План-конспект урока русского языка на тему «Третье склонение имен существительных», система развивающего обучения Л.В.Занкова. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Занков Л.В., Третье склонение имен существительных


Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Цель: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Третье склонение имен существительных».

Задачи:

  • образовательная: систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Третье склонение имен существительных»;
  • развивающая: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; развивать умение работать индивидуально и в паре;
  • воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.

Формируемые УУД:

  • предметные: отработать умение правильно писать окончание имен существительных третьего склонения;
  • личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие эстетических чувств, доброжелательности;
  • метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; формулировать учебную цель с помощью учителя; соотносить результат деятельности с целью и оценивать его; уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в группах.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь.

Литература

  1. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2014, 127 с.
  2. Песняева Н.А. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 2 / Н.А.Песняева, С.В.Анащенкова. – М.: Просвещение, 2017, 64 с. 

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Систематизация и обобщение изученного материала
  5. Подведение итогов.
  6. Сообщение домашнего задания.
  7. Рефлексия

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Екатерина Александровна. Все готово к уроку?
Проверьте посадку.

Приветствие учителя. Подготовка рабочего места.

2

Актуализация опорных знаний

Просклоняйте имена существительные: ель, земля, портфель.

 

Определите склонение.

И.п. ель □, земля, портфель
Р.п. ели, земли, портфеля
Д.п. ели, земле, портфелю
В.п. ель □, землю, портфель
Т.п. елью, землей, портфелем.
П.п. о ели, о земле, о портфеле
Ель – 3 скл., земля – 1 скл., портфель – 2 скл.

Сравните окончания в каждом падеже.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

-а, -я

□, -о

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, - ю

□, -о

Т.п.

-ой,-ей

-ом, -ем

П.п.

Что мы можем наблюдать? Что в 1 скл. -и,  -е, во 2 скл. только -е,  в 3 скл. только -и.

3

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными 3 склонения.

 

4 Систематизация и обобщение изученного материала Выполните задание №49 на стр. 42 в РТ.
Обсудите в парах.
На какие группы будем делить?

Распределите существительные в при группы.

(1 скл.) кроватка, темнота, победа, кастрюля, кастрюлька.
(2 скл.) календарь, ноябрь, картофель, автомобиль, рояль.
(3 скл.) ладонь, кровать, темень, печаль, сырость.
Саша подошел к кровати.

    Составьте предложения с существительным 3-го склонения.
Выполните упр. №50 стр.43 в РТ.
Укажите падеж существительных, выделите окончания.
1.  (Р.п.) Нет ржи, степи, ткани, пастели, моркови, ладони, цели.
2. (Д.п.) Рад ржи, степи, тетради, лошади, мебели, кровати, щели.
3. (П.п.) Размышляю о ржи, степи, жимолости, осени, Казани, щедрости, порядочности.
Одинаковое окончание.
    Что общего у существительных каждой группы?
Поставьте ударение. Что вы заметили?
Закончите вывод.
В некоторых словах безударное окончание.
Безударные окончания существительных 3-го склонения можно проверить, подобрав проверочное слово: существительное того же склонения в форме того же падежа с ударным окончанием. Например, грудь, сирень.

 

 

Выполните упр. 51 на стр. 44 РТ.

 

 

 

Самостоятельно выполните упр. 53 на стр. 45

Сделано из ткани (Р.п.), покрыто глазурью (Т.п.), не проявил серьёзности (Р.п.), жил в Астрахани (Т.П.), страдал от боли (Р.п.), рассуждал о жизни (П.п.), приложил к прорези (Д.п.), писал о стерляди (П.п.), рисовал кистью (Т.п.), подошла к колыбели (Д.п.), задумывался о старости (П.п.).
1. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски. 2. Весной все рады первым цветам, свежей зелени. 3. В незнакомой местности хорошо пользоваться планом. 4. Из стали делают станки, тракторы, электровозы. 5. Мать склонилась над колыбелью сына. 6. По степи мчится на большой скорости грузовая машина. 7. За дверью лаял маленький щенок. По зеркальной глади озера скользит парусная лодка.


    Слова для склонения: лошадь, пень И.п. лошадь
Р.п. лошади
Д.п. лошади
В.п. лошадь
Т.п. лошадью
П.п. о лошади
И.п. пень
Р.п. пня
Д.п. пню
В.п. пень
Т.п. пнём
П.п. о пне

5

Подведение итогов

Что сегодня на уроке мы повторяли?

Имена существительные третьего склонения и их падежные окончания.

6

Сообщение домашнего задания

с. 99 упр. №211, с.100 упр. 213

Записывают в дневник.

7

Рефлексия

Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были небольшие затруднения. А теперь те, у кого возникли трудности. Хорошо, опустите руки.
Спасибо за хорошую работу на уроке, вы молодцы.

Поднимают руку.