Поговорим ещё раз о любви

Разделы: Работа с родителями


Актуальность нашей беседы состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки детского насилия, жестокого обращения в семье и изменить отношение родителей к своим детям.

Дети - самая уязвимая категория граждан. Они не могут защитить себя физически, само их выживание частично или полностью зависит от взрослых. Поэтому когда родители прибегают к жестокому обращению, это приводит к наиболее тяжелым последствиям для ребенка.

Нанесение физических повреждений, телесных наказаний, неосторожное нанесение травмы ребенку, может вызывать нарушения физического, психического здоровья и отставания в развитии. В этих семьях родители являются слишком суровыми воспитателями для ребенка. Семья становится источником опасности. «Потерянный ребенок» живет в своем мире, никто не знает и не интересуется, что у него происходит внутри.

Насилие, перенесённое в детском возрасте ребенком, нарушает его адаптацию в обществе. В будущем, детям, проживающим в социально-дискомфортном и опасном положении, трудно реализовываться.

Отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость, словесные оскорбления в адрес ребенка, угрозы - всё это приводит к психологическому насилию. Если хотите узнать как чувствует себя в семье Ваш ребенок, ощущает ли он себя любимым, проведите небольшой тест.

Попросите ребенка нарисовать Вашу семью. По этому рисунку Вы сможете многое узнать, если проведете анализ содержания рисунка. По содержанию рисунка можно увидеть, чем наполнена социальная роль ребенка, что разрешается и что запрещается малышу. Обратите внимание на то, к кому из членов семьи он нарисовал себя ближе; в какой цветовой гамме ребенок отражает семью; улыбается он или грустит; держит ли он кого-нибудь за руку; в какую сторону повернут; соблюдены ли правила роста (т.е. кто в семье, по его мнению, главный). Если ребенок воспринимает рисунок в черном цвете, то у него явная депрессивная реакция. В благополучной семье, малыши отображают рисунки яркими, светлыми тонами. Открытое неприятие и постоянная критика, предъявление к ребенку чрезмерных явно завышенных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, могут спровоцировать у ребенка отклонения в поведении эмоционального порядка, как реакция на способ наказания. Родители не всегда понимают, что все дети (даже те, которые воспитываются в одной семье) очень разные по своему внутреннему содержанию, темпераменту, характеру, познавательными способностями. Они не могут быть точными копиями друг на друга. Часто мамы и папы требуют от своих детей просто невозможного. Первый ребенок пошел в школу, способностей к математике у него не обнаружилось, а второй ребенок - дошкольник, хорошо справляется с математическими заданиями. «Вот Маша в 6 лет уже считает, а ты нет?!». Нельзя сравнивать вслух ребенка с другими детьми, хотя они растут в одной семье. Наверняка, найдётся хоть одно дело, с которым первый ребенок справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Родители обязаны проявлять заботу и внимание к детям, удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании. Отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка сказывается на его физическом и психическом здоровье. И в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка.

Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил.

Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот.

Существует еще наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы. Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте».

Недопустимо лишение ребенка того, что ему жизненно необходимо: еды, свежего воздуха, сна, гигиенических процедур.

Когда все-таки приходится наказывать ребенка, сделайте это так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все-таки принес пользу, а не вред.

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов не получится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…».

Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок устроил истерику в общественном транспорте, в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните: почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Давайте чаще будем говорить и показывать нашим детям, что мы их любим. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние красивые прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит доброта, нежность и любовь.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Уважаемые родители! Если у Вас есть проблемы с воспитанием ребенка, если Вы не понимаете друг друга, то необходимо обращаться с любыми вопросами к детскому психологу.