Уроки географии в музеях Санкт-Петербурга. На примере Минералогических музеев и Кунсткамеры. 7–8-е классы

Разделы: География

Классы: 7, 8

Ключевые слова: география, музей, Кунсткамера


ВВЕДЕНИЕ

Цель посещения географических музеев – стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, предоставить возможность каждому ребенку раскрыться с лучшей стороны, работать в контакте с товарищами.

Задачи

  1. Формирование различных УУД (познавательных, коммуникативных. регулятивных).
  2. Сформировать представление о том, как географическое положение Санкт-Петербурга отразилось на его облике, развитии как центра промышленности, науки, культуры,
  3. Сформировать представление о значении города в общемировой культуре.

Методы

Познание окружающего мира средствами музейно-экскурсионной деятельности происходит через наблюдение. Поэтому обязательным условием является теоретическое осмысление «увиденного»: отзыв, сообщение, мини-реферат, участие в составлении коллективного проекта. Отчет о посещении экспозиции может быть представлен в виде ответов на вопросы, составлении кроссворда, таблицы, схемы, карты или фотоальбома или презентации, видеоролика, фильма, «дневника путешественника» и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УУД ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ЭКСПОЗИЦИЙ

Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Использование материалов музеев нашего города на уроках географии позволяет сделать занятие интересным, увлекательным

Наш город богат музеями различных тематических направлений. В том числе и географических. Посещение экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) (Приложение I. № 3-4) для проведения урока географии дает возможность заинтересовать учащихся необычной информацией, вызвать интерес к другим народам, их культуре, быту, традициям, обычаям. Поможет увидеть связь между природными условиями и тем, как население использует их в своей жизни.

Минералогические музеи (Приложение I. №1-2) дают возможность увидеть богатство и красоту недр своей страны. Сравнить облик некоторых видов горных пород в их первоначальном (природном) виде и в том образе, который они обретают после художественной обработки руками мастеров-камнерезов и становятся украшением нашего города.

Другие географические музеи, из представленного в Приложении 1 (№ 5-12) списка, знакомят с миром профессий, с историей развития промышленности нашего города и страны, с именами ученых, внесших вклад в экономику и науку.

К сожалению, требования к оформлению не позволяют разместить весь материал, накопленный при посещении музеев нашего города.

Представляю сокращенный вариант тем и вопросов к ним, которые предлагаются детям либо до посещения экспозиции, либо после - при обсуждении и закреплении увиденного. Если позволяют сотрудники музея и достаточно времени, эти задания можно использовать для квеста, в виде карточек или маршрутных листов, что позволит еще раз пробежаться по залам.

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Тема «Северная Америка». Виртуальная экскурсия «Охота эскимосов»

ВОПРОСЫ

Познавательные УУД.

Часть I. Посмотрите на фотографии (после посещения или просмотра виртуальной экскурсии) и выберите правильный ответ. В скобках – ожидаемые варианты ответов.

1.Назовите второе название этого здания. (Кунсткамера)

2. Где оно находится? (Университетская набережная, д.3у Дворцового моста)

3. С помощью чего передвигались эскимосы по снегу? (Лыжи-ракетки)

4. Как называлась меховая верхняя одежда эскимосов? (Парка)

5. Из чего сделаны снеговыбивалки? (Из костей оленя)

6. Что придумали эскимосы для защиты глаз от солнечного света? Из чего сделаны? (Солнечные очки. Из кожи. Иногда из дерева)

7. Основное средство передвижения эскимосов в море: (Каяк)

8. Из чего шилась камлейка? (Из кишок кита)

Часть II. (Причинно-следственные связи) Объясните:

почему лыжи-ракетки имеют такую необычную форму? (Природная зона, в которой живут эскимосы – тундра. Зимой здесь накапливается много снега. Такая форма необходима для того, чтобы во время охоты не проваливаться на глубоком снегу).

Почему камлейка изготавливалась из кишок кита? (Чтобы не промокала. Использовалась во время морской охоты. Швы смазывались жиром).

Камлейка – «прабабушка» современного ……… (Дождевика)

Солнечные очки иногда изготавливались из дерева; при этом они становились семейной реликвией и могли передаваться по наследству. Как вы думаете – почему? (Дерево в тундре - очень большая редкость. Использовались случайные, часто прибитые волнами деревянные изделия.)

Коммуникативные УУД

Задания можно выполнять, разбившись на группы, по парам. В зависимости от возможностей коллектива. Сразу после экскурсии (просмотра Виртуальной экскурсии) или в классе при обсуждении посещения музея.

Регулятивные УУД (творческое задание.)

Наиболее активные и подготовленные выполняют коллаж, презентацию, кроссворд с устным пояснением и представлением в классе. См. Приложение II.

ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ МУЗЕЙ ИМ. АКАДЕМИКА Ф.Н. ЧЕРНЫШЕВА

ОТ «СЛЮДЯНОГО» ОКНА И САМОРОДНОГО ЖЕЛЕЗА ДО УНИКАЛЬНОЙ КАРТЫ СССР

Подсказка к рис. 7.

ВОПРОСЫ:

  1. Какие свойства слюды позволяли использовать ее в качестве оконного стекла (до его изобретения). (Способность расщепляться на тонкие прозрачные пластинки)
  2. Как называется карта, изготовленная в виде мозаичного панно? («Индустрия Социализма»
  3. К какому событию создавалось панно? (К 20-й годовщине Октябрьской революции).
  4. Что изображено на рис.6? (Это фотография диплома «Гран-При», которым награждено панно, представленное на Всемирную Выставку, проходившую в Париже под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Открытие состоялось 24 мая 1937г.)
  5. Как называется зал, в котором размещалась карта с 1946 по 1987 годы? Подсказка на рис.8. (Георгиевский-Большой тронный зал) Эрмитажа.

 ГОРНЫЙ МУЗЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРНЫЙ

В этом году мы приняли участие в проекте «Урок в музее» в Горном университете по теме: «Основы минералогии», 8 класс.

Случайное совпадение с тем, что наша школа принимает участие в проекте Эрмитажа, в который входят экскурсии в Исаакиевский собор (8 класс), дало возможность совместить некоторые темы.  Итогом сотрудничества стала коллективная работа учащихся 8 класса, представленная на следующих страницах.

КАМЕНЬ В ПРИРОДЕ И В УБРАНСТВЕ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

ГЕОГРАФИЯ НЕКОТОРЫХ ГОРНЫХ ПОРОД, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В УБРАНСТВЕ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: шокшинский кварцит, гранит-рапакиви, КАРЕЛИЯ -рускеальский мрамор.

Вопросы для закрепления.

  1. У алтаря Исаакиевского собора есть две колонны. Первоначально камень для них был привезен из Забайкалья.. Но уже изготовленные колонны не понравились архитектору О.Монферрану, и он отправил их для украшения собственного особняка. А для колонн собора привезли камень из Афганистана. Из какого поделочного камня изготовлены колонны? (Из лазурита).
  2. Как называется и в чем состоит техника изготовления изделий из малахита, лазурита и других поделочных камней, которую широко применяли русские мастера? (Техника русской мозаики – подбор и приклеивание к какой-либо основе тонких пластин поделочного камня так, что создавалось впечатление монолитного изделия).
  3. Для создания бюста этого архитектора скульптор использовал те виды камня, что были использованы зодчим в отделке собора: лицо архитектора – белый итальянский мрамор, волосы – из серого гранита, плащ и воротник из шокшинского кварцита и черного сланца. О каком архитекторе и соборе идет речь? (Бюст Огюста Мнферрана в Исаакиевском соборе)
  4. В России существовало три гранильных фабрики, обрабатывающие цветной камень для интерьеров дворцов. Одна находилась на Алтае в Колывани, другая н а Урале в Екатеринбурге. Где находилась третья? (В Петергофе)

Выводы:

Применение экспозиций географических музеев на уроках географии, дало возможность интересно и доступно познакомиться:

  • с традициями, обычаями, видами хозяйственной деятельности и ее связью с природными условиями, в которых проживают народы всех материков;
  • с красотой и богатством мира пород и минералов;
  • с удивительным талантом архитекторов и мастеров-камнерезов, открывших красоту камня в оформлении города, в котором дети живут;
  • увидеть и почувствовать руками кристаллические решетки и узнать, что камень – это и химия, и физика, и геометрия, а это помогло на уроках по предметам;
  • узнать, каким тяжелым трудом добываются уголь, янтарь, другие полезные ископаемые.

Рекомендации:

  1. Перед поездкой провести классный час (беседу), посмотреть видео о здании, в котором располагается музей.
  2. После посещения экспозиции для закрепления можно провести игру, дать задания на «самый интересный вопрос», кроссворд и т.п.

Приведу несколько примеров.

1. Игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: рулетка, карточки с заданиями (см. вопросы по музеям).

Крутят рулетку, из предложенных ранее заданий выбирают вопросы, на которые будут отвечать. Каждый вопрос соответствует определенному количеству баллов. Время на размышление - 1 минута. Если игрок (или команда) не отвечает, вопрос передается болельщикам или другому игроку (команде).

2. Квест

Оборудование: большая карта города, на которой отмечены посещаемые в течение года музеи; маршрутный лист с заданиями, которые позволяют продвигаться по маршруту или останавливаться (если не ответил).

Задача: кто быстрее дойдет до конечного пункта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование музеев в изучении географии вызывает интерес к учебе, развивает желание узнавать новое. Это способствует формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к истории и культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Осознанию своей этнической принадлежности, формированию ответственного отношения к учению и, возможно, выбору своей будущей профессии. В результате происходит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, техники, общества.

Что соответствует Приоритетной задаче Российской Федерации, изложенной в проектном документе «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА»:«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Список использованной литературы

  1. Антонова Л.В. Удивительная география/ Л.В.Антонова М.; НЦ ЭНАС.
  2. Березкин Ю.Е., Корсун С.А., Северная Америка, путеводитель, Санкт-Петербург.
  3. Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия «Сферы». 5-9 класс. М.; Просвещение.
  4. Игры по геологии. Методическое пособие для педагогов. ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
  5. Коринская В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков. Книга для учителя. М. Просвещение.
  6. Крылова О.В. Дистанционный курс повышения квалификации. Как научить школьников выражать географические идеи. Лекции. Педагогический университет «Первое сентября», М.
  7. Крылова О.В. Дистанционный курс повышения квалификации. Система практических работ по географии в 6-10 классах. Лекции. Педагогический университет «Первое сентября», М.
  8. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением, М.: Детская литература.
  9. Таксами Ч. и др. Приглашаем в Кунсткамеру, путеводитель, Санкт-Петербург.
  10. Цветные камни, минералы и руды в музеях Ленинграда. Под ред. Д.П.Григорьева. Ленинград. Наука.
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  12. Исаакиевский собор — музейный комплекс cathedral.ru
  13. Kunstkamera.ruвиртуальные экскурсии