Компетентностно-ориентированное задание по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Капитанская дочка», компетентностно-ориентированные задания


Задание направлено на формирование компетентностей:

1. Разрешения проблем.

Аспекты:

  • Целеполагание и планирование деятельности 1 уровень - учащийся определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи;
  •  Применение технологий 1 уровень - учащийся  корректно воспроизводит технологию по инструкции.

2. Информационная.

Аспекты:

  • Извлечение первичной информации 2 уровень – учащийся извлекает информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источника, художественной литературы, воспринимает требуемое содержание фактической информации в монологе, извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность;
  • Первичная обработка информации 2 уровень - систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры, переводит сложную по составу информацию из графического представления в текстовое.

3. Коммуникативная

Аспект:

  • Письменная  коммуникация 2 уровень - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры.

Задание:

Стимул.

Представь, что в результате кратковременного перемещения во времени ты оказался в ** селе, находящемся в 30 верстах от Симбирска. И ты сейчас не школьник, а Пётр Андреевич Гринёв. Тебе предстоит дать наказ своему внуку, который отправляется на службу Отечеству.

Задачная формулировка.

  • Прочитайте информационный материал «Письмо как вид письменного сообщения».
  • Используя «Правила написания письма», напишите памятку о том, как правильно его оформить.
  • Найдите в тексте  повести «Капитанская дочка»  примеры писем  героев, внимательно прочтите каждое.
  • Выявите особенности этих писем.
  • Заполните таблицу.

Таблица «Особенности писем героев произведения»

Особенности писем героев произведения

Примеры

Лексические (слова, в том числе с точки зрения происхождения)

Устаревшие слова.

 

Синтаксические (предложения по цели высказывания, простые/сложные):

Побудительные.

 

Частое использование сложных предложений.

 

Использование уточняющих обособленных членов предложения, приложений.

 

Стилистические

Вежливая форма обращения.

 

Использование лексики разных стилей.

 

Морфологические (местоимения):

Использование местоимений 2 лица с целью:

  • показать уважительное отношение к собеседнику;
  • указать на высокий военный чин собеседника;
  • указать на родственные отношения;
  • указать отношения «барин-слуга».

 

Оформление писем (структура):

Надпись.

 

Обращение.

 

Текст письма.

 

Заключительные формулы вежливости.

 

Подпись отправител.я

 

Дата.

 

Исторический контекст

Использование дат

 

Указание на исторические лица

 

Напишите от имени Петра Гринёва письмо – наказ внуку о чести и достоинстве.

Источник.

1. «Письмо как вид письменного сообщения»

Об истории возникновения письма, появлении конверта, почтового ящика и исторических правилах написания писем, изданных Петром I:

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость « В радости ведь тоже нужна помощь, - пишет Дм. Лихачёв – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им»

Письма имеют свою богатую историю. Самые первые письма были «живые»: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились «предметные» письма, т.е. с помощью каких-то предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак - в знак мира. Отсюда возникло устойчивое словосочетание «трубка мира», а у славян, т.е. у русских - встречать гостей с хлебом – солью.

Интересно предание о письме, которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица и пять стрел. Это означало: «Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов всё равно их найдут».

Экскурсию в прошлое продолжаем. Как же появился первый почтовый ящик? Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

А теперь послушайте историю возникновения конверта! В 1820 году в городе Брайтоне господин Бревер для привлечения покупателей устроил на витрине магазина бумажную пирамиду. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок бумаги величиной с визитки, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге визитной карточки. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Владелец магазина стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 предприятиям.

А что же в России?

А в России Пётр 1 издал даже указ «Приклады или како пишутся письма к разным особам. Образцы», в котором узаконил обращение к одному лицу. «Милостивый государь, Дрожайший друг, Высокочтимый приятель, Приятнолюбезный сродственник» и запретил подписываться полуименами. Так исчезнут из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки.

14 основных правил искусства написания писем:

  1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
  2. Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
  3. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
  4. Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
  5. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  6. Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  7. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  8. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
  9. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  10. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
  11. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  12. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  13. Письмо перед отправлением следует перечитать.
  14. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

Композиция (построение) письма:

  • Обращение.
  • Текст письма.
  • Заключительные формулы вежливости.
  • Подпись отправителя.
  • Дата.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.

Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта:

Первый – вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:

  • Искренне твой (ваш).
  • Преданный тебе (вам).
  • Твой (Ваш).
  • Твой искренний друг.
  • Любящий тебя.
  • Твой любящий сын.
  • Целую.

Второй - недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:

  • Искренне ваш.
  • С почтением.
  • С уважением.

Оформление конверта.

  • Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
  • Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
  • Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

Текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Инструмент проверки (модельный ответ).

1. Памятка «Как правильно оформить письмо».

1. Строго соблюдай композицию письма (Обращение, текст письма, заключительные формулы вежливости, подпись отправителя, дата).

2. Письмо начинай с красной строки и  с заглавной буквы.

3.Текст письма начинай с обращения. Обращение пиши  с новой строки. После обращения поставь восклицательный знак или точку.

4. Заключительную формулу вежливости и подпись пиши справа, внизу. Заключительную формулу вежливости (так же, как и обращение) выбирай в зависимости т от того, в каких отношениях ты находишься с адресатом.

5. Дату в письме следует писать внизу слева. Нельзя обозначать цифрами (12.4.2005), нужно писать - 12 апреля 2005г.

2. Таблица «Особенности писем героев произведения»

Особенности писем героев произведения

Примеры

Лексические (слова, в том числе с точки зрения происхождения)

Устаревшие слова

Цирюльник, за сим кланяюсь; сим извещаю; раскольник, холоп.

Синтаксические (предложения по цели высказывания, простые/сложные):

Побудительные

«...пришли мне с моим мальчиком…», «с получением сего приказываю тебе немедленно отписать отписать ко мне..»

Повествовательные

«Я ж про рану Петра Андреевича ничего к вам не писал, чтоб  не испужать понапрасну...»

Частое использование сложных предложений

Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15 –го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я  тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам.

Использование уточняющих, приложений, обособленных членов предложения

«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!».

Стилистические

Вежливая форма обращения;

Любезный Пётр Андреевич; Государь Андрей Петрович;

Использование лексики разных стилей

дурь прошла, невзирая на мои приказания; принуждены уведомлять меня; пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство; собрал злодейскую шайку; немедленно принять надлежащие меры.

Морфологические (местоимения):

Использование местоимений 2 лица с целью:  
показать уважительное отношение к собеседнику; «.. обязуюсь написать вам…»
указать на высокий военный чин адресата; «..извещаю вас..»
указать на родственные отношения; «Отец твой А.Г.»
указать отношения «барин-слуга. «Стыдно тебе, старый пёс..»

Оформление писем (структура)

Надпись

Сыну моему Петру Андреевичу Гринёву, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость; Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову. По секрету.

Обращение

Любезный Пётр Андреевич; Государь Андрей Петрович; Сын мой Пётр.

Текст письма.

 

Заключительные формулы вежливости.

«За сим кланяюсь рабски»; «..остаюсь вам покорная бедная сирота..».

Подпись отправителя.

«Отец твой А.Г.»;» верный холоп ваш Архип Савельев»; «..готовый к услугам Иван Зурин».

Дата.

Нет

Исторический контекст

Использование дат

«…Гринёв находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773года до 24 февраля нынешнего года…»

Указание на исторические лица

«...который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачёвым».

Критерии оценивания

1. Составлена Памятка «Как правильно оформить письмо»:

  • В памятку включены только те советы, которые касаются оформления письма - 3 балла.
  • Дан совет, который не относятся к оформлению письма – минус 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3 балла.

2. Составлена таблица «Особенности писем героев произведения»:

  • Указаны лексические, синтаксические, стилистические, морфологические особенности писем - 5 баллов.
  • Назван исторический контекст и особенности в оформлении (по заданной формуле) – 5 баллов.
  • Приведёны примеры на каждую позицию – 2 балла

Максимальное количество баллов – 12 баллов.

3.Написано письмо-наказ внуку Петра Гринёва о чести и достоинстве.

  • Работа  соответствует жанру – 5 баллов
  • Тема письма соответствует заданной – 3 балла
  • В письме использованы лексические, синтаксические, стилистические, морфологические особенности речи героев произведения «Капитанская дочка» - 5 баллов
  • Есть указание на исторический контекст – 2 балла
  • Отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, содержательные, речевые ошибки – 5 баллов
  • Допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, содержательные, речевые ошибки – минус 2 балла.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Итого - 35 баллов.

  • «5»- 32-35 баллов.
  • «4» - 26-31 баллов.
  • «3»-17-25 баллов.
  • 16 и ниже – «2».