Направления в работе логопеда при преодолении задержки речевого развития

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: мелкая моторика, задержка речевого развития


Чтобы быть наиболее приспособленным к жизни, к активному взаимодействию с окружающей средой, ребенок должен прожить дошкольный период в соответствии с законами психофизиологического развития, отработать различные психомоторные взаимодействия, совершенствуя координацию и согласованность работы слуховых, зрительных, моторных и других анализаторов.

Движения тела ребенка и восприятие им различных тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых, кинестетических ощущений на начальных этапах развития являются первоначальным средством познания мира. Процессы роста и развития протекают непрерывно, то есть каждая последующая стадия развития имеет корни в предыдущей и определяется ею (закон непрерывности). Перепрыгивание через стадию развития без ущерба для него невозможно. Развитость движения - основной показатель развития в дошкольном возрасте, дальнейшее развитие вообще, и тем более интеллектуальное, будет зависеть именно от этого.

Ритмически организованные движения, моторика всего тела в целом, включая пальцы рук, ускоряют созревание не только сенсомоторных зон мозга, как уже подробно отмечалось выше, но и центра речи.

Занятия для детей раннего возраста, являющиеся в какой-то степени коррекционными, а в какой-то степени профилактическими, должны решать многие задачи, и включать в себя элементы различных дисциплин: музыкальные занятия, физическая культура, ИЗО - деятельность и т.д.

Одной из коррекционных методик для детей с речевой патологией, является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

Благодаря многогранности коррекционных возможностей работа по преодолению ЗРР у детей раннего возраста, главным образом, формируется средствами логопедической ритмики.

Условно средства логопедической ритмики разделены на три группы:

1. Музыкально-двигательные средства логоритмики.

2. Двигательно-речевые средства логоритмики.

3. Речевые упражнения.

Однако, на занятиях с детьми раннего возраста, возможно использование лишь некоторых, адаптированных к данной возрастной категории детей, приемов коррекционного воздействия.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и
стихи, сопровождаемые
движением рук.

 

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

 

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)
гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

 

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

 

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

 

Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

 

Расширение активного запаса детей.

На занятиях используются различные музыкально-двигательные средства логопедической ритмики и элементы психогимнастики. Например, мимикой показать человека пробующего кислый лимон и сладкое яблоко; веселого и грустного человека; показать боль, гнев, радость, ликование.

Упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха, реализуются в игре. Дети учатся сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Так же в этот комплекс могут включаться упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.  В упражнения включаются звукоподражания,  выражающие восклицание (А!, Ах, О!),  сожаление ( Ай-ай! Ох! ),  удивление (О! У! Ах!), способствующие развитию орального праксиса;  а также артикуляционные упражнения, выполняемые под счет и ритмичную музыку. Например, «раз» — губы в улыбке, «два» — вытянуты вперед и т.д.

Безусловно, на занятиях нам не обойтись без упражнений на развитие мелкой моторики, которые не только способствуют развитию движений пальцев рук, а так же их взаимодействие, координацию, а также стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга.

В занятия обязательно включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса, с помощью которых дети учатся напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голоса взрослого.

В связи с тем, что у детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаются упражнения, стимулирующие речевую активность. Используются приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение небольших стихов, со зрительным сопровождением.

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»
Молока налили мало
Замяукал котик: «Мяу!»

Безусловно, очень многое на таких занятиях основывается на музыке и позволяет решать различные коррекционные задачи: эмоциональное стимулирования речевого развития, формирование положительной мотивации для проведения занятии, установление эмоционального контакта со взрослым, а так же развитие дыхания, высоты и силы голоса, формирование ритмической основы и многое другое.

Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений. Именно музыка с бесконечностью мотивов, мелодий, оттенков и настроение способна открыть дверь к душе ребенка.

Каждое занятие, которое длится не больше 5-7, а максимум 10 минут – это небольшая история, в которой дети являются непосредственными ее участниками и помогают придумывать ее вместе со взрослым. Такие занятия проводятся очень эмоционально; взрослые участники должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают.

Только при этом условии педагоги смогут «заразить» своим настроением детей, увлечь их игрой. Если же кто-то из участников играет без желания, занятие может не произвести нужного коррекционного эффекта.

Большой объем информации усваивается детьми в играх, в движениях и нам никак не обойтись без так называемой двигательной терапии. Реализация двигательных упражнений происходит в пространстве игрового зала, где размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: «плавают», «летают». Например:

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ

Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)

Такие занятия задают ритм и темп, способствуют развитию координации движений, произвольной регуляции мышечного тонуса, ориентации в пространстве, обучению детей движению в заданном темпе — то, что можно откорректировать именно на музыкально-игровых занятиях, где все познается через движения.

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций стихов, песен, созданием художественных образов посредством музыки. Игры и упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно.

Рекомендации для родителей:

  • Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).
  • Следующим направлением в развитии речи ребенка является формирование и развитие грамматического строя речи. Следует начинать заниматься с развития способностей понимать грамматические категории, а затем использовать их в экспрессивной речи.
  • Ребенка нужно учить понимать единственное и множественное число существительных, а затем использовать в собственной речи.
  • Как только ребенок начал произносить 5 или более слов, необходимо формировать умение образовывать множественное число существительных (туча – тучи, нога-ноги и т.д.).
  • Учить называть форму винительного падежа существительных (Дай лису, медведя).

  • Вводить в состав, используемые формы слов, простого предложения.
  • Учить согласовывать существительные в именительном падеже с глаголами: «Таня моет. Петя лежит. Мама несет»
  • Учить изменять форму глагола неопределенной формы в форму повелительного наклонения (летит – лети, катит – кати, сидит - сиди).
  • Развивать умение образовывать новые формы слов суффиксальным способом (кот-котик, мама-мамочка).
  • Развивать умение использовать форму предложного падежа с использованием предлога «на»: «булка лежит на столе». Таким образом учим детей распространять предложение, опираясь на вопросы логопеда: «На чем лежит булка»?
  • Усваиваются дательный и творительный падежи в ед. числе (Дам булку маме.).
  • Усваивается число в изъявительном наклонении глагола (летит – летят, идет – идут), изменение по лицам, настоящее и прошедшее время.
  • Усваиваются формы возвратных глаголов, приставок.
  • Начинают усваиваться суффиксы принадлежности.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.