Церковная Смута. (Технологическая карту к уроку. История России. 7-й класс)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: церковный раскол


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (145 МБ)


Предмет: История.

Класс: 7.

Тема урока: Церковная Смута. (Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол).

УМК: История России. Часть 2. 7 класс. Под ред. А.В.Торкунова. М., «Просвещение». 2016.

Вид урока: Урок изучения нового материала. Тип урока: Комбинированный.

Содержание урока: «Священство» и «царство». Церковный раскол (Смута). Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Никониане и старообрядцы. Гонения на старообрядцев. Хронология событий: 1653 г., 1654 г., 1666-67 гг., 1668-76 гг.

Исторические персоналии: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Ф.Морозова.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать понятийный аппарат; уметь применять исторические знания для характеристики событий церковного раскола, осмысления сущности современных общественных явлений; развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
  • Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выводы при анализе причин церковного раскола; использовать историческую картину, поэтическое произведение, фотографии, видеоматериалы  как источники информации; формировать ИКТ-компетенции; овладеть основами самоконтроля.
  • Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России; российскую идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, готовность и способность кадет вести диалог с другими людьми.

Деятельность кадет на уроке: выявлять причины церковных реформ; характеризовать последствия церковного раскола; объяснять причины разрыва отношений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума; анализировать различные виды источников; вести дискуссию и обосновывать свою позицию, приводя аргументы; выполнять тестовые задания.

Формы контроля: устный, фронтальный опрос; практический – анализ иллюстраций, анализ текста; формулирование ответов на поставленные задания; самоконтроль; самооценивание достижений.

Оснащение урока: компьютерная презентация, видеофрагменты, раздаточный материал, книги и журналы по данной тематике.

Деятельность кадет: индивидуальная, парная, фронтальная.

Межпредметные связи: интеграция предметов (история, изобразительное искусство, обществознание).

Задание для самоподготовки кадет:

  • Параграф 24, вопросы к тексту параграфа на с.80 (№ 1 - 6 устно).
  • Тема для проектно-исследовательской деятельности: «Казаки – некрасовцы на Ставрополье».

Творческое задание: Ментальная схема к уроку.

План:

1. Церковь после Смуты.

2. Реформа Никона.

3. Разногласия между церковью и властью.

4. Церковный собор.

5. Гонения на старообрядцев.

Технологическая карта к уроку