Поклонимся великим тем годам!

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 4

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия

На века России нашей – слава! Непреклонно мужество Руси.
Отчий дом и честь храни, держава, флаг страны достойно неси.
Дух единства, крепи нашу силу, светлой вере открыта страна.
Правь судьбой, великая Россия, славься, Русь, на все времена!
Здравствуйте, гости, здравствуйте, зрители!
Здравствуйте, школьники и их родители!
Ветеранам сегодня особый поклон!
Славному празднику он посвящен!
Нынче повсюду звучат слова –
Нашей Победе – 75!

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. Эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто был сожжен в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный погиб в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Весь по ногами шар земной, живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни,
Не потому ли я живу, что умерли они?
Июнь… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь… тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Казалось было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70000 сел и деревень в нашей стране. Война – это 32000 взорванных заводов и фабрик, 65 000 километров железнодорожных путей. Помните!

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей! Помните!

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600 километров. Итого - 2600 километров – это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней. Помните!

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово «подвиг», ребята? (рассуждения  ребят).

Подвиг – это когда в бессмертном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушило на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

Рассказ учителя о выставке рисунков, поделок, сочинений, фотографий, посвященных Великой Отечественной войне

От бескрайней равнины сибирской до полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский, наш великий могучий народ!
Выходил он свободный и правый, отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу, за могучую нашу страну!

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Дети войны! Сколько испытаний пришлось им перенести, сколько выдержать!

Великоваты были им шинели, во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они сумели не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага, в двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага – сыны полков своей страны.

Строки из писем военных лет

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали.  А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крыше и тушили зажигательные бомбы».

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами т братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Ты в праздники и будни приходи, он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад, и имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат!

Звучит песня «Баллада о солдате» в исполнении учащихся.

Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и не забывали горе, ужас, страдания, страх войны, то на земле бы никогда не звучали выстрелы.

Сорок второй! На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий, бомбил, но не остановил
Ни на мгновенье он сердца ленинградского биенье.

Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики с мукой.

Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле страшней и радостней дороги!

Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда потрясает твой дневник.
Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная,
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Женщины не только трудились в тылу: они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистами. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Пушки грохочут, пули свистят, ранен осколком снаряда солдат,
Шепчет сестричка: «Давай, поддержу, рану твою с перевяжу!» -
Все позабыла: слабость и страх, вынесла с боя его на руках!

Звучит песня «Огонек» в исполнении учащихся

У каждого народа есть в родном отечестве особые священные места. На Белгородчине таким священным местом является Прохоровское поле. Белгородцы свято хранят память о тех ратных подвигах наших воинов, которые принесли Великую Победу. За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь 10000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!

Звучит песня «Катюша» в исполнении учащихся и родителей

Еще одной страшной страницей в истории Великой Отечественной войны были концентрационные лагеря, в которых погибли миллионы не только советских людей, но и представители разных стран мира. Песня «Бухенвальбский набат» звучит как напоминание о преступлениях фашизма, о безвинных жертвах, память о которых священна. Эта песня стала символом борьбы народов за мир.

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Говорят, пословица – это мудрость народа, пусть люди всего мира помнят о том, что война несет смерть, а мир – это вечная мечта человечества.

  1. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
  2. Смело иди в бой, - Родина за тобой.
  3. За край свой насмерть стой.
  4. Закрепляй свою победу - по пятам врага преследуй.
  5. За край родной иди бесстрашно в бой.
  6. В крепкой спайке фронта и тыла - непобедимая сила.
  7. Золото огнем, а народ войной познается.

Песня «Синий платочек»…Она стала символом любви и рассказом о любимых, о той мирной жизни, ради возвращения которой солдаты жертвовали собой, песня помогала воевать, сметать захватчиков с родной земли.

Звучит песня «Синий платочек», а группа учениц исполняет танец

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

Звучит песня «Журавли»

Ребята поочередно прикрепляют сделанных своими руками белых журавлей к доске. На них записаны фамилии и имена родственников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Мы – дети свободной и мирной страны
Народ наш великий не хочет войны!
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути
Под небом спокойным хотим мы расти.

Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд, ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса, только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда!

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»

Литература

1. Агапова И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.

2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3-7.

3. Говорят погибшие герои. Сост. А.А.Кондратьев, З.Н.Политов, - М.: Политиздат, 1986, - 398 с.

4. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. М.: ВАКО, 2009. - 192 с.

5. Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с