Конспект занятия по ОБЖ "Человеку друг огонь, только зря его не тронь"

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОБЖ


Цель.

  • Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.
  • Вспомнит разнообразное применение огня в жизнедеятельности человека.
  • Закрепить знания о полезной и разрушительной силе огня.
  • Воспитывать осторожное обращение с огнем.

Обогащение словаря. Противогаз, огнетушитель, пожарный щит, пожарный рукав, пожарный.

Предварительная работа. Проведение бесед по правилам пожарной безопасности, рассматривание плакатов. Рассматривание иллюстраций с изображением работы пожарных. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар».

Материалы и оборудование. Костюм пожарного с атрибутами ( на ребенка), трут для получения огня, кусочек кирпича, кусочек хлеба, стеклянные бусы, альбом, пепел на тарелке, костюмы и атрибуты для инсценировки.

Ход занятия

Ребята, сегодня еще раз мы поговорим с вами об огне.

Знают все: человек без огня
Не живет и дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг,
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится страшным врагом!
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
От огня несдобровать!
Знайте, в гневе он сердит:
Никого не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом.
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес.
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!

Воспитатель. Огонь – удивительная сила природы, он приноси и добро, и зло. Древние люди покланялись огню, т.к. не могли его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. А как первые люди получили огонь?

Дети. Первый огонь зажегся от молнии.

Воспитатель. День и ночь кто-нибудь в пещере стерег огонь, чтобы он не погас. Шло время, люди придумали не хитрый способ как самим зажечь его.

Показать вместе с детьми как с помощью трута можно зажечь огонь.

Воспитатель. Теперь люди умеют и могут зажигать огонь.

Что доброго делает нам огонь?

Ответы детей.

Показ кусочка хлеба.

Воспитатель. Зачем кусочку хлеба нужен огонь?

Дети. С помощью огня мы готовим еду.

Воспитатель. Как тогда мы можем назвать огонь?

Дети. Огонь – повар.

Воспитатель. Очень много из того что мы едим, мы варим, жарим, печем. Огонь помогает нам готовить еду и делает это уже очень давно. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, бросали туда небольшие камешки, раскаленные на костре, так готовили первый суп. А когда мясо, завернутое в листья, зарыли в золу, получилось первое жаркое.

Показ кусочка кирпича.

Воспитатель. А для чего огнь нужен кирпичу?

Ответы детей.

Воспитатель. Если смешать глину с песком и обжечь на огне, то получится кирпич. Огонь можно назвать строителем.

А как добывали древние люди камень?

Чтобы добыть камень, делали так: на огромном камне разводили большой костер, камень раскалялся, затем на него лили холодную воду и камень раскалывался на мелкие кусочки.

Показ бус.

Воспитатель. Посмотрите внимательно, из чего сделаны бусы и зачем им огонь?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Это стекло. Чтобы получилось стекло тоже нужен огонь. Когда-то люди развели костер, положили дрова на какие-то странные камни. Утром они увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белым камнем – содой. С начало из стекла делали украшения, затем научились делать посуду.

Для воздушного шара огонь понадобится?

Конечно, ведь шар заполняется горячим воздухом от горелки, которая есь на шаре. И в воздух человеку помог подняться огонь. И космическая ракета без огня не взлетит.

Подумайте, нужен ли огонь, чтобы делать бумагу?

Огонь – он волшебник. Он может из одних вещей делать другие, совсем не похожие на первые. Вот это альбом ( показ), кажется, огня боится, но без огня его бы не было. Ведь делают бумагу из измельченного дерева, из крошечных волокон, а их необходимо разогреть. Бумагу варят как сталь или стекло.

  1. Но не всегда нам огонь друг. (Показ горстки пепла).
  2. Что плохого может сделать огонь?
  3. Почему мы его можем назвать врагом?

Ответы детей.

Воспитатель. Хоть огонь и старый друг человека, но следить за ним нужно. Дай волю огню – он и дома съест, и леса, а на их месте только черный пепел останется.

А если же вдруг случится пожар, кто нам в этом поможет?

Дети. Пожарные!

Воспитатель. А кто может быть пожарным? Какими качествами он должен обладать?

Дети. Смелым, сильным, выносливым, ловким.

Воспитатель. Молодцы, правильно. Давайте сейчас рассмотрим костюм пожарного, что ему надо для работы, чем он пользуется.

Дети рассматривают костюм, делятся своими впечатлениями, мнением.

Воспитатель. А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.

Я буду называть вам слова, а вы, услышав слово относящееся к огню, должны будите прыгнуть на месте.

Слова: пожарный, самолет, игрушка, огонь, спички, огнетушитель, карандаш, пароход, каска, 101,102,103, игра, пожарный рукав.

Воспитатель. Ребята, но пожары у нас встречаются не только в домах. Где они еще могут случиться?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Чем опасен пожар в лесу?

Дети. От него гибнут животные, птицы, насекомые, уничтожается много деревьев.

Воспитатель. А почему бывают пожары в лесу? Кто в этом бывает виноват?

Ответы детей.

Воспитатель. Что надо сделать , чтобы пожаров в лесу не было?

Ответы детей.

Воспитатель. А помните, какая история приключилась на дне рождения зайчика?

Давайте вспомним и покажем.

Инсценировка «Пожар на дне рождении!»

Действующие лица: Лиса, Волк, Белка, Бурундук, Зайка, Медведь.

В зале декорации, изображающие домик зайки.

Ведущая.

Жил-был зайчишка,
Жил, не тужил,
Травку косил
И морковку растил.

Выбегает Зайка, прыгает, делает вид, что пропалывает морковку, собирает траву. Затем выносит стол и расставляет на нем угощения.

Ведущая:

День рождения! У Косого
Собираются друзья!

Приходят звери, ведущая всех называет: Лиса – краса, Белка – стрелка, Волчок – молчок и Бурундучок.

Все по очереди подходят к Зайке.

Лиса: С Днем рождения, Зайчишка! Вот капуста!

Волк: Кочерыжка!

Белка: От меня и от бельчат сушеные грибочки!

Бурундучок: И еще цветочки!

Зайка:

Вот спасибо! Проходите!
И за стол скорей садитесь!
Торт со свечкам стоит,
Самовар во всю шумит!

Гости садятся. Появляется Медведь.

Ведущая:

Только Зайка размечтался,
В двери громкий звук раздался!
Гость незваный в дом ввалился
И на стол облокотился!

Медведь:

Медведя в гости не позвали!
Но я, надев свои медали,
Решил Зайчишку навестить.
Прости! Забыл оповестить!

Лиса:

Медведь неловко повернулся,
И стол в момент перевернулся!

Белка: А свечи не задул Зайчишка!

Все: Ах, что наделал этот Мишка!

Волк: Пожар! Пожар! Ой, помогите!

Зайка: Друзья, любимые – бегите!

Ведущая:

Кто в окна! Кто в двери!
Разбежались звери!
Медведь последний убегал.
Да в дверях-то и застрял!
Хвост у Мишки обгорел!

Все: ой, как Мишенька ревел!

Ведущая:

101 – Лиса звонила!
Белка за водой ходила!
Волк, Медведь и Бурундук
Заливали все вокруг!
Заливали, засыпали,
Домик от огня спасали!

Зайка: Домик мой,друзья,пропал! Я теперьбездомным стал! (плачет).

Волк: Не плачь! Пожар мы потушили!

Бурундук: Мы с Медведем дом сложили!

Лиса:

Мы с Белкой глину замесили!
И внутри все побелили!

Все: Дом готов!

На новоселье будет дружное веселье!

Все пляшут под р.н.мелодию «Ах, вы сени».

Ведущая:

Дом построили, пир устроили!
Даже сделали специальный щит,
Что от пожара защитит.
На нем лопата и топор,
Ведро, конечно же, багор,
И ящик с песком.
Он всем нам знаком!
Тут и сказки конец.
А кто пожар тушил, тот молодец!

Воспитатель. Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и пользоваться, сами научились им управлять и сделали его мастером на все руки.

Огонь будет для вас другом и помощником, если разумно им управлять.