Этапы развития творческого мышления

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Выделяют 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту, не зависящие от изначальных способностей ребенка. [1 c. 99].

К первому этапу относят игровой.

Здесь родители являются несомненным подражательным примером. Ребенок только пытается примерить на себя разные виды увлечений и занятий. Он как бы «играет» со своими способностями.

Дети могут интересоваться многими вещами, а могут выбрать что-то определенное. При этом изначальные интересы при столкновении с трудностями могут диаметрально поменяться. Поэтому лозунг родителей на данной стадии: «Спокойствие, неторопливость, рассудительность» [2 c. 36].

Индивидуальность – это второй этап.

Прохождение этого этапа, как правило, приходится на начальную школу, но при этом бывают дети, способности которых четко проявляются раньше. Большую роль здесь могут играть семейные традиции. Яркий пример тому – цирковые артисты. В этих семьях дети очень рано пытаются работать с родителями, постепенно привыкая к ежедневной работе и, минуя этап игры, включаются в артистическую жизнь. Творческая судьба таких детей в дальнейшем бывает предопределена. Но как правило дети школьного возраста идут в какие-либо секции или кружки, и тогда у ребенка появляются педагоги, которые занимаются с ним по индивидуальной программе. Успехи ребенка зависит как от ребенка, так и от учителя. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку [6 c. 58].

В ситуациях, когда школьники не показывают явных успехов, то нередко родители обвиняют в этом исключительно педагога, пытаясь найти ему замену. Таким образом, можно сделать вывод, что данный этап характеризуется исключительно важной ролью индивидуального наставника, который способен перестроить режим семьи в угоду юного дарования. На этой стадии, как правило, ребенок показывает свое желание достигать высоких результатов и трудиться [7 c. 54].

Рост – это третий этап.

Здесь дети нуждаются в ещё более квалифицированном педагоге, который становится главным свидетелем и участником успехов ребенка. Роль родителей сведена, в основном, к материальной и моральной поддержке. Для поддержания желания достигать высоких результатов и трудиться на данном этапе для детей очень важны соревнования и конкурсы, концерты, организованные вне дома. Роль родителей тут зрительская.

Этап мастерства - это четвертый этап.

На четвертом этапе, подросток, при наличии таланта, начинает перегонять как ровесников, так иногда и учителей, превращаясь в избранной сфере в профессионала [1 c. 102]. Но таких высот достигают единицы.

На этой стадии родителям должны следует быть особенно внимательными и осторожными, дабы не пропустить развития у собственного ребенка «звездной болезни».

Даже учитывая возрастающее значение в становлении таланта ребенка педагогов-профессионалов, важно отметить, что на всех без исключения стадиях и этапах их развития роль родителей чрезвычайно велика. Основное для педагогов – рост профессионального мастерства, а основная задача родителей – социализация ребенка, т.е. его воспитание.

В начальной школе около половины учебного времени приходится на сюжетно-ролевые игры, а время на подвижные и дидактические игры распределяется поровну. В четвертом–пятом классах дидактическая игра как вид занятия проводится один раз в неделю, а сюжетно-ролевым играм отводится две трети учебного времени. Но подготовительные упражнения и дидактические игры продолжают использоваться на других занятиях. Подвижные игры проводятся в свободное время, на специальных занятиях, а также на занятиях по физическому воспитанию [3 c. 45].

Далее при обучении особое значение начинает приобретать участие детей в распределении ролей, использовании предметов-заместителей, самостоятельном планировании предстоящих игр. Подобные навыки взаимоотношений в коллективе формируются в сюжетно-ролевых играх наиболее наглядно.

Основная задача учителя состоит в развитии игрового, творческого воображения, формирования умения использовать различные средства для передачи многообразных явлений действительности, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей.

Для эффективного проведения игровых занятий важным является эмоциональный настрой преподавателя. Необходимо органичное включение в игру, ненарочитое управление ею, без нажима и прямого вмешательства. Необходимо помнить, что хотя это и игра, но все-таки и особое занятие: игра в игре. Располагаются школьники на этих занятиях свободно. Каждое обучающее занятие по игре должно доставлять позитивные эмоции. Поэтому при распределении ролей, планировании следует обязательно учитывать потребности и личные стремления детей. [4 c. 65].

Профессионализм учителя лучше всего проявляется при организации самостоятельной деятельности детей. Важно направлять детей на полезную и интересную игру, не подавляя их активности и инициативы, правильно распределять роли детей и чередовать игры. Насколько удается эффективно решать эти вопросы зависит творческое развитие каждого ребенка и всестороннее воспитание детей.

В педагогике существует множество методик и приемов воздействия на детей. Выбор их определяет каждая конкретная ситуация. Хотя часто бывает, что учителя при знакомстве с новым педагогическим опытом (в книгах, в интернете, на семинарах) выявляют новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата [1 c. 47].

Результаты приносят методические приемы в тех случаях, когда учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Овладевая при помощи взрослых некоторыми способами действия, которые характерны для разной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в игровой комнате и классе были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников. Книги и наглядные пособия следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после занятий убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу [5 c. 95].

С дидактическими пособиями и игрушками дети под наблюдением педагога играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у детей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно дети еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке [8 c. 87].

Важно для школьников иметь живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в классе должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в классе и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в "дом" дети могут попасть через "двери" в виде обруча или дуги, а в "магазин" - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал - удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры [1 c. 103].

Обеспечение наглядными пособиями – важное условие, побуждающее ребенка к самостоятельной игре.

От постоянного общения преподавателей с детьми зависит воспитание самостоятельности у каждого конкретного ребенка. Данное общение, в независимости от педагогических приемов, важно чтобы происходило в виде доброжелательного и равноправного сотрудничества педагога и ребенка. Необходимо направлять детей на самостоятельное воссоздание умений действий с предметами, знаний, полученных при совместной деятельности или на занятиях с преподавателем. Взрослым стоит активно поощрять различные проявления инициативы, выдумки и активности ребенка.

При обращении к детям или отдельно к ребенку, преподавателю надо говорить не громко, для того чтобы не отвлечь от основного занятия. Дети младшего школьного возраста, пока не способны понимать информацию адресованную для всех. Детям следует давать индивидуальные задания и обращаться к ним по имени. Младшие школьники четко ловят приветливые интонации, и не воспринимают невыразительную и монотонную речь. Когда преподаватель любит и умеет играть, он ярко воспринимает настрой играющих, обращается к детям заинтересованно и искренне, не использует стандартные слова и выражения.

Опытные преподаватели с большим вниманием наблюдает за детьми в игре. Они держат в поле зрения всех детей и занимают такую позицию, чтобы не обделить вниманием каждого. К каждому младшекласснику следует за время игры подойти 2-3 раза.

При организации самостоятельной совместной деятельности детей, преподавателю стоит обратить внимание на формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Надо показать, как играть в игры общаясь и помогая друг другу. С ребенком всегда следует общаться терпеливо и спокойно. Неприемлима громкая речь, окрики и бесконечные порицания. Успех ребенка во много зависит от того как взрослые общаются с ним. Педагог является образцом для подражания. Есть замечательное правило - во время игр без дела не отвлекать детей. Это относится и к проведению и организации игр, не надо в это время отвлекать детей на посторонние темы.

Запланированные педагогические мероприятия, должны направлять ребенка на выражение в играх новых и разных явлений окружающего мира и и усложнять средства для решения игровых задач или сюжетной темы. От правильного усложнения средств и способов для решения задач игры зависит сформированность этой игры.

Развитие ребенка происходит как на занятиях, так и во время специальных наблюдений. При этом важно установление связей между прошлым и новым опытом для ребенка. Эти сведения должны учитываться в планах преподавателей для формирования занятий.

Вывод по статье

Творческое мышление – высший уровень развития мышления.

Дж.Гилфорд считал, что уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

  • Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству стремится найти свое собственное решение.
  • Во-вторых, творческий человек отличается способностью видеть объект под разными углами зрения, способностью обнаружить возможность нового использования данного объекта.
  • В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые качества.
  • В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от людей других способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. В частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Список литературы

  1. Антонов В.В. — Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. "Полюс", СПб, 2009.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 93 с.
  3. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 2002. - №5.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
  5. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
  6. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза: НМЦ ПГОО, 2004. – 344 с.
  7. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). – М.: Знание, 2011. – 62 с.
  8. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 2006. – 144 с.