«Клиповое мышление» на уроках истории: «враг» или «помощник»?

Разделы: История и обществознание

Классы: 10, 11

Ключевые слова: клиповое мышление


Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям культуры, высказывать собственные суждения, использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и при помощи средств массовой коммуникации, выработать собственную гражданскую позицию.

Наверняка, все здесь присутствующие, узнали этот перечень. Это требования, которые предъявляются к выпускникам старших классов нашим обществом. Обществом постиндустриальным, в котором поток информации настолько обширен, а сама информация постоянно увеличивается в объемах настолько, что зачастую и сознание взрослого человека не справляется с задачей ее анализа и обработки, что приводит к тому, что человек просто воспринимает информацию, поступающую с экрана компьютера или телевидения, из аудио сообщений радио как истинную, не пытаясь ее анализировать или критически оценивать. Что же тогда говорить о подростках?! Сколько бы мы не говорили, что учащиеся старших классов уже почти взрослые, слово почти здесь будет являться ключевым. И задача учителя заключается в том, чтобы научить этого «почти взрослого» ориентироваться в этом потоке информации.

Казалось бы: разнообразие и многообразие источников информации должно способствовать развитию навыков критического мышления и помогать ребятам определяться с собственным отношением к той или иной ситуации или явлению. Но на деле мы получаем формирование так называемого клипового мышления, т.е. дети «схватывают» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс их мышления и приводит к падению коэффициента усвоения знаний. Александр Фельдман в своей работе «клиповое мышление» отмечает: «Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации».

Клиповое мышление не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает, т.е. оно кратковременное. Для обучающихся старших классов это приводит к тому, что они вынуждены тратить время при подготовке к экзаменам на изучение тем, которые уже были пройдены, а не углублять и расширять знания по теме. Наглядный пример: 9 и 11 классы. В 9 классе проходим полностью историю XX века, через год тема забыта под давлением груза знаний за курс 10 класса. В 11 классе изучаем те же темы как будто в первый раз.

Как с этим бороться? Многие отвечают: развивать память, логическое мышление, собственные ассоциативные ряды и образы. Для этого необходимо больше читать, учить стихи, даты и пр. Каждый год при сдаче зачета по хронологии и понятийному аппарату, при подготовке к ЕГЭ, слышу одну и ту же фразу: Это невозможно запомнить. Но приходит время и оказывается, что это вполне возможно и достигаемо.

Как не раз было сказано, развитие памяти происходит за счет чтения большого количества литературы. Современные дети не читают, это проблема не только историков, но и литераторов. Из личного опыта: учащиеся 10 класса не смогли ответить мне на ряд вопросов по теме. Когда начала выяснять причины, выяснилось, что большинство ребят не прочитали параграф, обосновав это слишком большим объемом темы.

Как же выйти из этой ситуации и преодолеть эффект «клипового мышления»? С одной стороны ребята поглощают огромное количество информации и выдают знания порой по самым неожиданным темам, с другой стороны кратковременность этих знаний и некритическое, несистематизированное их восприятие.

Работать с источниками информации напрямую (анализировать, сравнивать, самостоятельно выстраивать для себя личную образную цепочку). При этом речь идет не только о документальных источниках. Работа с ними неотъемлемый элемент исторического и обществоведческого образования. Речь пойдет о видео материалах (документальные, художественные, анимационные фильмы), так как именно в этом виде современные подростки с наибольшей «охотой» и эффективностью готовы воспринимать информацию.

Среди учителей я сталкивалась с такой точкой зрения: фильмы на уроках отнимают много времени и ребята занимаются своими делами, не считая нужным внимательно отсматривать представляемый материал. У меня, на данный момент, такой проблемы нет. Как избежать подобного на уроке? Конечно же, подобрать оптимальные формы и методы работы. Речь не идет о том, чтобы поставить фильм на весь урок и «умыть руки». По результатам работы с материалами в голове учащихся должна остаться не только картинка со звуковым сопровождением т.е. очередной клип, но и ряд пояснительных комментариев, которые превратят данную картинку во вполне определенное предметное личностно-значимое знание.

Формы работы с данным источником информации:

  • постановка проблемы – для введения в тему урока и выявления проблемной ситуации достаточно непродолжительного фрагмента;
  • наглядная иллюстрация слов учителя – например: при рассказе о войнах или крупных сражениях; включение небольших видео-фрагментов или анимированных карт в рассказ учителя.
  • выполнение самостоятельных заданий по просматриваемому материалу – например: зафиксировать в тетради основные события (реформы) правления Ивана Грозного и дать общую оценку его царствования.
  • Обобщение и повторение пройденного материала.
  • Сравнить различные источники и выработать собственную позицию – Например: при изучении темы гражданская война можно подобрать отрывки из фильмов советской эпохи и современного кино. Проследить, как менялось отношение к белым и красным, и проанализировать эту ситуацию.

Таким образом, мы не только смотрим, но и всячески закрепляем увиденное – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. Кроме того, при работе с видео материалами обучающиеся получают необходимый минимум информации, фильмы позволяют поддержать их интерес к изучаемому предмету, делают эпоху более понятной, так сказать, визуализируют ее, и, как показывает опыт, коэффициент усвоения знаний повышается.

Таким образом, ребята учатся анализировать и критически подходить к просматриваемому материалу, что позволит им формировать свою собственную точку зрения по отношению к каким-либо событиям, переносить данные умения и навыки в повседневную жизнь.

И в заключение. С выпускниками этого года я постоянно использую подобную работу. Я рискнула несколько раз показать им фильм-альтернативу по истории XX века: теория заговора. И потом попросила отделить реальные исторические факты от, так сказать, художественного вымысла. Остаток урока мы спорили и доказывали свои точки зрения. Я рекомендую ребятам для подготовки к экзаменам по истории те или иные фильмы, после просмотра ребята подходят и дают свою оценку с позиций того, насколько полезен и познавателен тот или иной фильм.