Семинар-практикум для молодых педагогов «Подвижные игры с дошкольниками»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подвижные игры


Реализуя задачи физического воспитания и развития дошкольников посредством различных форм работы, молодые педагоги при проведении подвижных игр, как правило, плохо знают структуру игры, не акцентируют внимание детей на точном выполнении правил, редко вносят усложнения в уже знакомую игру. Эти и другие часто встречающиеся проблемы выявили необходимость проведения семинара-практикума.

Цель: совершенствование работы ДОУ по физическому развитию и воспитанию дошкольников, повышение компетентности молодых педагогов в организации двигательной активности детей.

План:

  • Подвижная игра в режиме дня, виды подвижных игр, структура подвижной игры, методы руководства.
  • Практическая деятельность – возрастная адресованность подвижных игр (составление таблицы).
  • Практикум – методика руководства подвижной игрой в разных возрастных группах.

Ход занятия

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

В режиме дня подвижные игры используются:

  • в организованной деятельности
  • на прогулке
  • в деятельности в 1 и 2 половину дня (в т.ч. в группе – игры малой подвижности, во время динамических пауз)
  • во время проведения досугов и праздников.

Виды игр:

  • коллективные, парные и индивидуальные. Первенствуют здесь коллективные игры.
  • по степени физической нагрузки бывают большой, средней и малой подвижности
  • по характеру игровых действий - сюжетные и несюжетные, с простыми (аттракционы, игры-забавы) и сложными действиями (спортивные игры).
  • по видам движений:
    • С бегом. «Ловишки», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц» и др.
    • С прыжками. «Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку» и др.
    • С лазаньем и ползанием. «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье» и др.
    • С бросанием, ловлей, метанием. «Охотники и зайцы», «Попади в обруч»,
    • «Сбей мяч», «Сбей кеглю» и др.
    • Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий» и др.

Народные игры

Подвижная игра - это осознанная, эмоциональная деятельность детей, направленная на достижение условной игровой цели. Она имеет свою структуру:

  • игровой замысел или цель игры;
  • роли;
  • игровые действия;
  • сюжет;
  • правила игры.

Для обеспечения полноценного развития ребенка в игре важно менять условия их проведения, правила и разнообразить способы выполнения двигательных действий. Ребенку интереснее выполнять новое, даже сложное движение, чем повторять давно знакомое.
Подвижные игры усложняются с целью:

  • Обеспечить устойчивый интерес к игре;
  • Усовершенствовать двигательные умения и навыки;
  • Решить разнообразные развивающие и воспитательные задачи.

Усложнить двигательную игру можно:

  • изменив форму организации игры;
  • усложнив двигательные задачи;
  • изменив форму движения;
  • увеличив количество основных ролей;
  • введя новые роли;
  • введя дополнительные основные движения;
  • введя дополнительные правила и т.д.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Для того, чтобы игра служила эмоциональным средством физического воспитания детей, она должна проходить с радостью и удовольствием.

Подготовка к проведению игры

Выбор подвижной игры зависит:

  • от педагогических задач;
  • возрастных особенностей детей, их развития, физической подготовленности
  • количества детей и условий проведения игры;
  • от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведение игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
  • от наличия пособий и инвентаря.

Организация играющих

Первое важное условие — разместить играющих, правильно выбрать место для объяснения игры. Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали воспитателя. Для того, чтобы собрать детей на игру, можно использовать:

  • условный сигнал;
  • интересную и яркую игрушку;
  • стихи, загадки;
  • сюрпризный момент.

Объяснение игры

Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным.

В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

В старших группах воспитатель объясняет правила до начала игры.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

  • название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра),
  • цель игры (определения победителя),
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры.

Объяснение игры нужно сопровождать показом.

Выделение водящих

Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя
  • по жребию (считалке)
  • по выбору играющих  (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр.

Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

Руководство процессом игры: Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.

Судейство

Судья обязан строго следить за точностью выполнение правил, приемов в игре. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважению к судье и правилам.

Дозировка в процессе игры:

  • Установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов.
  • Увеличение или уменьшение количество повторений игры или ее отдельных эпизодов.
  • Увеличение или уменьшение общего времени на игру.
  • Удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры.
  • Увеличение или сокращение числа игроков в команде.

Окончание игры: Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий».

Подведение итогов игры

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение.

По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в  младшем возрасте).

Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Во многом игра способствует развитию индивидуальных способностей ребенка, помогает избавиться от некоторых физических недостатков и психологических комплексов. Это особенно заметно при сравнении детей, участвующих в соревнованиях, с теми, кто лишен такой возможности, или же уклоняется от них по собственной инициативе.

  • Возрастная адресованность подвижных игр (составление таблицы).

1 задание. Педагоги заполняют таблицу, внося задачи по каждой возрастной группе в соответствии с программой (раздел «Подвижные игры»). Это позволяет проанализировать и наглядно увидеть усложнение задач от младшего до старшего дошкольного возраста.

2 задание. Каждому педагогу предлагаются 2-3 карточки с названием и описанием подвижной игры. Педагоги определяют возрастную адресованность каждой игры и распределяют по возрастам в соответствии с заполненной таблицей (рекомендуется предложить не широко известные игры).

Практикум – методика руководства подвижной игрой в разных возрастных группах.

Педагоги готовят и проводят поочерёдно с коллегами одну подвижную игру, затем анализируют. Важно, чтобы были проведены игры для каждой возрастной группы.

Подведение итогов семинара-практикума.