Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Одним из важнейших направлений деятельности школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является задача формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста. От того, научатся ли нынешние ребята ответственно относиться к своему здоровью, станут ли рассматривать его как ценностный ресурс, который позволит им реализовать свои цели в дальнейшем, совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим, в огромной степени зависит будущее нашего общества и нашей страны в целом.

Формирование молодого поколения сегодня происходит в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, которая строится на современных инновационных процессах. Каждый из нас в полной мере осознает преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Но массовая компьютеризация образования, малоподвижный образ жизни, перегрузки и переутомление на уроках, нарушение режима дня, экология - негативно сказываются на здоровье детей младшего школьного возраста. По данным статистики используют информационные технологии в учебном и игровом процессе 98% учащихся.

Для того чтобы решить задачу формирования культуры здорового образа жизни, необходима большая и кропотливая работа, которая связана с разработкой форм, методов и моделей воспитания, способов их реализации в повседневную жизнь, определения критериев эффективности деятельности и многое другое. Но самое главное – определить, какая концепция будет положена в основу обучения и воспитания младших школьников без ущерба их здоровью.

Формирование культуры здоровья – это целенаправленный процесс содействия школьнику в осознании им ценности здоровья, формирование ответственного отношения к нему и во включении ребенка в этот процесс в соответствии с его индивидуальными возможностями при определенных условиях.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Когда в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то на своем собственном примере они стараются с самого раннего детства формировать у ребенка культуру физических занятий. Поэтому на первом этапе моей работы в этом направлении я считаю необходима работа по налаживанию преемственных связей с детским садом и работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей моих детей. На этом этапе я стараюсь активно вовлекать во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим будущим классом уже на периоде подготовки детей к школе, принимала участие в проведении родительских собраний, где в сотрудничестве с воспитателями организовывала для родителей лекции и профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни.

Когда дети пришли ко мне в первый класс, то первоочередной моей задачей стало создание здоровой обстановки в моем классе, так как большую часть своего времени они проводят в нём. Мой кабинет полностью соответствует требованиям САНПИНа. Озеленение, обустройство школьной среды, освещение, тепловой режим - осуществляются с учётом возрастных особенностей детей класса. Проветривание, увлажнение производятся регулярно по графику. Для создания здорового психологического климата в классе имеются игровые уголки. Для создания активного отдыха, восстановления и укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности используется спортивная площадка,

Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком.согласно Маршруту «Здоровье», который был выработан в сотрудничестве со школьным медработником

Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Световой режим класса должен обеспечивать охрану зрения, предупреждать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, обеспечивать общебиологическое воздействие на организм, препятствовать возникновению близорукости.

2. Плотность урока не менее 60% и не более 75 %.

3. Количество видов учебной деятельности (4-7): опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность различных видов деятельности не более 10 минут.

4. Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена не позже чем 7-10 минут.

5. Чередование видов преподавания – не позже чем 10-15 минут.

6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

7. Чередование позы (поза чередуется в соответствии с видом работы).

8. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

10. Психологический климат на уроке.

11. Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

12. Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности – не ранее 40 минут.

Во время переменок дети имеют возможность свободно погулять по массажным коврикам, сделать по желанию несколько упражнений для ног.

В связи с тем, что в современную школу активно вошла компьютеризация, которая создает дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся, перед учителем возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Для снятия психоэмоционального напряжения использую упражнения для дыхания.

1. «Задержать дыхание»

- Задержка дыханияна вдохе – активизирует состояние организма.

- Задержка дыхания на выдохе – успокаивает организм.

2. Психогимнастика (метод групповой работы, при котором участники общаются без слов, «языком тела». Темы упражнений «Встреча на узкой тропинке», «Преодоление преграды» и т.д.)

3. «Лимон»

Сядьте удобно, руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали»весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. То же самое проделайте с левой рукой. Расслабьтесь. И опять насладитесь состоянием покоя. Расскажите о ваших ощущениях.С чем бы вы сравнили свое состояние покоя?

4. «Весенний лес»

Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль:слышашего или видящего, или осязающего, или просто чувствующего запахи. Расскажите о своих ощущениях.

5. «Говорим комплименты»

Дети передают мячик, произнося соседу комплименты или добрые пожелания.

Я считаю, что огромное значение на уроках имеет психологический климат: взаимоотношения между учителем и учениками, взаимоотношения между учениками, наличие на уроке эмоциональной разрядки, наличие познавательной активности и интереса к изучаемому материалу.

Достаточно эффективно использование массажа биологически активных точек (ушные раковины, лицо, пальчиковая гимнастика…) Он не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм.Особенно детям нравятся упражнения с применением массажных ковриков, которые сохраняют телесную вертикаль, стимулируют энергетические зоны всего организма, снимают напряжение от систематической обездвиженности ступеней.

Упражнения с массажными ковриками

ГОРОЧКА. Ребенок проводит стопой в направлении вперед-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно. Время выполнения - 1-2 мин.

ЗИГЗАГ. Выполните имитацию движения гусеницы. Упражнение выполняется поочерёдно ногами в течение 30-50 с.

КОЛЕЧКИ. Ребенок выполняет (каждой ногой отдельно) круговые движения стопой сначала влево, затем вправо.

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Считаю эффективным применение здоровьеразвивающих технологий В.Ф.Базарнова. Весь урок строится так, чтобы ребенок для восстановления связи между зрениеми общим мышечным чувством был вынужден работать в режиме «динамических поз». Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используют специальный офтальмотренажер

Обучение младших школьников в режиме смены динамических поз. Для этого я использую специальную мебель – конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, часть – сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку.

1. Работа за конторкой стоя формируету ребенка чувства координации иравновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление и развитие близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

2. Работа с наглядным материалом максимально удаленным от глаз ребенка.

3. Для данной работы я использую подвижные «сенсорные кресты»: пластмассовые планки, подвешенные к люстрам в четырех углах класса, на которых располагается дидактический материал. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету, размеру расклеиваются в любой части класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалыи таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями, словарные слова, орфограммы могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне, на стенах.

4. Цветотерапия

А) оранжевый - снимает усталость, благоприятен при миопии;

Б) розовый - успокаивает;

В) желтый - улучшает мозговую деятельность;

Г) зеленый - устраняет напряжение, снижает давление, благоприятен при миопии;

Д) красный - заряжает энергией, благоприятен при атрофии зрительного нерва;

Е) синий, фиолетовый - благоприятен при катаракте и глаукоме.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей я использую экологического панно.

Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года. Из движущихся предметов, кукол, манекенов создаются самые разнообразные сюжеты, связанные с темой урока.

На уроках технологии и изобразительного искусства применяю слушание музыки, хоровое пение, минутки пения, основанные на народных песнях и классической музыке. Пение – это мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактика заболеваний органов дыхания у младших школьников.

Все приведенные комплексы и методики можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Главное придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – “лучше “недобрать” нагрузки на занятии, чем ее превысить.