Проект по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию по теме "Радость православной веры. Пасха"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: Пасха


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)


ВВЕДЕНИЕ

Ра́дость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.

Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».

В современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам «духовное» – «телесное». Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела».

Говоря о радостях православной веры, в учебнике 4 класса курса ОРКСЭ, модуля «Основа православной культуры», говорится о радости семьи, радости любви и послушания и о радостях православных праздников.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят обучающихся с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков

Проблема: Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника, его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи? Помочь узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Актуальность: Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Говоря о радостях православной веры, необходимо донести детям само понятие слова «Радость»

Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах.

Мы решили познакомить детей с народными праздниками, так как именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».*

_____________

* К.Д.Ушинский Собрание сочинений том 8 «Человек, как предмет воспитания» 1950 г.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.

Новизна проекта заключается в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте через электронный адресат.

Материал и техническое оборудование: подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

  • Приобщение младшего школьного возраста к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи:

  • расширить знания учащихся с народными обычаями, связанными с Пасхой;
  • воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;
  • познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи;
  • развивать познавательные процессы, в т.ч. творческое мышление;
  • развивать творческие умения, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Ресурсы:

  • Методическая литература.
  • Народные костюмы, образцы народных промыслов.
  • Выставка «Пасхальное яйцо».
  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой деятельности, иллюстрированный материал, художественная литература, фольклор по данной теме, аудиозаписи, использование мультимедиа.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

Участники проекта:

  • 4 класс
  • Педагог
  • Родители.

Ожидаемые результаты:

  • Сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи.
  • Проведение классного часа «Радости православной веры. Пасха».
  • Создание мини-музея «Пасхальное чудо».

Тип проекта: творческий, досуговый.

Принцип построения: интегративный.

Продолжительность: 1 час.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Теоретически-консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
  • Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
  • Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
  • Ознакомительно-формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
  • Оформление мини-музея «Пасхальное яйцо».
  • Проведение классного часа «Радости Православной веры: «Пасха.»

Направления реализации проекта:

  • Совместная деятельность педагогов и детей.
  • Взаимодействие педагогов.
  • Взаимодействие с родителями.

Деятельность в рамках проекта:

Чтение художественной литературы:

  • А.Майков «Христос Воскрес!»
  • П.Бунаков «Христос Воскрес!»

Познание:

  • Беседа на тему «Что такое Пасха?»
  • Беседа на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
  • Представление теоретических знаний на тему «Украшение пасхального яйца»

Коммуникация:

  • Рассматривание картин: И.Левитан «Весна».
  • Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»

Художественное творчество:

  • Роспись шаблона пасхального яйца.

Музыка:

  • Песня «Праздник Воскресенья»
  • Колокольный звон

Социализация:

  • Сюжетно-ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Битки», «Катись. Катись яичко», «Покрути яйцо”

Физическая культура:

  • Динамическая пауза «Большая буква».

Безопасность:

  • Разговор – обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок.
  • Соблюдение правил в подвижных играх.

Труд:

  • Изготовление поделок в мини-музей.
  • Творческая мастерская по изготовлению яиц-крашенок.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей: «Что знают о празднике Пасха?».
  • Поиск информации о русских народных традициях.
  • Оформление консультаций в родительском уголке:
    • «Об истории празднования Пасхи»
    • «Что рассказать детям о празднике?»
    • «Красим яйца с детьми»
  • Разучивание и закрепление с детьми стихов.

Презентация проекта:

  • Представление актуальности проекта.
  • Классный час на тему «Радости православной веры. Пасха.»

Постановка новой задачи:

  • Узнать, как празднуют Пасху в других странах.

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • магнитофон
  • желобки для игр
  • для творческого задания: краски, кисти, трафарет яйца.
  • наглядный материал

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, практический.

Сценарный план.

  1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).
  2. Определение цели занятия.
  3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
  4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
  5. Рассказ ученика об украшениях и атрибутах праздника.
  6. Знакомство воспитанников со значениями цветов яиц.
  7. Рассматривание пасхальных наборов - различные разрисованные яйца, сувенирные яйца
  8. Пасхальные игры
  9. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

(слайд №1)

- Ребята, ранее мы с вами познакомились с несколькими христианскими праздниками. Вспомните, пожалуйста, какими? (Рождество, Святки, Крещение)

(слайд №2)

- А какой праздник мы отмечаем 8 апреля этого года?

(слайд №3)

2. Работа над новым материалом

1) Рассказ учителя о празднике.

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Радости православной веры. Пасха». Что вы понимаете под словом радость?

Ра́дость – внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.

Радость в христианстве носит не пассивный, а деятельный. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».

В современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам «духовное» – «телесное». Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела».

Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году!

Именно весной, когда природа просыпается после зимней спячки, мы радуемся этому дню, дню Воскресения Христова.

(слайд №4)

Посмотрите пожалуйста на доску, это картина великого русского живописца Исаака Ильича Левитана. Какие чувства у вас вызывает это произведение?

Люди долго Пасху, тщательно готовятся. Наводят порядок в доме, готовят специальную обрядовую еду.

- Ребята, а кто знает, что это за еда?  (Ответы детей)

Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.

(слайд №5)

В домах воцаряется спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. В этот праздник все верующие люди приходят в храм, ночью люди с зажженными свечами и пением идут вокруг церкви – это называется крестный ход. В это время звонят колокола. И  все люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и все отвечают: «Воистину воскрес!»

2) Чтение стихотворения учащимися.

(слайд №6)

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков

3) Беседа о пасхальных яйцах.

- А почему в Пасху мы дарим друг другу яйца?

(слайд №7)

Яичко олицетворяет начало новой жизни. Несет курочка яичко, и оно похоже на камушек – словно неживое, а в нем жизнь. Живой цыпленочек, который вылупиться из гнезда.

- А вот почему яйца раскрашиваем, нам расскажет Вася.

(слайд №8)

Первой преподнесла в подарок пасхальное яйцо Мария Магдалина. А подарок она сделала императору. В те времена было принято приходить на прием к императору с подарком, и она пришла с яйцом в руке и сказала: Христос воскрес, император спросил, почему ты так сказала и Мария Магдалина рассказала ему про Христа. Но император ей не поверил. Он сказал: «Я тебе поверю, если это яйцо в твоих руках сейчас станет красным». И произошло чудо, яйцо покраснело. Тогда император поверил в то, что Христос Воскрес». Вот почему на Пасху дарят крашеные яйца.

(слайд №9)

- Сначала люди красили яйца только в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные - цвета. И назывались эти яйца…..? (крашенки)

Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово.

Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки).

Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое «прочитать» в изображениях. Самые распространенные узоры на писанках – это солнечные знаки. Солнце согревает души людей, дарит им свет, разгоняет тёмные силы, без солнца не может быть жизни на земле, всё живое тянется к солнцу.

Часто на писанках можно увидеть растительные мотивы: листочки, веточки, травинки, цветы.

Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. А вот бесконечник – символ бесконечности жизни.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Всемирно известны шедевры фирмы Фаберже.

Я предлагаю вам, ребята, сегодня тоже создать свой шедевр-расписать пасхальное яйцо или создать поздравительную открытку, которую можно подарить близкому человеку.

Я лишь хочу обратить внимание на то, что расписанное пасхальное яйцо, отображает внутреннее состояние человека, расписавшего его, его ощущение и настроение. Поэтому начинать работу надо с добрыми мыслями и открытой чистой душой. И перед тем как вы начнёте свою творческую работу над созданием пасхальной открытки, я предлагаю послушать доброе стихотворение.

4) Чтение стихотворения учащимися

(слайд №10)

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!
Любуйтесь, детки,
Небесной яркой синевой.
Весна нарядит пышно ветки
Пушистой нежною листвой.

Христос Воскрес!
Забудьте санки,
Смотрите, как хлопочет грач.
Мы скоро будем на полянке
Бросать огромный звонкий мяч.

Христос Воскрес!
Сегодня нужно
На ручейке построить мост.
Мы жить со всеми будем дружно,
Мы разорять не будем гнезд.
Христос Воскрес!
Ликуйте, птички,
Мы не расставим вам сетей.
Кладите в гнездышки яички,
Чтоб деток вывести скорей.

Христос Воскрес!
Шумите травы.
Всем солнце светит с высоты,
Мы не сорвем вас для забавы,
Мы не нарушим красоты.

Христос Воскрес!
На праздник Бога
Весь мир полюбим горячей.
Всем нужно счастья много, много.
Все просят солнечных лучей.
П.Бунаков

5) Физминутка «Большая буква»

(слайд №11)

Давайте немного разомнемся перед нашей творческой работой.

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно!
Засиделся ученик —
Разминаться нужно!

(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

- Что бы вы хотели изобразить на своём пасхальном яйце?(дети по очереди рассказывают)

(слайд №12)

Итак, каждый определил для себя рисунок. Мы можем приступать к работе. На доске перед вами образцы работ, можете ориентироваться на них. Выберите себе материал для росписи яиц, кто-то захочет расписать красками и кистью, кто-то карандашами или восковыми мелками. Начинайте!

3. Практическая работа-рисование пасхального яйца

Прослушивание песни «Праздник воскресения»

1) Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

2) Выставка работ.

- О чем вы думали, когда готовили их?

- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

4. Пасхальные игры

(слайд №13)

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми и развлечениями. Есть еще традиция играть с яйцом. А знаете вы игры с яйцом? Сегодня мы разучим игры с яйцами.

Игра «Битки»

Играющие выкрикивают:

"Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тот проигравший.

Игра «Катись. Катись яичко»

А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных.

Игра "Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

5. Итог

(слайд №14)

- А какие традиции Пасхи вам особенно понравились и запомнились?

- Какие Пасхальные традиции есть в вашей семье.

- О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

6. Домашнее задание

Узнать, как празднуют Пасху в других странах. (слайд №15)

Напутственное слово. (слайд №15)

- Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать "Христос воскрес!" и в ответ услышать "Воистину воскрес!". Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон будет радостным и торжественным.

Прослушивание колокольного звона (звукозапись)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные УУД

  • Получат представления о традициях празднования Пасхи.
  • Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
  • Ориентироваться на рассказ учителя.

Личностные УУД

  • Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
  • Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД

  • Научаться планировать собственную творческую деятельность.
  • Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
  • Прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД

  • Участвуют в коллективном обсуждении вопросов классного часа.
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Приложение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Низова Г.Ю. Наши праздники. – Макариев-Решемского мужского монастыря. – 2001. – 284 с.
2. Бородина А.В. Основы Православной Культуры. – М.: Православная педагогика, 2003. – 221 с.
3. Праздники в воскресной школе // Музыкальные пьесы. – М.: Издание храма св. вмч. Димитрия Солунского (г.Руза) совместно с Православным братством во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 2000. – 118 с.
4. Божий мир. - №3. – 2000. – 32 с.
5. Зорька. Детский иллюстрированный журнал воскресной и церковно-приходской школ храма Всех Святых, что в Красном Селе. - №3. – 1998.
6. Газета «Воскресная школа». - №1 - №23. – 1997.
7. Журнал «Мотылёк». Приложение к детскому иллюстрированному журналу «Зорька» - №2.
8. Пасхальные хлопоты. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег». – 2001.
9. Пасхальный подарок для детей. – М., 2001.
10. Пасха красная. - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
11. Иоанн Рустенин. Златокудрый Инок. – «Паломник». – 1999.
12. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. Книга для учителя. – М.: «Первое сентября». – 2001.
13. А.С.Алексеева. Христос Воскресе! – М., 1996. – 51 с.