часто на письме смешиваются буквы, обозначающие фонетически близкие звуки (свистящие - шипящие, звонкие - глухие и т.д.). В представленном занятии коррекция ведется по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале букв "С" и "Ш". Работа построена с максимальной опорой на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

  • В помощь классным руководителям рекомендации психолога по регуляции психических состояний и особенностей личности у подростков 2005

    Автор: Морозова Ольга Вячеславовна

    В работе описана частота распространения психических состояний и особенности личности детей младшего и старшего подросткового возраста в татарско-русской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов. В подростковом возрасте наиболее часто встречаются состояния интереса, радости, безразличия. Наиболее характерными особенностями личности подростков являются то, что старшие подростки, в отличие от младших, более эмоционально неуравновешенные, независимые, тревожные, и менее добросовестные и склонные к риску. Предложены способы регуляции психических состояний.

  • Использование индивидуальных особенностей учащихся как одно из условий успешного развития познавательной деятельности в обучении физике (подготовка к уроку, создание проекта и ход урока в 7-м классе по теме: "Плотность") 2005

    Автор: Давлятшина Ольга Вячеславовна

    Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Группа ученых к индивидуальным особенностям относит возрастные особенности ребенка, его характер, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д. В своей работе руководствуемся данными обследования, проведенного школьным психологом для изучения личности учащихся. Покажем, как это можно использовать при проектировании и проведении урока физики в 7-м классе по теме «Плотность».

  • Коррекция агрессивности методом игротерапии 2005

    Автор: Лебо Светлана Радиковна

    Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.

  • Теоретические подходы к изучению проблемы школьной дезадаптации 2005

    Автор: Лебо Светлана Радиковна

    Термин "дезадаптация" встречается большей частью в психиатрической литературе и обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Дезадаптация трактуется как процесс, протекающий вне патологии, связанный с отвыканием от одних условий жизни и привыканием к другим; как нарушения, выявляемые при акцентуациях характера или под влиянием психогенов.

  • Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) 2005

    Авторы: Дулисова Татьяна Владленовна, Каменцева Оксана Николаевна

    Участниками службы сопровождения проведена углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса и принято решение в конце каждой четверти представлять всех детей на ПМПК, где решается вопрос о дальнейших путях и формах их обучения. Говоря о новых формах организации сопровождения детей: "Группа развития", "Родительская школа" и др., необходимо отметить, что обобщение работы с ребенком, его достижения заносятся в карту индивидуального продвижения, где отмечаются и добавляются основные понятия и умения для каждого этапа обучения и уровень овладения ими ребенком.

  • Индивидуальные формы работы на уроках информатики как проекция личности учащихся 2005

    Автор: Чмелёва Светлана Сергеевна

    На своих уроках я часто использую задания, которые помогают мне увидеть учеников, их отношение к предмету, к друзьям. Детям намного легче осваивать новые умения и навыки, когда они увлечены какой-то идеей, когда у них есть интересное задание. В статье описаны задания: изобразить свой режим дня; создать таблицу с расписанием уроков; перечислить в виде списков своих друзей, любимое и нелюбимое; вспомнить стихи; создать поздравительную открытку; изобразить генеалогическое дерево; создать презентацию.


  • Занятие для подростков психологического клуба "Камни дружбы" 2005

    Автор: Мильченко Татьяна Викторовна

    Занятие "Камни дружбы" поможет определить подросткам характеристики позитивных и негативных групп; обсудить свой опыт пребывания в тех или иных группах; обсудить понятия "дружба", "друзья"; рассмотреть общие возможности группы в сравнении с возможностями одного человека; воочию убедиться, что несколько камней являются более могучей силой, чем один камень (камень - символ человека); убедиться в важности общепринятых норм и правил межличностного общения, узнать о возможных последствиях их нарушения; вспомнить этапы проведения релаксации, а также получить заряд бодрости после учебного дня.

  • Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе 2005

    Автор: Шмелева Юлия Николаевна

    Осознание необходимости управление адаптацией учащихся к обучению в лицейских классах, с одной стороны, и разрыв между спросом на педагогические, психологические, диагностические исследования в этой области и предложения, которые может дать наука в настоящее время, с другой стороны, определяет актуальность проблемы организационного и психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся к обучению в лицейских классах общеобразовательной школы.