Интеграция предметов гуманитарного и естественно-научного циклов как средство реализации системно-деятельностного подхода

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: интеграция, информационная компетенция, повышение интереса обучающихся, результативность


Раздел: педагогика: теория и методика обучения и воспитания по предметным областям.

Вводная часть

Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешить противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Инновационное развитие общества требует обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»1 Правительства Российской Федерации в качестве факторов, приобретающих особую важность, особо отмечены коммуникативность и способность к сотрудничеству. Школа по-прежнему должна развивать способности школьника реализовать себя в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Понятно, что одной из характеристик личности становится коммуникабельность, владение устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка. В то же время задача школьного обучения - формирование компетентной личности. Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

______________

1 III.4. Развитие образования//Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020.УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р3.3. года.

И именно интеграция становится одним из путей формирования функциональной грамотности.

«От предметоцентризма и межпредметных связей к интегрированному естественнонаучному и гуманитарному знанию. Вот путь, которым должна пойти школа сегодня, чтобы начать готовить не столько «узких специалистов», сколько широко эрудированных и знающих людей, способных свободно ориентироваться в различных областях человеческой деятельности. Такая интеграция позволит достичь «информационного резонанса» между школьными учебными дисциплинами, что создаст не только оптимальные условия для постижения учащимися целостной картины мира, но и осуществит ориентацию школьного образования на актуализацию духовных ценностей как наиболее устойчивого ядра внутреннего мира личности».2

______________

2 «Естествознание в школе. – 2004. - №4, Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность, А.В.Теремов.

Новизна педагогического опыта предусматривает:

  • расширение представлений учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе;
  • развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;
  • развитие навыков исследовательской и творческой деятельности;
  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности

Основополагающими принципами данного опыта являются прежде всего эффективность, научность, системность, учёт индивидуальных способностей и запросов учащихся, а также перспективность и технологичность.

Основная часть

Современный мир все чаще требует от каждого из нас умения не только констатировать, но и предвидеть последствия вызванных человеческой деятельностью перемен. От подготовленности в этом специалистов завтрашнего дня в значительной мере будет зависеть дальнейшее существование общества и природы. Но профилизация средней и старшей школы зачастую приводит к дезинтегрированному сознанию. И движимые желанием избежать подобных проблем, учителя далёких друг от друга дисциплин ищут объекты и механизмы интеграции.

Пришедшее в российскую педагогику в 70-80-е годы понятие интеграции стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Причины нашего обращения к подобным урокам различны.

  • Интеграция, преодолевая разобщённость научного знания по отдельным дисциплинам, способствует формированию целостного мировоззрения;
  • Интеграция исключает дублирование материала, а значит, освобождает учебное время, снижает перегрузки;
  • Интеграция, формируя системное мышление, способствует повышению мотивации в обучении;

Механизм интеграции (способность к синтезу информации) присущ природе человеческого мышления, диктуется объективными законами. Любой первоклассник, приходя в школу, точно знает, что он пришёл «учиться». Он ещё не делит это слово на составляющие: учиться математике, русскому языку, истории. Но образовательный процесс всё дальше разводит предметы, а вместе с ними и представления о мире. И тут на помощь приходит интеграция. Слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Ведь характерной чертой интегрированного содержания является способствующая «погружению» информационно плотная обучающая среда. В конце концов каждому понятно, что разные области познания не могут развиваться независимо друг от друга, так как тесно взаимосвязаны через объект исследования. Недаром на современном высоком уровне развития науки всё чаще появляются новые направления (биофизика, химическая физика, астрофизика, геофизика, электрохимия, биохимия, геохимия, агрохимия, бионика, математическая лингвистика и т.д.), свидетельствующие о углублении интегративных тенденций.

Однако если в естественных науках в качестве инвариантов могут выступать общие логические основания, общие понятия, то поиски оснований для интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания вызывают серьезные затруднения. Почему? Предметы естественнонаучного цикла формируют системно-структурированные знания о мире (о взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов в природе), а гуманитарные призваны формировать художественно-эстетические знания и представления: понимание мировоззренческих основ художественных жанров и стилей, закономерностей художественного содержания и формы в воплощении образов мира и взаимоотношений с ним человека. Естественные науки формируют экологическое мышление, гуманитарные – художественно-эстетическое. Но и те, и другие призваны воспитывать способность к переживанию красоты и выразительности мира, внутренней связи с ним. Последнее и является зачастую отправной точкой для интеграции двух столь непохожих циклов.

И ещё один фактор, толкнувший нас к интеграции: в последние годы вследствие роста объема научной и учебной информации особенно актуальным стал принцип минимизации фактологических знаний, приобретаемых учащимися в процесс обучения, при увеличении их дидактической ëмкости. Согласно ему, лучше рассмотреть один объект с десяти сторон, чем десять объектов изучать так, чтобы каждый из них был рассмотрен лишь с одной стороны. В таком случае эффективности сближения наук легче достичь разработкой содержания интегрированного знания непосредственно по каждому учебному общеобразовательному предмету, а также включением знания, объединенного в метапредметы.

При составлении календарно-тематического планирования мы выделили темы, на которых целесообразно использовать те или иные метапредметы, помогающие развитию умственных способностей учащихся, в частности развитию мышления подростков. Так в системе при интегрированном подходе активно используется метапредмет «Знак». В рамках данного метапредмета у школьников формируется способность схематизации. Роль схем в развитии мышления учащихся велика. Схемы систематизируют знания, обобщают накопленные факты, существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий, способствуют быстрому запоминанию материала, дисциплинируют мышление, то есть развивают способность систематизировать материал. Если школьники легко классифицируют объекты на уроках естествознания (группы, классы, семейства,роды) в силу того, что видят их различия воочию, то при родово-жанровой классификации литературных произведений многие испытывают затруднения, т.к. нужно установить скрытые внутренние закономерности. И здесь можно идти параллельным путём.

Метапредмет «Знание» не менее востребован на интегрированных уроках. Он формирует способность работать с понятиями, способность работать с системами знаний, способность строить идеализацию - идеальный конструкт, лежащий в основе любого понятия. Освоение данного метапредмета предполагает развитие и таких универсальных способностей, как понимание и воображение. Что, в свою очередь, позволяет перейти от содержания уроков биологии к предметному содержанию и русского языка, и литературы. Так, используя на уроках литературы для анализа художественного произведения такой художественный приём, как пейзаж, мы переходим предметную границу. Ученикам всегда сложно определить роль пейзажа, для них это только фон, на котором развивается сюжет. Пытаясь показать значимость пейзажа в литературном произведении, стоит обратиться к самому понятию, соотнести его не только с живописными полотнами (к чему ученики привыкли при написании сочинений на уроках русского языка), но и с материалом курса географии (Хвойные и лиственные леса), окружающего мира (Природные зоны России), биологии (Царство растений).

Метапредмет «Проблема» учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовать и вести диалог. У них развиваются способности проблематизации, целеполагания, рефлексии.

Метапредмет «Понятие» максимально может быть использован на уроках, включающих теорию, как гуманитарного, так и естественного цикла (опять-таки возвращаясь к понятиям «класс», «род»)

Говоря об интеграции в рамках общего образования, безусловно, следует учитывать ступень обучения: на этапе начального обучения идут от общего к частному; в среднем звене, требующем предметной системы, предлагают ограничиться установлением внутрицикловых и межцикловых межпредметных связей. На завершающей ступени обучения в старшей школе, где должна увеличиться доля абстрактно-логических и лингвистических образов, создаваемых текстами, требуется широкое надпредметное обобщение, которое будет подкреплено в сознании учащихся предшествующим изучением отдельных предметных областей знания. В зависимости от ступени обучения, от предметного содержания, от цели выбираются формы и методы работы: от объяснительно-иллюстративного (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов) до эвристического и проектного.

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы. Целенаправленная работа по установлению операционных межпредметных связей способствует выполнению одного из основных требований школы – научить школьников учиться, самостоятельно приобретать знания.

В своей практике мы используем различные виды интегрированных уроков: от координированных (где знания одного предмета основываются на знании другого предмета) до амальгамированных (проектных), на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Особое место в нашей практике занимают комбинированные уроки. Они уроки строятся на основе одного организующего предмета, и происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.

Каждый вид определяется типами интеграционных связей:

  • содержательными – связями по фактам, понятиям, идеям, законам, составляющим содержание родственных (или пересекающихся в определённых темах) предметов;
  • операционными – связями по формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям (на основе общих способов познавательной деятельности учащихся); связями, осуществляемые через установление общих требований к приёмам и формам работы учащихся, через формирование гностических умений (познавательной, мыслительной, творческой деятельности), коммуникативных умений (прежде всего речевая деятельность);
  • методическими – связями на основе общих методов обучения и воспитания
  • организационными – общностью организационных форм обучения; связями по характеру взаимодействия учителя и учащихся, по выбору оптимальных форм обучения

Как показывает наш опыт, путь от содержательных к операционным и организационным связям оказывается менее удачным, нежели от операционных к содержательным. Таким образом, определяя тему интегрированного урока, начать нужно с единой цели и форм работы.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии интеллектуального и творческого мышления учащихся:

  • Знания приобретают качества системности.
  • Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
  • Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
  • Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

В силу того что интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах, предлагаются различные формы проведения интегрированных уроков: исследования, семинары, уроки-комментарии, виртуальные (заочные) экскурсии и т.д. В нашем случае оптимальны исследования и семинары, в силу того что (как говорилось выше) работают на метапредметы «Знак» и «Понятие». При подготовке и проведении интегрированного урока педагогам следует, прежде всего, выделить объективно существующие связи между базовыми знаниями, которые можно интегрировать. При этом необходимо учитывать специфику каждого учебного предмета и его возможностей в раскрытии общих законов, теорий, являющихся интегрирующей основой нескольких учебных предметов. Каждому педагогу следует определить содержание и объем учебного материала по своим предметам. Согласно поставленным целям и задачам выбрать форм и методов реализации учебного материала. Важную роль в повышении эффективности интегрированного урока играет его учебно-материальное и техническое оснащение. Для повышения эффективности таких уроков используются аудиовизуальные средства, таблицы, графики, схемы, алгоритмы, инструкции, тренажеры, коллекции природных минералов.

Заключительная часть

Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Ещё герой «Фауста» И.В.Гёте восклицал: «Суха теория, мой друг! А древо жизни пышно зеленеет!». Естественные и гуманитарные науки должны существовать, дополняя друг друга. И таким образом эколого-гуманистическая концепция воспитания личности реализует идею интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих образовательного процесса.

Список литературы

1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991.

2. Боровик М.Г. Системно-культурологическая модель гуманитарного образования в средней школе как путь формирования у учащихся целостного взгляда на развитие мировой культуры. // Глобальное образование в России: достижения, опыт, перспективы. Материалы V межд. науч.-прак. конф. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.

3. Данилюк А.Я. Теории интеграции образования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000.

4. Колесникова И. А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. – СПб, 1996.

5. Кулюткин Ю.Н. Образование в изменяющемся мире. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сб. науч. трудов каф. теории и методики естественнонаучного образования СПГУПМ / под ред. И.Ю.Алексашиной. – СПб, 1996.

6. Тарасов Л.В. Четыре грани мира. Экспериментальный учебник. — М.: Авангард, 1992.

7. Казакова М.С. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в условиях современной школы как способ формирования информационной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S19. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14740.htm.