Проблемы выявления и диагностики одарённых детей

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: одаренные дети, диагностика


Одарённость человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский.

Когда мы смотрим выступления детей на концерте, на соревнования, в конкурсах, научных конференциях, в телевизионных передачах, где дети демонстрируют свои таланты, восхищаемся. Но мы не подозреваем, какой огромный труд стоит за этими блестящими выступлениями.

Ведь выявить, заметить этот талант тоже одна из главных задач и чем раньше мы сможем это сделать, тем ярче он проявиться в будущем. Об этом говориться в ряде Постановлений Правительства Российской Федерации, выступлениях и посланиях Президента РФ В.В. Путина.

Актуальность проектов одарённые дети: очень важно и необходимо в стране иметь людей неординарно мыслящих, творческих, умеющих решать поставленные задачи и формулировать новые. Эти люди мощный ресурс для развития государства.

Президентская инициатива 1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Глава 4 этого документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи) определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Нормативно-правовая база поддержки одаренных детей

Международный уровень

Конвенция о правах ребенка.

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании»,
  •  Концепция модернизации образования,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. ФГОС,
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  •  «Рабочая концепция одаренности» (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др., 1997).

 Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей.

  1. Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
  2. Создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
  3. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми; обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

Я повторю, что такие дети доставляют много хлопот родителям, учителям, а это лишний раз подчеркивает, что им нужен особый подход. Как отмечено М.Е. Богоявленской и Д.Б. Богоявленской, что «одаренность в детстве – не является качеством самого ребенка. Главной фигурой в становлении была и будет фигура взрослого - талантливого и свободного в своём творчестве». Я думаю, что это руководство по созданию образовательной среды, для одарённых детей, чтоб помочь им развиться и реализовать познавательный интерес.

Традиционное обучение не интересно и скучным кажется одарённым детям, поэтому сдерживается их развитие. На примере своей работы могу сказать, что кроме традиционного обучения, часто родители не желают замечать и помогать своему ребёнку. Им его жалко, они пробуют его в других более привлекательных на их взгляд кружках и занятиях, реализуя тем самым свои мечты. И здесь нужна помощь специалиста.

А как выявить талант на ранних этапах, что необходимо предпринять, для раскрытия способностей ребенка? В чем заключается психолого - педагогическая работа с детьми по выявлению одарённости?

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством эффективного обучения и развития одаренного ребенка (Рабочая концепция одаренности)

1. Наблюдая за ребёнком в играх, на занятиях обращаем внимание на следующие параметры, нужно фиксировать различную степень выраженности этих параметров. Так мы составим общее представление о потенциале ребёнка.

  • Высокая познавательная активность.
  • Самостоятельность творческого поиска, свободно высказывает своё мнение ( просит помощи у взрослых, детей, какая помощь и на каком этапе)
  • Отношение ребенка к процессу (эмоциональная окрашенность, увлечённость)
  • Инициатива в выборе средств, вида деятельности, создание замысла.
  • Предпочитаемые виды занятий, игр.
  • Не боится отличаться от других.
  • Использование источников информации (разнообразие, виды, адекватность.)
  • Оценить творческий потенциал ребенка помогут параметры Дж.Рензулли,Р. Хартман.
  • Опросник для родителей и педагогов Ф. Татл, Л.Беккер.
  • Опросник «Карта способностей» А.де Хааном и Г. Кафом для родителей и, педагогов и психологов.

2. С целью дальнейших выявлений способностей ребенка, проводим диагностику, используя следующие методики. Да именно методики, по одной двум будет однобокий результат. Все эти методики есть в широком доступе и доступны для обработки и применения.

  • Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан
  • Тест «Круги»
  • Тест «Домик»
  • Прогрессивные матрицы Дж. Ровена
  • Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)
  • Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
  • Тест «Преобладание левого (правого) полушария»

Диагностика имеет ряд особенностей. При подготовке педагогу – психологу следует обратить на это внимание:

  • Если результаты должны быть более точны, необходимо исключить учебную мотивацию.
  •  Оценивать сам процесс.
  • Настрой или ознакомительный период помогут снять напряжённость.
  • Нет ограничений во времени.
  • Исключить контакт между детьми, чтоб не было подражания.
  • Подбирая методики, необходимо учесть, что дети больше понимают на интуитивном уровне, и поэтому их речь неадекватна чувствам.

 Выбрав методики, провели диагностику, беседы. родители заполнили анкеты, выслушали мнение педагогов. И потом делаем мотивированное заключение с рекомендациями.
После проделанной работы, можно вернуться к разговору с родителями о том, в каком направлении больше шансов для развития.

Привлечь родителей как наставника, в помощь специалистам (педагогам, тренеру) чтобы помочь ребенку развиваться, и передать увлечённость своей работой.

Взгляд на реальный жизненный опыт наставников, может мотивировать к учёбе и не воспринимать её скучной и необязательной, даёт уверенность в своих силах необходимую для исполнения своей мечты. Одарённые дети часто стремятся к исследованиям в области своих интересов, которую они не получают в своём классе. Поэтому наставник, используя сетевые исследовательские проекты, знакомит с новыми идеями, возможностями. Выбирает значимые, актуальные проблемы. Такие программы становятся « лабораториями» аккумулирующими передовой опыт обучения. «Приемы работы , бывшие ядром многих специальных программ для одарённых, включаются в обычный процесс целью развития всех учащихся», - Дж. Рензулли и С. Риз. Участие наставников - это тяжёлый труд, а может даже испытание, которое требует ответственности, самопожертвования и самоотдачи.

Я полностью согласна с мнением американского исследователя А. Блум.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми».

В заключении хочется сказать: организовать психологические консультации и поддержку родителей одаренных детей, это – тонкая, наверное, почти непостижимая сфера человеческого духа. Как растить одаренных детей, чтобы не навредить им? Говорят, что «таланту надо помогать, а бездарности пробьются сами»? Я убеждена, что одаренного ребенка, безусловно, надо поддерживать, но при этом не забывать о том, что подлинный талант требует огромного труда, преданности, сил для преодоления непонимания и сомнений, а также самодисциплины и самоиронии. Об этом замечательно сказал Б. Л. Пастернак:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И здесь кончается искусство,
И дышит почва и судьба.

Одарённость, дар и чтоб этот бриллиант засверкал, необходимо много сил и труда со стороны ребёнка, но не меньше, а мне кажется во много раз больше необходимо наставникам.

В 2010 году президент Медведев Д.А. особое внимание уделил образованию:

«Мы должны подготовить систему поиска одаренных, талантливых детей, оформить это в нормативные рамки. Это сложно, но возможно»

При подготовке и поиске методик советую обратиться к сборнику методик по выявлению способностей и одарённости детей. Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова .

Источники:

  • Богоявленская Д. Б. Одаренность: теория и практика // [Электронный ресурс] URL: http://www.den-za-dnem.ru/
  • Керженцева А. В. Одаренный ребенок в массовой школе // [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru
  • Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд.