Технологическая карта урока истории по теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV в.» в соответствии с требованиями ФГОС и использованием ЦОР

Разделы: История и обществознание


Дидактическая цель: создать условия для формирования умения самостоятельно изучать процессы, связанные с историей Московского государства и его соседей во второй половине XV века, в частности, создание единого Русского государства и окончание ордынского владычества, о роли Ивана III в отечественной истории.

Цели по содержанию:

  • обучающие: сформировать у обучающихся представления о личности Ивана III, о его роли в создании единого Русского государства; о путях объединения русских земель вокруг Москвы; об окончании ордынского владычества;
  • развивающие: содействовать развитию исторического мышления; умению работать с разными источниками информации: текстом учебника, историческими документами, картами, дополнительной литературой; составлять таблицу, рассказ от имени участников событий, используя слова-опоры; делать выводы; работать с тестовыми материалами, компьютерными презентациями;
  • воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативной культуры, уважения к истории России;
    развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные.
  • По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; ролевая игра, исследовательская деятельность в парах.
  • Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.
  • Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

  • Учебник: История России 6 класс, часть 2. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А.В.Торкунова в двух частях. Москва «Просвещение» 2016.
  • Карта «Россия во второй половине 15 – начале 16 века».
  • Компьютерная презентация.
  • Раздаточный материал.
  • Мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.

План изучения темы:

1. Иван III.

2. Присоединение Новгорода к Москве.

3. Ликвидация ордынского владычества.

4. Завершение объединения русских земель.

5. Возвышение великокняжеской власти.

6. Органы управления.

Даты:

1462-1505 – годы правления Ивана III,

1478 г. – присоединение Новгорода к Москве,

1480 г. - ликвидация ордынского владычества,

1485 г. - присоединение Твери,

1505-1533 – годы правления Василия III,

1514 г. присоединение Смоленска.

Понятия: новгородская республика, «стояние на реке Угра», пищаль, боярская республика, воевода, кормление, местничество, герб, налоги.

Опережающее задание: сообщение о «стоянии на реке Угра».

Технологическая карта урока

Приложение