Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии развития критического мышления с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Зона арктических пустынь»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: технология критического мышления, Зона арктических пустынь


Прием: «Зигзаг – 2».

Цели и задачи:

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  • личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
  • познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
  • регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
  • коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
    • формировать представление о природной зоне Арктики;
    • познакомить с географическим положением этой природной зоны,
    • климатическими условиями, растительным и животным миром и
    • деятельностью человека;
    • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
    • работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
    • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой; 
  • карта природных зон;
  • презентация «Арктика»;
  • маркеры, листы презентаций
  • атлас-определитель «От земли до неба»;
  • магнитный плакат «Зона Арктики».

Ход урока

1. Стадия вызова

На стадии вызова учащиеся получают задание сделать предположение, как выглядит Арктика. Ученики рисуют на индивидуальных листках, сравнивают свои рисунки в команде, затем рисуют один рисунок на большом листе. После этого проходит презентация.

Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков.

Работа индивидуально, в парах, в группах.

2. Смысловая стадия

Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде (по количеству вопросов к тексту):

1. Где расположена зона арктических пустынь?

2. Почему Арктика – царство снега и льда?

3. Какое лето в Арктике?

4. Какая зима в Арктике?

5. Какие живые организмы приспособились к условиям арктических пустынь?

Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст параграфа в «родной» группе, с целью найти ответ на свой вопрос. Ученики кратко конспектируют, а затем собираются в «экспертные» группы, обсуждают, приходят к общему мнению. Готовятся презентации.

3. На стадии рефлексии идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных. Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования вопросов знакомят группу с ответом на свой вопрос. После такой работы, любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание вопрос-ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация «Арктика» при помощи мультимедиа проектора.

4. Анализ урока с точки зрения формирования УУД

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в Арктике.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

Список литературы

1. Кларин М.В. «Педагогические технологии в учебном процессе». М 1989.

2. Кларин М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных  педагогических поисках.» - М. Арена 1994.

3. Селевко Г.К. «Педагогические технологии» 2 т., серия энциклопед. образовательных технологий.

4. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» М. Педагогикаю.– 1989.