Конкурс на звание «Мадемуазель Натали», посвященный жене А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: 8 Марта, конкурс для девочек


Цели и задачи конкурса:

  • привлечь внимание девочек к многочисленным достоинствам Натальи Николаевны (кротость, смирение, самоотверженность, умение любить, стойкость, терпеливость, талантливость, умение быть красивой...) и вызвать желание обладать такими же замечательными качествами;
  •  способствовать воспитанию в детях умения видеть прекрасное в человеке и стремления быть красивыми – внутренне и внешне;
  • привить детям “красивые” навыки и умения: танцевать, мелодекламировать, соблюдать этикет и т.п.;
  • предоставить участницам конкурса возможность проявить и развить творческие способности и дарования;
  • подарить участницам конкурса и зрителям радость, сделать их досуг содержательным и красивым.

Требования к конкурсанткам:

  • способность понять и передать внешний и внутренний облик Натальи Николаевны;
  • умение проявить свою творческую индивидуальность (поэтическую и музыкальную одарённость, талант танцовщицы...).

Награждение: каждая из участниц получает одно из «званий»:

  • “Самая прелестная и неповторимая”
  • “Самая очаровательная и милая”
  • “Самая поэтичная и кроткая”
  • “Самая загадочная и романтичная”
  • “Самая обворожительная и удивительная”
  • “Самая грациозная и мадоннистая, абсолютная победительница конкурса “Натали-2019”

Программа праздника-конкурса “ Мадемуазель Натали”

1. “Всё в ней гармония, всё диво” – работа фотосалона (фотографирование участниц конкурса мастером фотопортрета).

2. “Чистейшей прелести чистейший образец” – вступительное слово о Наталье Николаевне и исполнение  чтецом стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неразгаданная тайна…»

3. “Целую кончики твоих крыльев, мой ангел” – озвучивание строк из писем А.С.Пушкина к жене.

4. “Не ведал мир такой любви!” – исполнение песен и стихотворений, посвящённых жене и музе великого поэта:

5. Конкурсные номинации:

1.  “Кружится вальса вихорь шумный”

2.  “И на бумагу для неё прекрасные стихи легли...”

3.  “Кружевная душа”

4. “Союз волшебных звуков, чувств и дум”

  • танцевальная
  • поэтическая
  • “рукодельница”
  • литературно-музыкальная.

Классическая музыка Г.В.Свиридова, П.И.Чайковского, Шумана, А.Шнитке, романс на стихи А.С.Пушкина...

Сценарий праздника-конкурса “Мадемуазель Натали”

Вступительное слово ведущей. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие в рамках декады русского языка и литературы и накануне праздника Дня 8 Марта - конкурс на звание «Мадмуазель Натали», посвященный Наталье Николаевне Гончаровой, жене нашего великого поэта А.С.Пушкина.

Цель мероприятия:

  • вспомнить еще раз имя той, которую любил Пушкин,- Натальи Николаевны Гончаровой;
  • привлечь внимание девочек к многочисленным достоинствам нашей героини (кротость, смирение, самоотверженность, умение любить и жертвовать собой, стойкость, терпеливость, талантливость, умение быть красивой...) и вызвать желание обладать такими же замечательными качествами;
  • способствовать воспитанию в вас, современных детях, умения видеть прекрасное в человеке и стремления быть красивыми – внутренне и внешне;
  • привить “красивые” навыки и умения: танцевать, мелодекламировать, соблюдать этикет и т.п.
  • предоставить участницам конкурса возможность проявить и развить творческие способности и дарования;
  • подарить участницам конкурса и зрителям радость, сделать ваш досуг содержательным и красивым.

1. Встречайте наших участниц, наших прелестных конкурсанток

На сцену выходят конкурсантки, красиво проходят по залу и занимают свои места. В зале звучит песня «Натали» на стихи А.Дементьева в исполнении Е.Мартынова.

http://www.youtube.com/watch?v=GXER7VS5luo

На стене портрет Н.Н. Гончаровой. Звучит музыка.

Выходят чтецы.

Чтец

Как неразгаданная тайна
Живая прелесть дышит в ней,
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать.

Слово учителя. 18 февраля 1831 года Пушкин женился на юной Н. Гончаровой. Свадьба была в Москве. В церкви Большого Вознесенья было не протолкнуться. О красавице жене рассказывали, как в сказке принято, словами восхищенными и величавыми.

1-й чтец - «Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике».

2-й – «Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею».

3-й - «Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!»

Ведущая. Давайте и мы полюбуемся нашими конкурсантками и откроем фотосалон. Презентацию фотографий вы увидите …

Конкурс «Все в ней гармония, все диво» (конкурс бальных туалетов, фотосессия).

Музыка и цветы.

http://www.youtube.com/watch?v=MXhMbLT5bHk Русский вальс

Жюри оценивает наряды.

2. Рассказ о балах и популярных танцах

СЛАЙДЫ

- Главным развлечением светской молодежи 19 века был бал. Известно, что Наталья Николаевна любила бывать на балах, прекрасно танцевала. Составить ей пару в танце был не прочь сам император Николай I.

2.1. Викторина

1. Что такое бал? В чем его отличие от танцев или дискотеки?

Бал – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.

2. Кто ввел бальную традицию в России?

Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала.

3. Каковы были правила организации бала?

Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

4. Какие танцы были прияты на бале и каков их порядок следования? Незыблем был распорядок бала. Бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные.... Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки.

Танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр, гавоты, кадрили.

5. Почему мазурка считалась особенным танцем?

Мазурка - особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.

6. Как была одета Наталья Гончарова на том памятном балу, когда Пушкин впервые ее увидел? В каком году произошла эта встреча?

7. Дополнительные сведения участниц конкурса о балах по желанию и за дополнительные баллы.

2.2. Тест на знание политеса пушкинских времен

1. Какие правила существовали для девушек на балу?

В бальном зале девушки, заранее ангажированные на танцы, сидели или стояли рядом с матерью и родственниками. Пока шли танцы, отходить с этого места не полагалось, чтобы кавалерам не пришлось их разыскивать по залу.

В перерывах между танцами можно было подойти поболтать к подругам, знакомым, родственникам. Девушке прогуливаться по залу в одиночестве было не принято, а вместе с молодым человеком – только после помолвки.

Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из ваших знакомых и если танцы различны.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

Поговорить на балу можно было и без слов, для этого использовался веер. Существовала целая система знаков: положение веера, разнообразные движения им и прикосновения к частям тела, количество открытых лепестков и т.п.

Небольшое отмахивание от себя открытым веером – я сегодня не расположена к флирту; один открытый лепесток – могу предложить только дружбу; закрытие веера – вы мне не интересны; взгляд над открытым веером, прикрывающим пол лица – вы меня заинтересовали; приложить полузакрытый веер левой рукой к правой щеке – я согласна, а правой рукой к левой щеке – категорический отказ.

3. – Что ж, к балу все готово, можно начинать танцевальный конкурс «Кружится вальса вихорь шумный»

Танец полонез в исполнении конкурсанток на звание «Натали-20..»

http://www.youtube.com/watch?v=4Um3wUL-pxw

Полонез из оперы «Е.О»

Жюри оценивает танец.

Ведущая. Наталья и ее сестры получили хорошее домашнее образование. Детям преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски), изучались немецкий и английский языки.

4. Конкурс на знание иностранных языков. “Союз волшебных звуков, чувств и дум”

- Замечу, что среди многочисленных достоинств Натальи Николаевны было умение чувствовать и понимать музыку. Поэтому, уважаемые гости, сейчас вам предстоит оценить разнообразные способности наших конкурсанток: их умение мелодекламировать, т.е. читать стихи на иностранном языке под музыку.

1. У.Блейк «Ночь». («Таривердиев «Обещание любви»)

2. Гете «Горные вершины». («Аве Мария»).

3. Блейк. «Секреты любви». (Шуман. «Грезы любви»)

4. «Я вас любил» Пушкина. Романс.

5. Гейне «Письмо». Гейне. «Письмо».

Ведущая. Смею утверждать, что Наталья Николаевна была со своим великим мужем одной – поэтической – крови. В детском альбоме Ивана Гончарова (среднего брата Натали) сохранилось стихотворение, посвященное ему Наташей - Ташей - Гончаровой. Оно написано её рукой 23 февраля 1822 года на французском языке. В поэтическом переводе известного поэта Владимира Кострова эти строчки звучат так:

Пусть пройдет без невзгод твой жизненный путь,
Светом дружбы украсятся дни.
О сердечности нашей, мой друг, не забудь,
Навсегда ее сохрани.

В 1822 году Натали Гончаровой было всего десять лет, но так не по-детски проникновенны слова и сильны чувства.

 А вот ещё доказательство поэтического дара Натали: в имении Полотняный Заводдолгое время сохранялся альбом, где можно было прочитать стихи Пушкина к невесте и ее ответ – также в стихах! “По содержанию весь этот разговор в альбоме имел характер взаимного объяснения в любви”. (Это свидетельство В.П. Безобразова приводится по книге Н.Горбачевой “Прекрасная Натали”. - М.: Олимп, 1997. Стр. 74).

5. Конкурс “И на бумагу для нее прекрасные стихи легли»

5.1. Викторина

1. Какую сказку написал Пущкин сразу после женитьбы как своеобразное величание невесты-красавицы?

2. Художники не раз пытались изобразить прекрасную царевну Лебедь из пушкинской сказки, но поэт сам первый позаботился ль этом. Как?

3. Создавая образ Лебеди, поэт использовал народно-поэтическую характеристику девушки-невесты., которая была известна ему из свадебных песен:

У ей походка павиная,
У ней походка павиная,
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая.

Прочтите похожие строки из сказки Пушкина.

4. «А душу твою люблю еще более твоего лица»,- писал поэт жене и вслед за этим создал сказку. Какую?

5. «Слава о твоей красоте достигла нашей попадьи, которая уверяет, что ты всем взяла, не только лицом, да и фигурою» В образе одной из героинь этой сказки присутствует сходство с Н.Н.Пушкиной. Прочтите эти строки.

Ведущий. В эти годы Пушкин выделяет в облике Н.Н. духовное начало. 6 октября 1833 года в черновике «Медного всадника» появился лучший из ее портретов, оставленных Пушкиным.

СЛАЙД.

6. Художник Владимирский, проиллюстрировавший поэму «Руслан и Людмила», вспоминал, что ему долго не удавалось найти образ Людмилы, пока он не догадался, что портрет Людмилы должен был нравиться самому Пушкину. Как же поступил художник?

7. Какую эпиграмму сочинил Лев Сергеевич Пушкин на своего брата в период его ухаживаний за Н.Н. Гончаровой? (Он прикован, околдован, он совсем огончарован).

8. Назовите имена художников, рисовавших Н.Н. Пушкину

5.2 Поэтический венок Натали. В нем прозвучат стихи, посвященные А.С.Пушкиным Наталье Николаевне

1. «На холмах Грузии».

2. «»Мадонна».

А сейчас мне хочется познакомить вас, друзья мои, с одним прелюбопытным документом, способным помочь нам многое понять в Наталье Николаевне. Будучи ещё совсем юной – такой, как наши участницы, – Таша Гончарова в своей ученической тетради записала “Правила жизни”:

“Никогда не иметь тайны от той, кого Господь дал тебе вместо матери и друга теперь, а со временем, если будет муж, то от него.

Старайся до последней крайности не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.

Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая того, кто должен это знать.

Не осуждай никогда никого ни голословно, ни мысленно, а старайся найти если не оправдание, то его хорошие стороны, могущие возбудить жалость...”.

Именно в соответствии с этими правилами воспитывались дети в семье Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых. Вот откуда “родом” душевность, скромность и кротость Натальи Николаевны.

А ещё мы знаем, что в пушкинское время всех девочек в дворянских семьях учили рукоделию.

Наталья Гончарова достигла в рукоделии больших высот: прекрасно, с артистическим изяществом вышивала бисером, умела шить (собственными руками шила домашние платья себе и сестрам, перешивала детям из старой одежды). Её и называли – “Кружевная душа”.

Поделки, выполненные собственными руками, готовятся представить наши “Натали”.

Проводится конкурс “рукодельниц” “Кружевная душа”: девочки демонстрируют и “защищают” свои поделки.

Ведущий: Пока жюри пытается оценить рукоделия участниц конкурса, мы послушаем романс на стихи А.С. ушкина «Я вас любил»…

Ведущий: А сейчас я представлю слово... Александру Пушкину!

Эпистолярная композиция называется строчкой из этих писем - “Целую кончики ваших крыльев, мой ангел”.

Прежде чем прозвучат строки писем Пушкина, мне хочется процитировать воспоминания друга (“благоприятеля”!) Александра Сергеевича – Павла Войновича Нащокина. О том, какою была реакция Пушкина на письма Натальи Николаевны: “Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письма от жены. Он весь сиял и осыпал эти исписанные листочки бумаги поцелуями”. Письма Натальи Николаевны к мужу, к великому сожалению, не сохранились. Зато письма Пушкина к его “ангелу” мы можем прочитать, а сегодня и услышать.

Эпистолярная композиция.

“Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые вас не стоили”.

“Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…”

“Тебя, мой ангел, я люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как я здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург- к тебе, жёнка моя...”

“Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо, как оно дельно! благодарствуй, жёнка. Продолжай, как начала, и я век за тебя буду Бога молить...”

“Красавица моя, кумир мой, прекрасное моё сокровище, когда же я тебя опять увижу...”

“Что, женка, скучно тебе? Мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж - то есть уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой...

Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю... То-то, жёнка, бери с меня пример”.

“... спасибо тебе за твоё милое-милое письмо. Я ждал от тебя грозы, ибо, по моему расчету, прежде воскресенья ты письма от меня не получила; а ты так тиха, так снисходительна, так забавна, что чудо ...

Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе, докажу после ...”

“Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи ...”

“Вчера были твои именины, сегодня твоё рождение. Поздравляю тебя и себя, мой ангел...”

“Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и опять начал кочевую жизнь. Живо воображаю первое число. Тебя теребят за долги..., у тебя не хватает денег..., ты беспокоишься - сердишься на меня, - и поделом. А это ещё хорошая сторона картины - что, если у тебя опять нарывы, что, если Машка больна? А другие, непредвиденные случаи? Пугачёв не стоит этого. Того и гляди, я на него плюну - и явлюсь к тебе...”

“... благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленях среди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для тебя”.

“Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?”

“Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета… Ой-да хват-баба! Что хорошо, то хорошо!”

“Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я все беспокоюсь, на кого покинул тебя… Ах, женка, душа! Что с тобой будет?”

“Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться оттого, если ты три дня пропустишь без письма. Так точно, как я не стану ревновать, если ты 3 раза сряду провальсируешь с кавалергардом”.

“…Не еду к тебе по делам, ибо и печатаю Пугачева, и закладываю имение, и хлопочу – а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки…”

“Ты, женка, безалаберная! Подумай обо всём и увидишь, что я перед тобой не то, что прав, но чуть не свят. Без тебя так мне скучно, что поминутно думаю к тебе приехать хоть на неделю. Такая тоска без тебя, что того гляди приеду к тебе”.

“Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица…”

Ведущий: Согласитесь, что нельзя не присоединиться к словам писателя А.И.Куприна, утверждавшего, что “трудно найти книгу о любви, которая была бы столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по - бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот!”

Ведущий приглашает членов жюри, те подводят итоги праздника-конкурса и награждают всех его участниц, объявляют и награждают победителя.