Этно-культурный компонент на уроках рисования

Разделы: МХК и ИЗО


Однажды я прочитала такое выражение: Искусство такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Он создаёт условия для творчества у учащихся и базу для саморазвития и самореализации уже в их взрослой жизни.

На своих уроках эту базу я пытаюсь сложить из многих компонентов. Один из них - изучение культурных традиций нашей Республики, которая богата своим разнообразием. Она многонациональна и многоконфессиональна, что всегда давало богатую пищу для художников, мастеров различных рукоделий и просто людей, которые ценят красоту - эстетов. Благодаря этим занятиям, наши традиции могут быть сохранены, так как мы работаем с детьми, а именно с детства, ребенок, будучи окружен культурным пространством, наполненным красотой и смыслом, сможет в будущем и сам создавать или, хотя бы, что уже немаловажно, сохранять и оберегать культуру своего края.

По тематическому плану в 5-м классе, а именно здесь наиболее глубоко рассматриваются древняя культура и традиции народов, есть такие темы, в которых мы изучаем орнамент, народную вышивку, праздничные народные костюмы.

В теме «Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России» как раз и рассматриваются, в нашем случае, искусство татарского народа, с его самобытными одеждами, многообразием орнаментов на вышивках, кожаной мозаике и т.п. Апробированные на практике эти темы показали себя успешными, так как детям нравится изображать самим, яркие узоры на платьях и рубахах, на сапогах (ичигах) татарских ханум и джигитов.

Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом. В связи с этим, подготавливая наглядный материал к уроку, мы обращаемся к различным источникам, а в данном случае, к своим истокам, вновь просматривая иллюстрации, знакомые с детства, к примеру, на тему праздника сабантуй; изучая вышитые полотенца татарских мастериц и тонкую работу, выполненную по кожаной мозаике, чтобы ученикам, как можно выразительнее, показать изучаемые темы. Да и сами ученики, слушая и рассматривая материал, уже многое знают, как обычаи народа, среди которого они живут, так и виды одежды, их разнообразие и принадлежность. Происходит, как бы, повторение и визуализация темы. Рисунки ученики выполняют зачастую по обведенному шаблону (ичигов или передников), так намного быстрее продвигается работа на уроке. Уже не тратится время на создание, так называемой, оболочки самого предмета, а только на создание узора. Таким образом, выполняется программа по этно-культурному содержанию предмета.

Уважение своего народа, своих корней - одно из важных направлений в воспитании ребенка. И именно темы с содержанием этно-культурного компонента, помогают ученику по другому относиться не только к окружающему его пространству, но и к людям старшего поколения.