Мой открытый дистанционный урок

Разделы: Русский язык, Мастер-класс


На современном этапе дистанционного обучения многие учителя задумываются над тем, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как сделать его понятным, доступным, а самое главное – интересным. Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать?

Сколько бы полезного материала мы не подготовили, важно вовлечь ученика, который находится с тобой в информационном пространстве, а не как обычно - в классе, да и время онлайна 15-20 минут в начальной школе. Когда каждый урок становится открытым, хочется показать, как твои методики нацелены на достижения учеников изо дня в день. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения дистанционного обучения ответственность существенно возрастает. Что такое современный урок? Это, прежде всего творческое взаимодействие ученика и учителя. И для меня очень важно, чтобы каждый урок был открытым. Хотелось бы, чтобы в школе было меньше формальностей, а больше души, ответственности, понимания. Проводя каждый урок с маленькими учениками я поняла - это открытый урок, для проведения которого готовлю не только необходимый материал, но и продумываю насколько это будет интересно ребятам, насколько каждый из них будет вовлечен в учебный процесс дистанционно. Замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".

Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показывает способы применения на практике изучаемого знания. Я не только признаю право учащегося на собственное суждение, но и заинтересована в нем.

Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета учителя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений. С первого класса я использую методику критического мышления. Ребятам очень нравится работать в парах, группах. Они любят выступать, отстаивать свою точку зрения о прочитанном тексте, произведении. Этот процесс для каждого из них увлекателен, потому что они уверены, что сами смогли разобраться с новой темой, с решением сложной задачи. Они готовы сотрудничать и помогать друг другу в достижении целей.

И, когда мы стали работать дистанционно, я решила продолжать работу, активно вовлекая ребят в учебный процесс. Да и мои дорогие четвероклассники проявили активность, заинтересованность и показали, что дистанционное обучение тоже может быть интересным и познавательным. Самое главное – желание узнавать новое, стремиться хорошо учиться, проявлять самостоятельность. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

Нестандартный вход в урок. Первый слайд, который я использовала на любом уроке дистанционного обучения – это или стихотворение, или мудрое высказывание, или пословицы, а может, просто интересная история. Это занимало немного времени для организации ребят, для общего настроя. Это им очень понравилось! В итоге ребята стали сами готовить интересную мини - информацию для начала дистанционных уроков. Для этого мы с ними обсудили темы, которые их интересуют и что они смогут предложить. Ребята получили колоссальный опыт в поиске нужной информации, в краткости изложения своих мыслей и в целом – в презентации.

Прием “Мозговой штурм” я постоянно применяю на своих уроках. Он важен, потому что ребята делятся информацией, стараются быть активными, вовлеченными в образовательный процесс. Самое главное – они не боятся ошибаться, не стесняются, не волнуются. Ребята узнают, пробуют, стремятся. Учителю важно принять все идеи, без каких – либо рекомендаций, поправок, исправлений. Этот метод необходим для вовлечения учеников в процесс урока. Эффектное начало – залог успеха.

Диаграмма Венна. Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления.

Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna

Как работать с приемом «Диаграмма Венна» или «Кольца Венна»

  1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Например, на уроке русского языка можно сравнить понятия видов связи слов в словосочетании. По мере изучения тем диаграмма Венна может увеличиваться.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах). А так как мы использовали этот метод критического мышления дистанционно, ребятам приходилось объединяться в группы виртуально.

Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Еще один прием технологии критического мышления – кластер. Данный метод дает возможность ученику работать с информацией, анализировать, представлять только главное, основное.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Источник: https://pedsovet.su/

Я предлагаю работы ребят, выполненные на уроке русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака в словах».

Еще один пример кластера по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование».

Графическое оформление придумывают сами ребята.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Источник: https://pedsovet.su/

При изучении новой темы, при повторении изученного материала ребята будут работать с желанием, будут проявлять свои творческие возможности, будут учить других и учиться сами. Хочется заметить, что важно вовлечь всех учеников, найти дело для каждого! Ребята смогут не только придумать графический организатор, но и продумывать свои выступления – презентации, смогут выступать и в роли критиков, если в работу необходимо внести какие – то поправки, изменения.

«Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой, как трудно!)» - писал В.А.Сухомлинский.

На современном этапе огромную роль играет активное вовлечение учеников в учебный процесс. Учитывая дистанционный регламент урока в начальной школе 15-20 минут онлайн, а остальное время ребенку необходимо самостоятельно трудиться, чтобы понять и выполнить домашнее задание с удовольствием. Важно - сохранить этот интерес!