Урок обобщения знаний по черчению в игровой форме. 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8

Ключевые слова: черчение


Цель урока: проверка у учащихся степени понимания и усвоения материала, обобщение, систематизация и расширение знаний по предмету.

Оборудование

Для учителя: Презентация к уроку, мультимедийная установка, таблицы со списками команд и таблички для названия команд, задания для конкурсов для каждой команды.

Таблица на доске

Название команды:

 

 

Капитан:

 

 

  1. Разминка
  2. Чертеж плоской детали по ее описанию
  3. Кроссворд
  4. Задания на анализ геометрической формы
  5. Задачи на дочерчивание чертежа
  6. Конкурс капитанов
  7. Вопросы соревнующихся команд друг другу

 

 

Подведение итогов:

 

 

Для учащихся: чертежные инструменты и принадлежности.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Выполнение чертежей плоских деталей по словесному описанию ее геометрической формы.
  4. Решение кроссвордов.
  5. Задания на анализ геометрической формы.
  6. Задачи на дочерчивание чертежа.
  7. Конкурс капитанов.
  8. Вопросы соревнующихся команд друг другу и оценка правильности ответов.
  9. Подведение результатов конкурсов, итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент – 3 мин.

Приветствие, отметка отсутствующих. Учащиеся делятся на две команды, назначаются капитаны, придумываются название команд.

Учебный год подходит к концу, и нам важно проверить усвоение учебного материала за весь курс «Черчение». Сегодня мы будем это делать в игровой форме, две команды будут соревноваться друг с другом.

Т.е. целями  нашего урока является обобщение и  систематизация знаний.

Условия игры:

- За каждый ответ или выполненное задание – оценка (от 0 до 5 баллов), баллы будут фиксироваться.

- За подсказку, подсматривание в тетрадь или учебник, шум с команды снимается 3 балла.

- Если команда не может ответить на поставленный вопрос, то вторая команда имеет право ответить на этот вопрос и заработать дополнительный балл.

2. Разминка – 5 мин.

Каждой команде будут задаваться вопросы, кто знает ответ – поднимает руку, капитан принимает решение, кто отвечает, либо отвечает сам. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопрос 1 команде: Какие линии чертежа вам известны?

Ответ: сплошная основная толстая, сплошная тонкая, штриховая, штрихпунктирная и сплошная волнистая.

Вопрос 2 команде: Что такое сечение?

Ответ: Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета плоскостью.

Вопрос 1 команде: Раскройте алгоритм нанесения размеров на чертеже

Ответ

  • по длине (элементов, координирующие, габаритные)
  • по высоте (элементов, координирующие, габаритные)
  • по ширине (элементов, координирующие, габаритные)

Вопрос 2 команде: Раскройте алгоритм обводки чертежа

Ответ:  

  • окружности и дуги,
  • горизонтальные линии,
  • вертикальные линии,
  • наклонные линии.

Вопрос 1 команде: В чем отличие эскиза и чертежа?

Ответ: Эскиз выполняется от руки, в глазомерном масштабе, на бумаге в клетку.

Вопрос 2 команде: Дайте определение, что такое технический рисунок?

Ответ: Технический рисунок – это наглядное изображение детали, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки) с соблюдением пропорционального соотношения его размеров (в глазомерном масштабе).

Итог разминки: объявляется результат и записывается в таблицу.

3. Выполнение чертежей плоских деталей по словесному описанию ее геометрической формы – 14 мин.

Внимательно слушаем:

Однажды группа школьников пошла в лес за грибами. Они долго бродили по лесу и заблудились. Ребята стали искать дорогу обратно и вдруг увидели необычайно яркое свечение из-за деревьев, а затем яркий светящийся объект странной формы поднялся в небо и….растворился в воздухе. Заинтересованные ребята поспешили на поляну, с которой улетел объект, и увидели на почве след, который он оставил. Вернувшись домой, школьники делились впечатлениями. Вот как они описали странный след на поляне:

След имел форму круга, в центре которого располагался квадрат. Стороны квадрата параллельны центровым линиям круга, вершины квадрата лежат на окружности. В центре квадрата – вырез в виде правильного треугольника. Одна из вершин треугольника располагалась на пересечении верхней стороны квадрата и вертикальной центровой линии.

Ваша задача – начертить этот след. Работает вся команда (каждый участник). За эту работу каждая команда может получить 5 баллов, (если будет хоть одна верная работа). Время работы – 10 минут. Выдается письменное описание следа каждому участнику команды.
По истечении 10 минут, учитель объявляет, что время на работу истекло. На слайде презентации выводится правильный чертеж следа, работы проверяются, подводятся итоги задания в таблице.

4. Решение кроссвордов – 8 мин.

В каждом кроссворде 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, т.е. за весь кроссворд можно заработать 5 баллов. Время на решение кроссвордов – 5 минут.

Кроссворд 1-й команды

По вертикали:

  1. Отношение линейных размеров на чертеже к действительным размерам детали (масштаб).
  2. Как называются тонкие линии, проходящие на расстоянии 10 мм от контура детали и параллельные ему (размерные).

По горизонтали:

  1. Геометрическое тело, у которого основания – равные параллельные многоугольники, а боковые грани – четырехугольники (призма).
  2. Какая линия применяется для проведения линий невидимого контура? (штриховая).
  3. Правильный многоугольник, у которого все стороны взаимно перпендикулярны (квадрат).

Кроссворд 2-й команды

По вертикали:

  1. Как называется стандартный лист бумаги, на котором выполняется чертеж? (формат).
  2. Наибольший размер детали (габаритный).
  3. Геометрическое место точек, равноудаленных от центра (окружность).

По горизонтали:

  1. Название осевой и центровой линии (штрихпунктирная).
  2. Геометрическое тело, полученное путем вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов (конус).

По истечении 5 минут представители каждой команды выходят и вслух отвечают на каждый вопрос (демонстрируя плакат с кроссвордом). За каждый ответ присуждается 1 балл. Если команда не дала ответ на какой-либо вопрос, этот вопрос задается другой команде, и та, в свою очередь, может заработать дополнительный балл.

Подведение итогов за решение кроссвордов, запись результатов в таблице.

5. Задания на анализ геометрической формы – 4 минуты.

Данное задание заключается в следующем: По словесному описанию найти наглядное изображение детали.

Задание для 1-й команды:

Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму неправильной прямой четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

Задание для 2-й команды:

В основании детали – прямоугольный параллелепипед, в нижней грани которого проходит продольный паз, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. В центре верхней грани основания детали вертикально расположен цилиндр, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда может получить 3 балла.

По истечении времени, задания каждой команды выводятся на слайд презентации (на экран), каждая команда озвучивает свой ответ.

Происходит подсчет баллов.

6. Задачи на дочерчивание чертежа – 6 минут.

Каждая команда получит чертеж, нужно дополнить его недостающими линиями. Выполнять задание будут по одному представителю от каждой команды, капитан решает, кто именно это будет. Сам капитан не может выполнять это задание, т.к. впереди – конкурс капитанов. На задание дается 6 минут. За правильно выполненное задание команда получит 5 баллов.

Задание 1 команды

Задание 2 команды

Выдаются задания, представители команд его выполняют.

7. Конкурс капитанов – 5 минут.

А сейчас конкурс капитанов. Капитан команды получает чертеж, где необходимо красной ручкой исправить ошибки в нанесении размеров. Затем капитан команды прокомментирует данные ошибки. Если все ошибки будут найдены, капитан заработает для своей команды 5 баллов.

8. Вопросы соревнующихся команд друг другу и оценка правильности ответов – 5 минут.

Каждая команда задает вопросы команде-сопернице и должна охарактеризовать правильность ответа. Будет оцениваться постановка вопроса, характеристика учеником, задававшим вопрос, правильность ответа соперника.

Одна минута вам на то, чтобы придумать  вопросы. Всего на задание дается 5 минут.

Команды задают вопросы, дают характеристику ответам, фиксируются результаты в таблице.

По истечении времени работы на дочерчивание  отдаются на проверку компетентному жюри (из присутствующих), с просьбой, чтобы они оценили их по 5-балльной шкале – 3 минуты.

Проверка работ капитанов. На слайд выводятся чертежи с ошибками в нанесении размеров. Капитаны комментируют, какие ошибки допущены в чертежах. В таблице фиксируется количество баллов за конкурс капитанов.

Пока жюри проверяют работы, команды получают одинаковые задания:

Время на выполнение задания – 3 минуты.

9. Подведение результатов конкурсов, итог урока – 2 минуты.

Жюри отдает работы с оценками, объявляется количество заработанных баллов (при этом можно дать чертежи команде-сопернице для ознакомления). Итоги конкурсов фиксируются в таблице. Объявляется команда-победительница, вручаются призы и награды (медали).

10. Рефлексия.

На экран выводятся несколько незаконченных фраз, учащимся предлагается по очереди  закончить эти выражения.

  • Сегодня на уроке….
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Я понял (ла), что…
  • Я выполнял (ла) задания…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал (ла), что…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Мне бы хотелось…
  • Теперь я…
  • Я приобрел (ла)…

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7