«Рабочие профессии». Занятие для учащихся 9-го класса

Разделы: Технология, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: профессии, профессиональный выбор, рабочие профессии


Цель и задачи:

  • актуализация у обучающихся уже имеющихся знаний о рабочих профессиях;
  • формирование положительное отношение к осознанному, профессиональному вы­бору;
  • расширение представлений обучающихся о мире профессионального труда;
  • воспитание уважительного отношения к труду.

Форма проведения: час общения (доверительный разговор).

Оборудование и материалы:

  • жетоны пяти цветов (например: белый, красный, желтый, зеленый, синий),
  • мяч,
  • карточки для работы в группах в соответствии с приложениями,
  • магниты.

Перед началом мероприятия, прежде чем сесть на место за столом (или на стул, если стулья расставлены по кругу) ребята должны взять жетон любого из пяти цветов: белый, красный, желтый, зеленый, синий.

Ход мероприятия

Эпиграф:

«Я интересуюсь своим будущим,
потому что хочу провести в нём всю жизнь
Чарльз Кеттеринг

1. Приветствие (1 мин.)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
-А теперь, давайте вы подарите друг другу свои улыбки... Спасибо.

2. Вступительная часть (1 мин.)

Учитель: Сегодня мы поведём с вами доверительный разговор. Как вы думаете, о чём?... Посмотрите (на доску) на эпиграф…

Верно. Мы затронем одну из самых важных тем – тему ... (Название темы)

Неслучайно эпиграфом к нашему разговору я взяла слова американского изобретателя Чарльза Кеттеринга: «Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь». И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Учитель: Предлагаю начать нашу работу с упражнения. (Работа по кругу. Начинает учитель).

2.1. Упражнение «Ассоциации» (3 мин).

(перечислить ассоциации, которые вызывает слово «профессия»)

3. Основная часть

Учитель: Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

1. Человек - природа.
2. Человек - техника.
3. Человек - человек.
4. Человек - знаковая система.
5. Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах.

Приложение № 1

Учитель предлагает способ объединения в 5 групп: Прошу Вас объединиться в 5 групп по цвету вашего жетона.

Участники объединяются в группы.

Задание группам.

3.1. Учитель: Внимание, задание для групп. Перед вами карточка «Мир профессий» Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа. Причем, сегодня я предлагаю выбрать только рабочие профессии.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т.д.) Время на выполнение задания 3 мин.

Участники работают в группах.

Приложение №2

Учитель: Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.

(Если у детей ответы неправильные – зачитать правильные: красным цветом выделены рабочие профессии, хотя можно с какими-то не согласиться).

Примерные ответы детей.

- Ветеринар, агроном, гидролог, садовник, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т.п.

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.п.

- Учитель, врач, журналист, продавец, стюардесса, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, секретарь, счетовод, экскурсовод и т.п.

- Бухгалтер, ученый, секретарь, счетовод, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т.п.

- Художник, актер, режиссер, артист, осветитель сцены, костюмер, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.

3.2.Учитель: Чтобы еще немного узнать о профессиях, мы сейчас поиграем (2 мин.)

И начнем этот разговор о тех профессиях, с которыми вы еще, как выяснилось, мало знакомы. Ведь среди вас есть ребята, которые еще задают себе вопрос: «Кем быть?»

Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад, и у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.

Оглянитесь вокруг! Жилые дома, школы, магазина, детские сады, библиотеки, дворцы культуры, станции метро. Все это дело рук строителей.

Как вы думаете из чего строили дома в Древней Руси?

Ответы обучающихся.

Учитель: Древней Руси наши предки строили дома из дерева. Русь была страной дремучих лесов. А дерево - прекрасный строительных материал. Строили дома из разных пород дерева, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «изба еловая –сердце здоровое!»

А из чего строятся современные дома?

Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, строительных материалом современных зданий служит дерево, кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь. В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей.

Давайте сейчас с вами построим дом вместе и подумаем, люди каких специальностей нам для этого понадобятся.

3.3. Учитель: Игра «Строим дом» (с мячом: у кого мяч, тот и отвечает) (3 мин.)

Группы обучающихся получают шаблон дома (можно просто чистый лист бумаги) и карточки с названиями профессий, которые необходимы для постройки дома.

Приложение №3

Учитель: Давайте с вами вспомним, какие строительные профессии вы знаете?

Ответы обучающихся на вопросы учителя.

Вопросы:

1.Кто первым принимается за работу по строительству дома? Кто составляет проект здания? (архитектор).

Это рабочая профессия? (Ответ нет).

2.Когда проект здания готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Он ровняет поверхность площадки.

3.После бульдозера за работу принимается экскаватор. Он роет котлован.

4.Теперь пора укладывать блоки для фундамента. С этой работой легко справится крановщик, работающий на подъемном кране.

5.После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков.

Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.

6.Затем на стройку прибывают плотник, сантехники, электрики.

7.Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: штукатуры, маляры, плиточники (люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений).

8.И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик, он покрывает крышу.

Приложение №4

МОЖНО ДОБАВИТЬ Разговор о качествах, если позволяет время.

Учитель: С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпич, то трубы. Ведь к зданию нужно подвести воду, и газ, электричество. И красавец – дом готов!

Сколько радости приносят новоселам светлые, уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанное с любовью.

Давайте вместе подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей?

Ответы обучающихся

3.4. Игра «Качества строителя» (можно провести эту игру с мячом)

Педагог-психолог: Ребята, передавая символ друг другу (ручку или др.), вам необходимо назвать качества, необходимые строителю.

Обучающиеся выполняют задание.

Учитель: (резюмирует сказанное): Всем строителям необходима физическая закалка, отличное владение профессией, выносливость, трудолюбие, внимание и умелые руки , желание делать нужное людям дело, своим трудом принося им радость.

Людям данной профессии приходится работать на улице в морозы и в жару, под дождем и на ветру.

И это по силу сильным, мужественным, закаленным людям, любящим свою профессию. Я считаю, что профессия строителя – одна из лучшая профессия.

IV. Заключительная часть (3 мин.)

Учитель: Сегодня вы узнали о некоторых рабочих профессиях.

И это крошечная часть всех существующих на земле профессий. Перечислить все сферы деятельности и специальности человека невозможно. Труд бывает физический и умственный.

Кроме того, необходимы еще и знания о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны.

Но об этом мы поговорим с вами на следующих наших встречах.

Приложение №5

(карточки с высказываниями закрепляются на доске):

- Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека. Древнеримский философ).

- Д.Рокфеллер сказал: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений».

- У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин».

- Виктор Гюго писал: "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

V. Подведение итогов (4 мин)

5.1.Учитель: Наш разговор подходит к завершению. Мне хотелось бы, чтобы помнили. Можно быть кем угодно по профессии, но в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить радость окружающим. Поэтому, прежде всего мы желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Все профессии важны! Все профессии нужны!

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из Вас сделал правильный выбор профессии.

5.2. Рефлексия (поочередно отвечает каждый участник разговора. Если времени мало, то работа с мячом: у кого мяч, тот и говорит)

- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?

- Кем вы ощущали себя на занятии?

- Что и кому вы хотели пожелать сегодня?

ИЛИ

- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:

(у кого в руках мяч, тот и отвечает. Вопросы задаются поочередно: сначала на первый вопрос, затем второй и др.)

- Очень важным на классном часе для меня было ….

- В жизни мне пригодится ….

- Сегодня я воспитывал в себе …

Учитель: Спасибо за приятное общение! До новых встреч!

Классный час окончен!