Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС

Разделы: Химия

Класс: 8


Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

В 2015-2016 учебном году новый стандарт образования пришёл в основную школу. В 2018-2019 учебном году новый стандарт коснулся и преподавания химии. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе должен ориентироваться на развитие личности обучающихся .

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его или предлагают свое описание, частично - запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

В своей практике я убедилась, что учебная ситуация является активным методом формирования и совершенствования знаний учащихся в области химии. Подтверждение этому оптимальная эффективность уроков, обязательным компонентом которых является учебная задача.

Представляю фрагменты занятий.

8 класс тема «Вода»

Очень интересной и познавательной в 8 классе является тема: "Вода". Ученикам задается несколько вопросов:

  1. Что вы знаете о «живой и мертвой воде»?
  2. Какие аномалии существуют у воды?

Ситуация: на котельной зимой произошла авария, подачи тепла не было в течение нескольких часов, в результате разорвало трубы отопительной системы.

Направление поиска решения.

Вспоминаем аномальное свойство воды расширяться при температуре ниже 4 градусов.

Ситуация: наполнили пустую бочку колотым льдом доверху. Когда лед растаял, воды оказалось намного меньше.

Направление поиска решения.

Вспоминаем про особенности строения льда и про то, что плотность твердой воды меньше плотности жидкой, что является аномалией и позволяет сохранять жизнь растениям и животным в зимний период, когда сверху вода покрыта льдом.

С детства из сказок ребята слышали о «живой и мертвой» воде.

Ситуация: почему после таяния снега на полях, лугах бурно растет зеленая трава?

Направление поиска решения.

При изучении темы: «строение атома» мы знакомимся с понятием «изотопы» и знаем, что существует три изотопа водорода. Наибольшее содержание в воде имеет самый легкий изотоп — протий. Вода,содержащая протий, может обладать свойствами « живой воды», вызывая ускорение процессов роста в растениях. Вода, содержащая тяжелые изотопы водорода считается «мертвой».

При изучении таблицы и периодического закона Д.И.Менделеева возникает вопрос, почему таблица и закон названы периодическими?

Решение вопроса: сообщаем учащимся, что одним из законов природы является периодичность, т. е. повторяемость. Далее ставим перед учениками задачу, назвать, какие явления в природе периодически повторяются? Вспоминаем смену дня и ночи, времен года, сходство детей и их родителей и т.д. А что же в таблице повторяется периодически? Учащиеся находят периодическое расположение одного щелочного металла под другим, галогена под галогеном, инертного газа под инертным. Закономерность изменения свойств в периоде слева направо и в группе сверху вниз. Повторяющийся переход от щелочного металла к переходным элементам, неметаллам и инертному газу. Изменение свойств от основных через амфотерные к кислотным и т.д.

Повышают интерес и мотивацию в изучении предмета истории открытий и биографии знаменитых химиков, таких как Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, А.П.Бородин, С.В.Лебедев и другие.

Например, из биографии Менделеева и его работах, можно задать следующие вопросы: каким ребенком в семье был Д.И.Менделеев, правда ли, что таблица химических элементов приснилась ему во сне, за что Менделеев был удостоен ордена мужества от Парижской академии наук? Данные вопросы вызывают интерес у учащихся и побуждают их к поиску ответов на них. Ребята узнают, что Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье, отец его был директором Тобольской гимназии, Семья Менделевых очень много уделяла времени воспитанию и обучению своих детей. Менделеев посвятил всю свою жизнь изучению химии и просвещению России. Он написал учебник «Основы химии», создал знаменитую таблицу химических элементов, работал над ней не один день Когда при жизни Менделеева один из журналистов задал ему вопрос, а правда ли , что таблица приснилась ему во сне? Менделеев рассмеялся и сказал, что таблица является заключительным аккордом всей его жизни и работы Просто человек, долго размышляющий о той или иной проблеме, даже во сне думает о ней, а утром на свежую голову, может найти окончательное решение. Однажды Д.И.Менделеев совершил полет на воздушном шаре, чтобы сделать наблюдения и измерения во время солнечного затмения. Накануне подъема были гроза и дождь, шар намок и не смог поднять двоих человек. Менделеев вынужден был лететь один. Во время полета он обнаружил, что веревки, отвечающие за спуск шара, запутались. Дмитрий Иванович на лету взобрался по канатам и распутал их. За этот полет он был удостоен ордена мужества от Парижской академии наук. Какой знаменитый химик стал выдающимся музыкантом? Александр Порфирьевич Бородин с детства увлекался химией, ставил различные опыты, чем приводил в ужас своих гувернеров. Он получил прекрасное образование и сделал открытия не только в области химии, но и написал прекрасную оперу « Князь Игорь». На его могильной плите были высечены формулы и ноты.

При изучении сплавов железа можно создать следующую проблемную ситуацию: какое свойство чугуна использовалось мастерами и умельцами для создания своих изделий? Что общего в этом свойстве чугуна с водой? Особенностью чугуна является его способность расширяться при охлаждении. Таким же свойством обладает вода. Горячий чугун, попадая в различные заготовки, при охлаждении расширяется и может заполнить дюбые тонкие и узкие пространства, тем самым придавая причудливость формам. Так мастера — умельцы создали фрагменты знаменитой решетки ботанического сада в Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти, когда страна переживала голод, разруху, поступило предложение, переплавить эту решетку, и сделать из нее 100 паровозов. Но, несмотря на тяжелое положение в стране, было решено сохранить ее, как произведение искусства для будущих поколений.

Проблемную ситуацию на уроках химии можно создавать и во время эксперимента. Например, при проведении практической работы в 9 классе: «Получение аммиака и опыты с ним».

Ситуация: почему при опускании пробирки, наполненной аммиаком, в сосуд с водой, последняя поднимается в пробирку? Почему водный раствор аммиака окрашивается в малиновый цвет при добавлении к нему фенолфталеина?

Направление поиска решения.

Вспоминаем про растворимость газов в воде, физические явления, происходящие при этом. Далее говорим о том, в какой среде индикатор может изменить окраску? И делаем выводы о свойствах и составе нашего вещества.

Огромное значение в осуществлении ФГОС имеют проектная деятельность учащихся в старших классах и кружковая работа в 7-8 классах. Эта работа должна быть поставлена на поток, чтобы в ней принимали все учащиеся.

Работая в таком масштабе, можно достичь хороших результатов и показателей.

Литература

  1. «Химия в школе»
  2. «Химия и жизнь»
  3. Интернет-ресурсы
  4. Химия: приложение к газете «Первое сентября»