Методическая разработка урока «Сравнение и округление десятичных дробей». 5-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: округление десятичных дробей


Данная работа представляет собой методическую разработку урока математики по теме «Сравнение и округление десятичных дробей». Урок направлен на решение следующих задач: проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.

На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение и округление десятичных дробей» по учебнику Виленкина Н.Я.

Класс

5

Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 31 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2013

Название урока

Сравнение и округление десятичных дробей

Тип урока

Урок закрепления знаний и умений.

Форма проведения урока

Традиционная

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска, ЭОР «Сравнение и округление десятичных дробей», выполнено в программе SMART Notebook, интерактивная доска SMART Board 480.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

 

Закрепить знания учащихся по сравнению и округлению десятичных дробей.

Повторить правила сравнения и округления десятичных дробей.
Уметь применять полученные алгоритмы на практике.

Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.
Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …».
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;
уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.
Личностные -
адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.

Задачи урока:
Обучающая – сформулировать правила сравнения и округления десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этими правилами.
Развивающая – развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.
Воспитывающая – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный.
Постановка цели и задач урока
(2 мин)

(слайд 1)
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад вас всех видеть! Вы готовы начать работать?

Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.

Умение слушать и вступать в диалог.
Умение выделять нравственный аспект поведения.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания, фронтальная работа.
Мотивация учащихся.
(23 мин.)
Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания.
- Какое сегодня число? Запишите в тетради число, классная работа. В своем оценочном листе, который есть у каждого из вас, нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.
Давайте проверим домашнее задание.
Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения домашнего задания.
Домашнее задание проверяется устно, комментируется каждый пример.
- Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте баллы в индивидуальный оценочный лист.
Проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют отметку в оценочный лист.

Познавательные:
применение предметных знаний;
выполнение учебных заданий.
Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено;
Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные:
Самооценка, взаимооценка.

 

А теперь вспомним материал предыдущих уроков, напишем небольшой математический диктант.
1. Записать в тетради через запятую три числа в виде десятичной дроби:
а) четырнадцать целых пять сотых,
б) две целых семь тысячных,
в) тридцать целых семьдесят три десятитысячных
2. Ответить на вопросы
(Слайд 2)

1. Между какими разрядами в записи десятичной дроби ставится запятая?
2. Сколько сотых долей содержится в одной десятой доле?
3. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
4. Как изменится значение десятичной дроби, если в ее записи перенести запятую на 2 знака вправо?
5. Как изменится значение десятичной дроби если в её записи перенести запятую на 1 знак влево?
6. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
7. Назовите по порядку четыре разряда справа от запятой десятичной дроби.
8. Как сравнить две десятичные дроби?

Выполняют задания математического диктанта, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.
Выходят к доске и открывают вопросы, размещенные на слайде, отвечают на эти вопросы. При необходимости обращаются к помощи класса
  3. Сравнить числа
(слайд 3):
а) 58,436 и 58,5;    
б) 341,0786 и 341,098;
в) 72,49 и 72,50;
г) 65,79 и 65,079;
д) 36,23 и 36,230?
 Проверим, что у вас получилось (слайд 3 – проверка).
Проверяем вместе, с помощью слайда, комментируя и объясняя трудные моменты.
В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Сравнение чисел» поставьте заработанные баллы (за верно решенные «5», и ошибки – «2»).
Молодцы, справились!
Учащиеся по вызову учителя выходят к доске и записью знаков «больше», «меньше», «равно» выполняют сравнение и поясняют своё решение.
Класс решает и записывает примеры в тетрадях. Последний ученик осуществляет проверку. Класс определяет наличие ошибок.
  4. Расположить числа в порядке возрастания (слайд 4)
0.0065, 0,0814, 0,10754, 0,201, 0,21, 0,25, 0,592, 0,823
Учащиеся по вызову учителя выходят к доске и передвигают цифры на экране. За партами идет работа в парах по оценке правильности работы у доски и записывают решения в тетради. После проверки решений оценивают свою работу у доски.

 

5. Выполнить округление чисел до сотых долей дроби (слайд 5)
1,128 – 1,13; 5,314- 5,31;
2,829- 2,83; 3,126-3,13;
7,2567-7,26; 6,623-6,62

6. Выполнить округление дроби до указанного в задании разряда (слайд 6)
46,571 – до десятых
4,27023 – до сотых
234,8024 – до сотых
84,726 – до десятых
68,9021 – до единиц
84,049 – до сотых
73,999 – до десятых

Учащиеся по вызову учителя выходят к доске, решают примеры, проверяют результат на экране. За партами идет работа в парах по оценке правильности работы у доски и записывают решения в тетради. После проверки решений оценивают свою работу у доски.

Физминутка

Выполнить упражнения физминутки (слайд 7)

Под музыку видеоролика выполняют упражнения

 

Выполнение учащимися заданий самостоят. работы на закрепление пройденного правила.

Предлагается выполнить по вариантам небольшую самостоятельную работу (слайд 8)

Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют.
Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.

Познавательные:
Уметь решать примеры по выбранному правилу;
Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.
Регулятивные:
Умение проговаривать последовательность действий на уроке,
анализировать и оценивать результат работы;
Коммуникативные:
Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику
Личностные:
Самооценка.

Решение текстовых задач на нахождение целого по его части и части от целого.

Предлагается решить задачу №1 (слайд 9)
Машина проехала 145 км, и это составило 0,65 всего пути. Какой путь осталось проехать машине? (ответ округлить до целых)
Предлагается решить задачу №2 (слайд 10)
У мастера было 13 м тесьмы, он израсходовал 0,31. Какую часть тесьмы он израсходовал и сколько тесьмы осталось? (ответ округлить до целых)

У доски ученик, остальные в тетрадях делают схему и решают.
Выполнив решение, проверяют правильность

Подведе-ние итогов урока.
Постановка домашнего задания.

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.
Запишите домашнее задание:
№ 1176, № 1180, № 1274, № 1276,
правила на стр. 185 и стр. 198 повторить.
Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко.
Если вы набрали 14 - 15 баллов, то за урок вы получаете отметку «5»;
11 - 13 – получаете «4»;
8 – 10 – получаете «3».
Учащиеся, которые набрали менее 8 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше.

Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание.
Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку.

Познавательные:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные:
Оценка-осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
Самооценка,
Ценностно-смысловая ориентация

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?
Какую цель мы поставили сегодня?
Достигли ли мы этой цели?
Все ли было понятно, все ли успели?
Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.
Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы.
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Рефлексия.

Познавательные:
Рефлексия
Регулятивные:
Оценка своей деятельности и деятельности других людей
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
Самооценка на основе критерия успешности.