Урок русского языка в 4-м классе по теме «Фонетика и словообразование»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, словообразование, фонетика


Тип урока: повторение изученного материала.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности по повторению знаний о звуках и буквах русского алфавита, развивать орфографическую зоркость.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация, компьютер, проектор.

Содержание урока

1. Оргмомент

Девиз урока

Мы - умные.
Мы - дружные.
Мы - внимательные и старательные.
В четвёртом классе учимся,
Всё у нас получится!

Сегодня второй учебный день в 4 классе. Как будет оцениваться ваша работа на уроке. За каждый правильный ответ вы будете получать бонус- фишку. В конце урока подсчитаем их количество у каждого и оценим нашу работу. Будет и самостоятельная письменная работа , за которую так же можно будет получить отметку.

2. Чистописание

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.

- Что мы записали?

- Выделите орфограммы, объясните.

- Найдите и подчеркните главные члены предложения, по возможности и второстепенные.

3. Повторение изученного по вопросам

- У всех букв русского алфавита есть звуки?

- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков.

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков.

- Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают один звук, когда обозначают два звука, когда………..

- Что значит парные и непарные согласные звуки? Какие это звуки?

- Расскажите про парные согласные звуки.

4. Повторение изученного. Групповая работа

Выполнение упражнения № 1 на странице 5. На слайде слова

Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

(у доски – трое учащихся, представители каждого ряда.).

– Запишите слова, в которых:

I ряд – букв больше, чем звуков :дочь, опять, солнце, свистнул, лень, вестник.

II ряд одинаковое количество букв и звуков: ночью, герой, рыбка, пьёт, съел, стулья.

III ряд – звуков больше, чем букв: елка, моя, знаю, поет, юла.

5. Самостоятельная работа по вариантам

Запишите транскрипцию слов:

1 вариант – мяч, ящик

2 вариант – пень, юла.

Желающие показывают, после проверка на доске.

1 вариант – [м'а ч' ] , [й 'а щ 'и к ]

2 вариант – [п‘э н’ ] , [й ‘у л а ]

6. Объяснение домашнего задания Упражнение №2, №3 (только слово-ящик)

(стр. 5,6)

7. Повторение изученного по теме «Словообразование».

– Что изучает раздел «Словообразование»?

– Какая часть слова изменяет его форму?

– Какая часть слова образует новые слова?

– Что называется основой слова?

– Без какой части слово не может существовать?

8. Работа в парах по учебнику

Упражнение 4, с. 6.

9. Итог урока

О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

10. Рефлексия

Посчитайте, сколько бонусов – фишек заработал каждый.

Оцените на полях свою работу по волшебной линеечке по трём критериям.

Самостоятельность, правильность, красота.

Презентация