Методическая разработка урока обществознания на тему "Роль экономической сферы в жизни общества"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Методический комментарий: На мой взгляд, когда учитель рассказывает что-то ученику, это запоминается хуже, так как второй не приложил никаких усилий для поиска информации по интересующему вопросу. Когда же обучающийся самостоятельно пытается добыть знания, он ценит это, так как потрудился и, следовательно, быстрее и лучше запомнит. Но роль учителя здесь не уменьшается, а наоборот его работа усложняется, так как он должен суметь направить, скорректировать и помочь найти то, что необходимо в данный момент. Научить – учиться.

Учебные предметы: обществознание.

Класс: 11, «социально-экономический» профиль.

Количество уроков: 2 (1 – объяснение нового материала, 2 – закрепление, урок с использованием кейс-технологии)

УМК: Боголюбов Л.Н. Обществознание.

Уровень обучения: профильный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, плакаты, выставка книг, рабочие листы.

Цель урока: способствовать воспитанию гражданина, воспитанию финансовой грамотности, нестандартному мышлению, познакомить учащихся с основными терминами и экономическими процессами, закрепить уже имеющиеся знания в области экономики и обществознания.

Планируемый результат:

  • Предметные: выделять основное в тексте и видеосюжете (при восприятии на слух и зрительно); ставить проблемные вопросы и находить на них ответы; заполнять ЛОС; владеть методом «Фишбоу»; уметь работать в команде и индивидуально.
  • Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Методы:

  • словесные (беседа, словесно-проблемный метод);
  • наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);
  • практические методы (решение задач, примеров);
  • проблемно-поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);
  • метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления);
  • метод стимулирования интереса к учению;
  • метод самоконтроля;
  • метод самостоятельной деятельности учащихся: закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений; выработка и усовершенствование навыков.

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.

Система приѐмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно-логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений, решение головоломок.

Используемые технологии: игровые технологии; технология создания ситуации успеха на уроке; личностно-ориентированные; ИКТ.

Тема урока: "Роль экономики в жизни общества"

Технологическая карта урока

2-й урок

Тема: «Поведение покупателей на потребительских рынках»

Класс: 11.

Оборудование: мультимедийное, карточки с заданиями, листы формата А-4, ручки, карандаши.

Предмет: обществознание.

Цель занятия: развить у обучающихся способность креативно мыслить, находить выход из трудных ситуаций, работать в коллективе и отстаивать свою точку зрения.

Слова учителя: мы близки с экономикой чаще как потребители. Наше поведение стараются предугадать тысячи глаз психологов, социологов и самых опытных маркетологов. Сегодня на уроке мы попытаемся поставить себя на их место. Используя кейс-ситуацию мы попробуем решить поставленную перед нами проблему.

Кейс-ситуация: «В преддверии зимы  наши клиенты – региональные отделы рекламы проявили максимальный интерес к теме, как работать в период сезонного спада спроса на мороженое. Этим вопросом интересовались и руководители отделов рекламы, и менеджеры по рекламе. Оно и понятно, впереди не простой период – зима. Данная проблема затронула и широко известный в нашей области ОАО "ЛИПЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ". Например, только за зимний период 2018 года покупательская активность понизилась примерно на 50-65%. Данная продукция в это время года не пользуется таким спросом у покупателей, как хотелось бы. ОАО "ЛИПЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ" в связи с этим терпит значительные убытки» (исходя из анализа предоставленного в электронных изданиях ситуация была смоделирована в учебных целях).

Ход урока

Учитель дает задание ученикам: «Вам необходимо разбиться на группы по 3 человека.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию в группах. Подумайте, какие пути выхода вы видите, предложите свои варианты. Время, отведенное на обсуждение: 10-15 минут. Выберите одно решение от группы и представьте его по истечении указанного времени. Будьте готовы отстаивать свою точку зрения. Подойдите к этому заданию творчески». Время на орг. момент: 5 минут.

Каждой группе раздается исходный материал (кейс-ситуация, цветные карандаши, листы А-4). Ребята в группах совещаются в течение 10-15 минут. Из всех предложенных вариантов решения проблемы выбирают один. Возможно предложение своего варианта.

От каждой группы выходит представитель и сообщает о выбранном ими пути из сложившейся ситуации, правильном на их взгляд. Аргументирует свой ответ.

Затем происходит обсуждение всех принятых решений. В ходе дискуссии выбирается одно более креативное решение данной проблемы.

Возможные пути решения возникшей проблемы:

1. Запуск нового продукта:

– начать производство десертов

– начать производство печенья и вафель (с начинкой из мороженого)

– другие варианты

2. Проводить лотереи, конкурсы.

3. Работа с дистрибуцией. Производители предоставляют дистрибуторам дополнительные скидки. А взамен подписывают соглашение, чтобы в эти сложные месяцы дистрибуторы выбирали определенные объемы ассортимента.

4. Проводить всевозможные рекламные акции, чтобы продукцию не забывали.

Время на обсуждение: 15 минут.

В конце учитель сообщает о том, как на самом деле разрешилась проблема: «Как пережить зиму. Мороженое – это сезонный товар. Летом продается 50% всего производимого мороженого, весной и осенью – по 20%, а зимой – только 10%. В холодное время года производители сокращают ассортимент в два-три раза, выпуская только самые востребованные сорта и больше так называемого «семейного» мороженого в пластиковых контейнерах, которое съедается дома. Чтобы получать прибыль не только летом, но и зимой, многие компании диверсифицировали свой бизнес. Некоторые занимаются производством не только мороженого, но и замороженных продуктов – овощей, фруктов, пельменей и других полуфабрикатов». (http://bishelp.ru/svoe-delo/otrasl-12554/sladkiy-holod-biznes-na-morozhenom)

После этого вместе сравнивают свое решение с решением принятым руководством кондитерской фабрики «Красный октябрь» и на основании этого делают выводы (правильно или не правильно они нашли выход; предлагали ли они такое решение, которое приняло руководство фабрики, почему не утвердили его или утвердили; на сколько верно поступило руководство, на их взгляд). Подводят итоги.

Время: 10 минут.

Всего: 45 минут.