Использование произведений М.А.Шолохова при изучении курса информатики в 5–11-x классах (краткие заметки с уроков информатики)

Разделы: Информатика, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: М.А.Шолохов


Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру.
К. Гельвеций

Деятельность — единственный путь к знанию.
Бернард Шоу

Предисловие

Станица Вешенская Шолоховского района (место, где я живу и работаю четверть века) обладает богатейшим историко-культурным наследием, способствующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества, воспетого в произведениях великого земляка М.А.Шолохова. Невозможно не включать данный материал на свои уроки. Все годы работы в школе, старалась всегда включать материал регионального характера, понимала важность воспитательного момента.

Воспитательные и развивающие цели уроков, на которых используются произведения М.А.Шолохова, таковы:

  • создание условий для культурной идентификации детей школьного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края;
  • развитие любознательности к культуре, истории и природе донского края;
  • стимулирование познавательного интереса к изучению творчества М.А.Шолохова;
  • развитие эмоционально-деятельностной сферы отношений обучающихся в процессе восприятия литературных, изобразительных произведений искусства родного края;
  • развитие субъектного опыта обучающихся в художественно-изобразительной, конструктивной, природоохранительной деятельности.

Естественно, в соответствии с темой, дополняются и образовательные цели.

Давно известно, что люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно [2]. Следуя данным статистики, большинство своих уроков строю по принципу великого Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» [3]. Поэтому я не только использую готовые информационные ресурсы, ресурсы, которые разрабатываю самостоятельно или вместе с коллегами,  но и предлагаю детям принимать активное участие в разработке различного вида дидактических пособий к урокам.

Среди используемых видов деятельности учащихся, наиболее удачными считаю следующие:

  • составление интерактивных задач, кроссвордов и ребусов;
  • разработка и выполнение учебных слайдов, схем, таблиц, тестов;
  • разработка презентаций по истории математики, по вопросам углубленного изучения математики.
  • составление диаграмм, рисунков, графиков.

Все виды работ учащиеся выполняют как в группах, парах, так и индивидуально во внеурочное время. Главная задача заключается в возможности самостоятельного приобретения знаний с помощью информационного пространства, в умении сформулировать, решить проблему и оформить продукт в виде минипроекта (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Для создания графиков и диаграмм в электронных таблицах используется статистический материал из истории и географии нашего района, области, страны. Это позволяет не только осваивать математические знания, знания в области информатики, но и познавать историю нашей Родины.

При создании учебных слайдов, презентаций совместно с детьми разрабатывается схема, обговариваются математические идеи и технические моменты. Консультирование проводится в индивидуальном режиме.

Индивидуальная работа такого плана дает обучающимся определенный потенциал: попробовать себя в различных видах деятельности, формировать универсальные учебные действия в других условиях (вне урока), развивать творческие способности.

Работа над проектами учащихся дает возможность общаться с детьми в неофициальной обстановке, вне урока. Для детей это создание психологического климата между преподавателем и учеником, своего рода практикум общения.

«Деятельность — единственный путь к знанию», – так сказал английский писатель Бернард Шоу [1]. Поэтому привлекая детей к деятельности, мы направляем их на поиск сведений, которые позволят обогатить образовательный уровень ребенка.

Считаю, что включение регионального компонента при организации деятельностного подхода к обучению повышают мотивацию учащихся к изучению не только информатики, но и других предметов.

Предлагаю вашему вниманию краткие заметки с уроков, на которых использовались произведения донского писателя М.А.Шолохова.

5 класс

Тема: «Способы кодирования информации».

Произведение: Шолохов М.А. «Нахаленок».

Задания на закрепление темы

Задание 1. Закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста её номером в алфавите.

Исходный текст:  «15 1    5 15 6      2 1 13 12 10      9 3 6 15 10 20     18 16 5 15 10 12 16 3 1 33   3 16 5 1,    3 6 20 6 18   20 33 15 6 20   17 18 16 23 13 1 5 16 11».

Решение: «На дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой»

Задание 2. Декодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста предыдущей буквой в алфавите.

Исходный текст: «Рёсёрёмб впесп рптгйтуьгбяу деё–уп г иёмёопк дфъйоё исёяъйц цмёвпг».

Решение: «Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов».

Тема: «Ввод и форматирование информации».

Произведение: Шолохов М.А. «Судьба человека».

Практическая работа «Форматируем текст»

1. Откройте документ Судьба человека.doc, содержащий отрывок произведения М.А.Шолохова.

2. Задайте:

  • для первой строки – размер шрифта 12 пунктов, тип шрифта Arial, цвет зеленый;
  • для второй строки – размер шрифта 16 пунктов, тип шрифта Arial Back цвет красный;
  • для остального текста – размер шрифта 14 пунктов, тип шрифта Times New Roman, цвет синий.

3. Измените начертание символов:

  • для первой строки – на подчеркнутое;
  • для второй строки – полужирное курсивное;
  • для остального текста – курсивное.

4. Примените выравнивание:

  • для первой строки – по правому краю;
  • для второй строки – по центру;
  • для остального текста – по ширине.

5. Прочитайте текст. Выделите красным цветом слова, обозначающие числа.

6. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Судьба человека 1.doc.

Текст для практической работы и образец выполнения <Приложение 1>

Тема: «Графический редактор Paint. Копирование фрагмента».

Произведение: Шолохов М.А. «Тихий Дон», книга 4, часть 8, глава XV.

Практическая работа «Копирование фрагмента рисунка»

Шолохов М.А. в своих произведениях часто описывает природу. В романе «Поднятая целина» можно познакомиться с таким пейзажем: «Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще. Пресное дыхание согретого солнцем чернозёма не могло заглушить тончайшего аромата доцветающих степных фиалок. Они росли на прошенной залежи, пробивались между сухими будыльями донника, цветным узором стлались по краям давнишей межи, и даже на кремнистокрепкой целине из прошлогодней, поблекшей травы смотрели на мир их голубые, детски–чистые глаза».

Задание 1. Открыть файл Весна.jpeg <Рисунок 1>

Задание 2. С помощью операции копирования отредактировать рисунок так, чтобы на логу (на поляне) цвели «голубые, по – детски чистые глаза степных фиалок».

Задание 3. Сохранить в своей папке под именем Весна_1.jpeg <Рисунок 2>

Тема: «Создание движущихся изображений».

Произведение: произведения Шолохова по выбору учащегося.

Практическая творческая работа «Создание движущихся изображений»

1. Самостоятельно продумайте сюжет для анимации по произведениям М.А.Шолохова. Дайте ему название.

2. Реализуйте свой проект средствами Paint и PowerPoint.

3. Подготовьте свою работу к защите перед товарищами по классу.

Один из проектов: <Рисунок 3–5>, <Приложение 2>.

6 класс

Тема: «Компьютер и информация. Тексты в памяти компьютера».

Произведение: Шолохов М.А. «Обида».

Из кодированной самостоятельной работы

Задание. Название рассказа М.Шолохова закодировано двоичной последовательностью в системе Windows. Декодируйте название рассказа.

Подсказка. Текст из произведения «Х» М.Шолохова: «…Перед покровом Степан, падая от истощения, пригнал быков на свой участок земли, запряг их в плуг, в муке скаля зубы, кусая синюю кайму зачерствелых губ, молча взялся за чапиги. Четыре десятины пахал неделю. Кривые и страшные выложились борозды, мелкие, с коричневыми шмотками огрехов, словно не лемехи резали затравевшую пашню, а чьи-то скрюченные, слабые пальцы...».

Исходный текст: 11001110    11000001    11001000   11000100    11000000.

Ответ: Обида.

Тема: «Изображения в памяти компьютера».

Произведение: Произведения Шолохова по выбору учащегося.

Творческий проект учащихся.

Создать рисунок в графическом редакторе «Герои шолоховских произведений»

Рисунки учащихся: <Рисунок 6–8>

7 класс

Тема: «Информационное моделирование. Словесные информационные модели».

Произведения: Шолохов М.А. «Судьба человека», «Нахаленок», «Федотка».

Фрагмент урока. Викторина «Узнай героев шолоховских произведений».

В отрывках произведений М.Шолохова представлена словестная информационная модель. Кто этот  герой?

1. "…Он смотрел узенькими щелками глаз, румяный рот его расползался в широчайшей, неудержимой улыбке: Там где некогда у него была щербатина, – торчали два широких, иссиня-белых зуба, еще не выросших в полную меру и с трогательными зубчиками по краям». (Федотка, «Федотка»)

2. «Большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька: с рыжими усами». (Отец Нахаленка, «Нахаленок»)

3. «Собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника: Щеки точно воробьиное яйцо исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош глазками. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда». (Нахаленок, «Нахаленок»)

4. «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!». (Ванюшка, «Судьба человека»)

Тема: «Информационное моделирование».

Произведения: Шолохов М.А. «Испытание», «Три», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Жеребенок». «Судьба человека», «Родинка», «Шибалково семя», «Нахаленок», «Лазоревая степь», «Обида», «Федотка», «Чужая кровь». «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину».

Домашняя исследовательская практическая работа «Схемы, графы и деревья»

Задание. Составьте граф «Наследие М.А.Шолохова» с помощью графического редактора Paint и текстового процессора MS WORD.

Подсказка. Ранние рассказы, донские рассказы, романы, очерки, статьи, письма.

Решение:

Ранние рассказы М.Шолохова: «Испытание», «Три», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Жеребенок».

Донские рассказы М.Шолохова: «Судьба человека», «Родинка», «Шибалково семя», «Нахаленок», «Лазоревая степь», «Обида», «Федотка», «Чужая кровь».

Романы М.А.Шолохова: «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину».

Очерки

Работа группы учащихся  7 класса: <Рисунок 9>

Тема: «Алгоритмика. Исполнитель Чертежник. Линейный алгоритм».

Произведения: Шолохов М.А. «Жеребенок».

Практическая работа «Исполнитель Чертежник. Линейные программы»

1. Как называется рассказ М.Шолохова? По заданным точкам написать программу построения рисунка в программе ABCPascal для исполнителя Чертежник, и вы увидите подсказку для ответа на вопрос.

а) (17; 6), (18; 5), (20; 5), (22; 3), (23; 2), (23; 3), (22; 3), (22; 4), (20; 6), (23; 4), (24; 5),
(24; 4), (23; 4), (23; 5), (20; 7), (19; 7), (19; 9), (19; 9),(27;9), (23; 10), (26; 10), (24; 10),
(24; 11), (26; 11), (24; 12); b) (9; 7); с) (6; 5); (6; 3), (7; 3), (7; 2), (6; 3), (5; 5), (7; 7),
(4; 6), (4; 4), (5; 4), (5; 3),(4;4); (3; 6), (6; 8), (6; 10), (5; 11), (4; 11), (2; 10), (1; 11),
(2; 13), (2; 14), (3; 15), (3, 16); (4; 16), (5; 15), (6; 15), (7; 15), (6; 14), (8; 14), (7; 13),
(9; 13), (8; 12), (10; 11), (12; 10), (17; 11), (18, 11); (21; 10), (24; 12).
d) (3; 13)

2. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Чертежник_1.doc.

Результат работы группы учащихся. Скриншот экрана: <Рисунок 10>

8 класс

Тема: «Человек и информация. Измерение информации».

Произведения: Шолохов М.А. «Поднятая целина». Книга первая. Глава I.

Домашнее задание. Измерить информационный объем представленного текста из романа М.А.Шолохова «Поднятая целина». <Приложение 3>.

Решение: Количество символов в 1 строке – 56

Количество строк – 16

Информационный объем – 56167168 бит

Ответ: 7168 бит.

Тема: «Текстовая информация и компьютер».

Произведения: Шолохов М.А. Поднятая целина. Книга первая. Глава ХIV.

Практическая работа «Создание гиперссылки в текстовом редакторе»

Задание 1. Откройте папку Целина/файл Февраль. В тексте к выделенным словам создайте гиперссылки на файлы, в которых будет объяснено значение данных слов.

Для этого:

1.Установите курсор на выделенное слово.

2.Откройте контекстное меню, выберите Гиперссылка

3.В окне Вставка гиперссылки выберите Связать с файлом. Установите курсор на нужный файл.

4.Проверьте работу гиперссылок.

5.Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Февраль_1

 

Текст, материалы для практической работы. Образец выполненной работы.<Приложение 4>

Тема: «Графическая информация и компьютер. Работа с графическим редактором растрового типа».

Произведения: Шолохов М.А. Судьба человека.

Творческое задание. Нарисовать (или срисовать) иллюстрацию к одному из текстов произведения М.А.Шолохова «Судьба  человека».

1. «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны».

2. «От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли».

3. «Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень».

4. «…из–за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе…».

Рисунки учащихся (использованы иллюстрации книги «Судьба человека»): <Рисунок 11–13>

Тема: «Технология мультимедиа. Компьютерные презентации».

Произведения: Материалы и произведения Шолохова по выбору учащегося.

Итоговый проект по теме «Технология мультимедиа. Компьютерные презентации».

Создать презентацию по темам: «Герои произведений Шолохова», «Шолохов», «Шолоховский край», «Произведения Шолохова» и т. п.
Скрин проекта учащейся: <Приложение 5>

9 класс

Тема: «Создание базы данных».

Практическая работа «Создание и редактирование таблицы базы данных»

Задание. Спроецировать и создать структуру базы данных «Произведения М.А.Шолохова», в которой можно хранить информацию о литературных произведениях Шолохова. Создать форму для заполнения этой базы данных и ввести сведения из кейса _Произведения Шолохова.

Материал кейса «Произведения Шолохова». <Приложение 6>

10 класс

Тема: «Информационное моделирование. Схемы. Деревья. Графы».

Домашняя групповая исследовательская практическая работа «Схемы, графы и деревья»

Задание. Составьте родословную М.А.Шолохова с помощью графа в текстовом процессоре MS WORD.

Работа учащегося. <Рисунок 13>

11 класс

Тема: «Поиск информации в сети Интернет».

Практическая работа «Поиск литературных произведений в сети Интернет»

Задание 1. Освоить приём поиска и скачивания файлов через WWW.

Для этого, используя поисковые машины google.ru, yandex.ru. rambler.ru, aport.ru:

  1. Найти один из рассказов М.А.Шолохова. Сохранить файл в своей папке под именем Рассказ_Шолохов.
  2. Найдите краткие ответы на вопросы и заполните следующую таблицу:

Вопрос

Ответ

Адрес страницы, на которой получен ответ

В каком году и за что М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе

 

 

«Возьмите, какой чудовищной жизненной хваткой отличается Шолохов. Можно прямо сказать, что, когда его читаешь, испытываешь настоящую творческую зависть, желание многое украсть – настолько это хорошо. Видишь, что это по-настоящему здорово, неповторимо». Кто так сказал о М.А.Шолохове?

 

 

Какой наградой был награжден М.Шолохов за роман "Тихий Дон"?

 

 

В какой газете были напечатаны первые фельетоны М.А.Шолохова? В каком году?

 

 

Где и в каком году опубликован рассказ «Наука ненависти»?

 

 

В 1926 году издательство «Новая Москва» выпустило второй сборник рассказов Шолохова, в который вошли двенадцать рассказов, не входивших в первый сборник. Как он назывался?

 

 

Благодаря кому и в какое время в печати появилась первая часть романа «Тихий Дон»

 

 

В каком году и за что М.А.Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе

 

 

«Возьмите, какой чудовищной жизненной хваткой отличается Шолохов. Можно прямо сказать, что, когда его читаешь, испытываешь настоящую творческую зависть, желание многое украсть – настолько это хорошо. Видишь, что это по-настоящему здорово, неповторимо». Кто так сказал о М.А.Шолохове?

 

 

Какой наградой был награжден М.Шолохов за роман "Тихий Дон"?

 

 

Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Поиск.

Образец выполненной работы. <Приложение 7>

Тема: «Обработка звуковой информации».

Произведения: Шолохов М.А. Поднятая целина. Книга первая. Глава ХIХ.

Практическая работа «Обработка звуковой информации»

Требования к оборудованию и ПО: наушники, звуковые файлы для учащихся, звуковой редактор Audacity.

Ход работы:

1. Запустите звуковой редактор Audacity.

2. Установите в качестве входного устройства Микрофон, а также уровень входного сигнала 0,7. Нажмите кнопку Запись. По окончании нажмите кнопку Стоп.

Текст для записи:

Тишина…
И только на зорьке, когда с севера, из-под тучи, овевая снег холодными крылами, прилетит московский ветер, зазвучат в Гремячем Логу утренние голоса жизни: зашуршат в левадах голые ветви тополей, зачиргикают, перекликаясь, зазимовавшие возле хутора, кормившиеся ночью на гумнах куропатки. Они улетят дневать в заросли краснобыла, на песчаные склоны Яров, оставив возле мякинников на снегу вышитую крестиками лучевую россыпь следов, накопы соломы. Замычат телята, требуя доступа к матерям, яростней вскличутся обобществленные кочета, потянет над хутором терпко-горьким кизяшным дымком.

Из романа «Поднятая целина»

3. Очистить шум. Для этого воспользуйтесь памятками «Удаление шума» и «Усиление сигнала». Сохраните этот файл в личной папке с именем 11.

4. Вырезать фрагмент аудио из файла для фоновой музыки. Учесть время на проигрывание предыдущих сцен.

5. Совмещение аудиодорожек. Совместить записанные слова и музыку. Записать единый wav - файл. Сохраните этот файл в личной папке с именем 12.

6. Сделайте плавное нарастание громкости в начале и плавное затухание громкости в конце аудиозаписи. Время нарастания и затухания громкости – 3 сек. Сохраните аудиозапись как проект Audacity в личной папке с именем 13.

7. Сделайте запись с микрофона. Вначале трека вставьте телефонный звонок. Сохраните этот файл в личной папке с именем 14.

Творческое задание. Придумайте и запишите рекламный ролик не менее, чем на 2 минуты. Сохраните этот файл в личной папке с именем 15.

Заключение

В настоящее время модернизация образования современной школы очень актуальна, в том числе и одно из направлений – «регионализация содержания образовательных дисциплин, ставящая своей задачей максимальную адаптацию и социализацию личности учащихся в регионе своего проживания» [4]. В этом плане информатика, как школьный предмет, должна играть роль интегрирующего фактора. Методику использования регионального компонента в информатике, конечно, нельзя сравнить с историей или литературой, где региональный компонент используется давно, но его использование способствует развитию чувств любви к родному краю, стремление к познавательной деятельности, связанной с прошлым и настоящим своей малой Родины, что является важной задачей школы.

Данные краткие заметки к урокам позволят создать эффективную систему взаимодействия учителя по формированию ценностно-ориентированного отношения к историко – культурному наследию донского края на примере жизни и творчества М.А.Шолохова на уроках информатики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://worldofaphorism.ru/avtory/bernard-shou
  2. http://www.elitarium.ru/zakonomernosti_zapominanija_povtorenija/
  3. https://socratify.net/quotes/konfutsii
  4. https://clck.ru/HCTM4