Формирование экологического сознания на уроках биологии

Разделы: Биология, Экология

Классы: 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: экологическая грамотность


В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и других ценностей. Не случайно среди базовых национальных ценностей выделена наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание).

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий в слепую, потребительского отношения к природным богатствам, а также превалирования технократического мышления. Ни для кого не секрет, что Свердловская область в настоящее время относится к числу регионов России с исключительно тяжелой экологической обстановкой. Ряд городов, в том числе и Нижний Тагил, попадает в разряд зон чрезвычайной экологической ситуации. В связи с этим, одной из актуальных задач считаем экологизацию сознания учащихся.

Экологическое сознание диалектично, поэтому оно допускает различные определения, наиболее полными, на наш взгляд, является следующие:

Экологическое сознание - индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности [1].

Экологическое сознание - это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы [2].

Иными словами, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Биология как предмет сам по себе не дает экологических знаний, но может внести реальный вклад в формирование экологического сознания. Обучая можно формировать такие понятия, как здоровье человека, окружающая среда, охрана природы. Планируемым результатом формирования экологического сознания считаем:

  • развитие у учащихся экологической ответственности, как способности и готовности к решению конкретных экологических проблем;
  • овладения экологически целесообразными способами деятельности на основе знания экологических закономерностей;
  • осознание и принятие системы экологических ценностей.

Это предусматривает изменение, как содержания курса биологии, так и использование комплекса различных форм, методов и средств обучения. Например, в шестом классе при изучении темы «Введение. Разнообразие растений» учащиеся знакомятся с понятиями биология, ботаника, а так же экология и фенология. При этом практической стороной обучения является умение проводить наблюдения в природе, прослеживать взаимосвязь между биологией и другими предметами, осознавать, что «я и природа - неотделимы», распознавать деревья и кустарники, оценивать их санитарное и экологическое состояние.

К окончанию изучения курса биологии шестого класса учащиеся:

  • владеют способностью распознавать сельскохозяйственные растения, выращиваемые в условиях Нижнего Тагила, знать биологические основы их выращивания;
  • знают названия растений, которые занесены в «Красную книгу Урала», лекарственные и ядовитые растения нашего региона.

В теме «Природные сообщества» учащиеся осознают:

  • влияние деятельности человека на природные сообщества, его положительную и отрицательную роль,
  • уникальность природных охраняемых сообществ, таких как Висимский заповедник, умеют доказывать приспособленность организмов проживать в том или ином сообществе.

В курсе изучения биологии седьмого класса необходимо уделять внимание не только вопросам изучения внешнего и внутреннего строения животных, например, в теме «Класс Насекомые» учащиеся должны знать основных вредителей сельскохозяйственных культур нашего района и способы биологической борьбы с ними. Знать насекомых, занесенных в «Красную книгу Урала». Учащиеся не должны вычленять «нужных и ненужных» животных, они должны осознать, что в природе все взаимосвязано, что одно и тоже насекомое на разных стадиях своего развития может иметь положительное и отрицательное значение. Например, бабочка опыляет растения, а ее личинка – вредит растениям.

В восьмом и девятом классе особое внимание уделяем влиянию окружающей среды на здоровье человека, которое составляет часть экологического сознания.

Помимо изменений в содержании образования важным фактором формирования экологического сознания является использование активных методов обучения, нацеленных на практическое усвоение знаний, а именно: групповые методы работы, метод проектов, метод ситуационных задач и др. Успешно применяемые интегрированные уроки позволяют в рамках одного урока и одной темы решить двуединую задачу биологического и экологического образования. При этом используются экологически ориентированные виды деятельности:

  • познавательная – от наблюдения до экологического исследования
  • практическая – от заботы о живом существе до улучшения эстетического и санитарно-гигиенического качества среды

Сегодня разработан комплекс уроков, изучающий проблемы экологического состояния нашего города, школы, дома. Например, в восьмом классе проводим интегрированный урок по биологии и математике «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Для повышения эффективности формирования экологического сознания, учащиеся вовлекаются в разнообразные формы деятельности, используется взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы. Например, для формирования бережного отношения к природе учащиеся ежегодно активно участвуют в высадке саженцев не только на пришкольном участке, но и в микрорайоне, проводится санитарная обрезка кустарников. Очень ценным в таких мероприятиях является помощь родителей, когда ребенок вместе с папой трудится на участке. Работая по озеленению школы, ежегодно принимаем активное участие в выращивании цветочной рассады, в оформлении и уходе за цветниками. После таких совместных мероприятий: ученик – родители – школа, отмечается бережное отношение ребят к результатам своего труда и понимание значимости проводимых экологических акций

Формирование экологического сознания неразрывно связано с проведение экологических акций. Этому способствует совместная работа со станцией юных натуралистов, что позволяет активизировать деятельность учащихся и выйти на формирование таких базовых ценностей как труд и творчество. Наиболее успешными для нас были совместные социально-экологические акции: «Кормушка», «Елочка», «Скворечник», «Нет твердым бытовым отходам» и другие.

Ребята с интересом оформляют листовки, плакаты, газеты, мастерят вместе с родителями кормушки, скворечники, создают Новогодние композиции.

Стоит отметить, что в своих отчетах о проделанной работе, учащиеся, наблюдая за живыми объектами, начинают не только сами, но и вместе с родителями беречь, наблюдать и помогать сохранению природы. Тем самым, семья становится одним из звеньев в экологическом воспитании ребенка

Теоретические знания и практические навыки, интерес к научно-исследовательской и проектной деятельности закономерно приводят к активному участию учащихся в различных научно-практических конференциях. Анкетирование, самостоятельные и тестовые работы, участие детей в НПК свидетельствуют о сформированности экологического сознания учащихся.

Литература

  • https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-ekologicheskogo-soznaniya/viewer - Структура экологического сознания
  • http://ecopeak.ru/arts/292 - Экологический портал