Особенности профессионального самоопределения одаренных подростков

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети


Профессиональное самоопределение - очень важный этап в профессиональном становлении человека, а у старшеклассников, обладающих признаками одаренности, он протекает особым образом, требуя целенаправленной поддержки со стороны всех окружающих его взрослых. Актуальность данной проблемы в настоящее время гораздо выше, что обусловлено социально-экономическими, социально-политическими и психологическими факторами общественного развития: произошло закрытие, реорганизация, переориентация промышленных предприятий, сокращение числа рабочих мест, появление новых форм, направлений трудовой занятости. Процесс самоопределения должен основываться на собственной активности одаренного подростка, осмыслении им собственных идеалов и целей, типа дарований, опыта деятельности (небольшого, но своего). Важно не только содержание профессионального выбора, т.е. его соответствие интересам будущего профессионала, личности, его целям и ценностям, но и то, что от данного выбора зависит многое в предстоящей взрослой жизни.

В этом направлении необходимо использовать ресурсы системы дополнительного образования,которые эффективно «работают» на профессиональное самоопределение: возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы и времени освоения с учетом индивидуальных склонностей одаренных подростков. Дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, может последовательно переходить из одной стадии в другую, предоставляя возможность оптимальные выбора стратегии развития (исследовательская деятельность).

В системе дополнительного образования успешно используются разнообразные формы обучения одаренных детей: дистанционное обучение, очно-заочные школы; каникулярные лагеря (зимние и летние профильные школы); олимпиады, творческие конкурсы, ярмарки идей, детские научно-практические конференции и семинары. Именно это дает возможность осуществлять индивидуально-личностный подход к процессу профессионального самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения имеет свои возрастные этапы и актуальные задачи на каждом из них, а обучение школьников по программам дополнительного образования способствует решению каждой из них, как с точки зрения формирования и повышения мотивации к интеллектуальной, творческой деятельности, так и развития тех или иных склонностей, способностей и интересов.

Так, в 1-4 классе детям необходимо предоставить возможность для первых научных опытов, выполнения творческих заданий. Учащихся 5-6 классов необходимо мотивировать на участие в конференциях, создание мини-проектов, предоставлять первый опыт защиты своих идей. Активно привлекать к участию в очных, дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях - учащихся 7-8 классов; и, наконец, в 9-11 классе происходит окончательная ориентация подростка в системе собственных ценностей, целей, преобладающих способностей, необходимых для профессионального самоопределения, чему способствует опыт, полученный в научно-исследовательской, проектной деятельности, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Одаренному подростку с одной стороны легче, с другой стороны - труднее выбрать свой профессиональный путь. Свои возможности кажутся ему широчайшими, а, значит, и выбор - безграничным (легко), однако именно потому, что возможности эти действительно очень велики - сложно.

Как важно всем участникам образовательного процесса: учителям, преподавателям дополнительного образования, наставникам, психологам, самим одаренным подросткам и, конечно, родителям, четко представлять специфику прохождения процесса профессионального выбора и определять необходимую стратегию деятельности.

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, одинаково актуальны для всех подростков, однако у одаренных школьников могут появляться только им присущие особенности (например, ярко выраженные личностные), и это необходимо учитывать:

  • одаренные подростки чаще всего относятся к группе, признающей приоритетами самореализацию, развитие и самосовершенствование, а не материальное благополучие, но они и не «наивные идеалисты»;
  • даже при наличии высокого уровня развития способностей, им необходимо объяснять, что только это не гарантирует успешную карьеру, и главное – помочь понять в каком виде деятельности они смогут проявить себя наиболее ярко;
  • неравномерность развития свойств личности, особенно таких как, организованность, самоконтроль, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, волевые качества, самооценка, локус контроля, общительность, повышенная эмоциональная чувствительность накладывает отпечаток на процесс выбора;
  • предметом детального обсуждения и разбора с подростком должна стать и такая особенность, как развитая воля, упорство и стойкость, которые талантливые люди, как правило, способны проявлять в значимой для себя сфере, а в других ситуациях – наоборот. Тогда как недостаток этих качеств - одна из основных причин крушения великих замыслов;
  • самооценка: у людей с неадекватно низкой самооценкой при столкновении с трудностями нередко «опускаются крылья», они боятся действовать. Неадекватно высокая самооценка ведет к тому, что человек, даже будучи неподготовленным к сложной работе, берется за неё, а, совершив ошибки, пытается доказать, что он прав, а другие - неправы. Так и не добившись успеха, он вступает в конфликт с окружающими;
  • стремиться к совершенству совсем не плохо, но, к сожалению, ярко выраженный перфекционизм может проявляться в мучительном «самоедстве», тяжелых эмоциональных срывах и, в конечном итоге, в профессиональных неудачах. Некоторые талантливые люди не смогли вполне состояться именно потому, что, стремясь к недостижимому идеалу, не сумели завершить работу;
  • на содержание представлений о себе одаренных подростков оказывают влияние многочисленные социальные факторы: мнение родителей, друзей, учителей, общественное мнение и т.п. (например, оценивая свои способности, ученик в значительной степени ориентируется на педагогов, далеко не все из которых могут различать способности и успеваемость. Такой подход, при отсутствии других ориентиров, может сформировать неадекватные представления о своих способностях, и может негативно повлиять на процесс профессионального самоопределения);
  • ведущую роль в формировании представлений одаренного подростка о себе выполняет семья, поскольку излишняя самоуверенность и некритичность по отношению к себе или наоборот, неуверенность в своих силах и возможностях, занижение своих способностей часто являются не просто результатом влияния родителей, но и более широкого семейного окружения. Это может значительно усложнить поиск профессионального пути.

Отдельно с подростком надо обсудить воздействие средств массовой информации, современной культуры, на формирование представлений о мире профессий, изобилующих то ориентацией на «внешнюю» сторону трудовой деятельности, то романтизацией одних профессий и пренебрежением к другим, а то и созданием устойчивых стереотипов (например, педагог все время поучает, артист постоянно ищет всеобщего внимания, «типичный программист» - зануда, человек, оторванный от реальности, испытывающий трудности в общении, и даже имеющий проблемы со здоровьем).

Для стимуляции активности самих одаренных учащихся, взрослым необходимо мотивировать их на самостоятельный поиск следующей информации:

  • в чем содержание той или иной профессиональной деятельности;
  • зачем она нужна;
  • какие компетенции человека для неё необходимы;
  • каковы условия её реализации;
  • предъявляет ли она особые требования к человеку со стороны его психических и физических (например, здоровье) качеств.

Не забудьте всесторонне обсудить все так называемые «проблемные» стороны профессии, трудности, связанные с овладением ею.

Таким образом, для того, чтобы правильно сориентировать одаренного школьника и сформировать у него реальные представления о профессиях необходимо:

  • расширить опыт прямого общения с представителями различных профессий;
  • научить самостоятельно работать с источниками, содержащими необходимую информацию о различных профессиях;
  • сформировать критический взгляд по отношению к разным источникам информации о профессиях. Создайте подборку различных печатных материалов, фрагментов кинофильмов, в которых могут быть противоречивые данные о той или иной профессии (следователь, адвокат, педагог, менеджер и т.п.). Обсуждение этих материалов с одаренными подростками могут провести и педагоги, и родители, тем самым помогая формировать у них необходимые навыки работы с большим объемом неполной и противоречивой информации.

Таковы основные направления сопровождения процесса профессионального самоопределения одаренных подростков. Главный принцип этой стратегии заключается в том, чтобы подросток сам учился принимать такого рода важные решения. Этот опыт пригодится ему на всю оставшуюся жизнь. Взрослые (мы с Вами – родители, педагоги, психологи, «значимые взрослые») лишь сопровождаем подростка на этом пути, но путь этот он должен пройти сам.

Список литературы

  1. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе профессионального самоопределения. Методические рекомендации.- М., 2011, 76 с.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. - М, Генезис, 2005, 208 с.
  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М, Генезис, 2007, 140 с.
  4. Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций Менеджер образования reply@mail.menobr2.ru.
  5. Справочная система «Образование» http://vip.1obraz.ru/#/document/16/3182/dfasa263qg/?of=copy-495b1ef96b.