Механизмы организации персонифицированного обучения в условиях цифровой образовательной среды школы

Разделы: Администрирование школы

Класс: д/с


На сегодняшний день проектирование и развитие цифровой среды школы является важным показателем инновационного потенциала учреждения и его готовности гибко адаптироваться к вызовам времени. Нельзя отрицать, что цифровизация общества диктует новые методы, формы и технологии реализации образовательных программ. В соответствии с этим, школе необходимо проектировать, создавать и активно развивать цифровую среду учащихся и педагогов, давая возможность всем участникам образовательного процесса значительно расширять арсенал своих образовательных ресурсов и приемов работы, что, разумеется, способствует достижению важный задач: рост качества обучения, формирование универсальных учебных действий учащихся, обеспечение непрерывного профессионального роста педагогов.

Наряду с данными естественными преобразованиями цифровой среды школы, продиктованными обществом, в 2020 году возникла срочная необходимость в полном переходе на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и полном отказе от очного обучения в школах в связи с вынужденной самоизоляцией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией. Данные обстоятельства явились мощным толчком к развитию цифровой среды школы и переходу на принципиально новую форму взаимодействия с учащимися, их родителями, коллегами и администрацией. В данной статье описан опыт развития цифровой образовательной среды педагога и учащихся ГБОУ СОШ №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга от момента ее создания и до перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в апреле 2020 года.

Создание цифровой среды педагога ГБОУ СОШ №531 началось в октябре 2016 года с создания внутреннего сайта образовательного учреждения, системы корпоративных аккаунтов и корпоративной почты, а также структурированных облачных папок на Google диске по различным направлениям учебной, воспитательной и методической работы школы. Параллельно с этим была создана необходимая нормативная документация и часть отчетности была переведена в электронный формат. Демонстрация педагогам возможности оптимизации временных и материальных ресурсов при заполнении электронной отчетности в Google документах и Google таблицах, в ходе сотворчества при подготовке мероприятий и при создании контрольно-измерительных материалов в формате онлайн явилась мощным мотивационным стимулом к переходу педагогов на онлайн формат взаимодействия по решению текущих профессиональных вопросов.

Очевидным был и тот факт, что большинство педагогов оказалось не готово к переходу на такой формат взаимодействия, что требовало оперативного решения. Творческой группой из числа педагогов и администрации школы был предусмотрен ряд мер по совершенствованию уровня ИКТ компетентности педагогического состава. Первым этапом явилось анкетирование на выявление персонального запроса на индивидуальный маршрут совершенствования ИКТ компетентности. По итогам мониторинга были спроектированы три маршрута: направление педагогов на курсы повышения квалификации по соответствующим программам, индивидуальное консультирование педсостава опытными пользователями, проектирование и реализация программы внутрифирменного обучения педагогов сервисам Google.

Обучение по программе внутрифирменного обучения сервисам Google было реализовано в формате практико ориентированного перевернутого обучения с применением технологий проектной деятельности, рефлексии, формирующего оценивания. Данный подход позволил сделать обучение наиболее персонифицированным, ориентированным на личный запрос каждого педагога, позволяющим отследить индивидуальные трудности и прогресс каждого слушателя. По завершении данной программы педагоги не только стали активными пользователями сервисов Google, но также, что особенно важно, начали создавать свои продукты и использовать их в работе с учащимися и родителями. По данному показателю мы можем судить о том, что мотивация развития педагога в цифровой среде напрямую зависит от его навыков использования ИКТ инструментов, соответственно, правильная организация адресной помощи педагогов в решении проблемных вопросов будет эффективным методом содействия профессиональному развитию педагогического коллектива школы.

Наряду с ИКТ компетентностью, по данным мониторингов, многие педагоги регулярно формулируют запрос на профессиональное развитие в поле своих персональных профессиональных дефицитов и интересов. Разумеется, проектирование программ внутрифирменного повышения квалификации для каждого отдельного запроса является сложно реализуемым. Соответственно, было необходимо создать принципиально новый подход к реализации профессионального роста педагога внутри образовательной организации. Так, осенью 2019 года нами была спроектирована модель содействия профессиональному росту педагогов школы, построенная на системе кейсов и механизме методического сопровождения их решения. Были представлены кейсы по различным проблемам профессиональной деятельности и спроектированы уровневые системы заданий к ним. Выбирая определенный уровень решения кейса и конкретную тематику кейса, нами осуществляется персонифицированный подход к содействию профессиональному росту педагогов. Стоит отметить, что методическое сопровождение также проектировалось индивидуально для каждого педагога в соответствии с его профессиональным запросом. Данная модель в настоящее время находится в стадии апробации, но уже на начальном этапе можно судить о высоком интересе педагогов к новому формату повышения профессионализма и мотивации к поиску решения проблемных ситуаций кейсов. Весь процесс выбора, решения и методического сопровождения осуществляется посредством специально созданного сайта и отдельных ИКТ инструментов. используемых на разных этапах работы с кейсами, таких как Google таблица, Google документ, Google Meet и др. Таким образом, данный ресурс является важной составляющей цифровой образовательной среды педагога школы.

В свете необходимости срочного перехода на дистанционное обучение в марте-апреле 2020 года нами (творческой группой) была спроектирована система взаимодействия, что позволило педагогам контактировать удаленно с каждым учащимся, осуществлять адресную помощь при возникновении проблемных вопросов. Каждому учащемуся школы был присвоен персональный Google аккаунт, с помощью которого было легко реализовать общение учащегося с педагогом при сдаче учебных работ, при общении в ходе онлайн урочной деятельности в Zoom и Google Meet, настроен доступ к размещенным педагогом заданиям по ссылкам. Такая система использования персональных аккаунтов обеспечивает не только удобный и быстрой контакт педагога и учащегося и, соответственно, оперативное решение возникающих проблемных вопросов, но и защищает персональные данные учащегося, делает работы ученика недоступными для просмотра никем, кроме самого учащегося и педагога. Несмотря на то, что описание заданий и ссылки на задания размещались на официальном сайте школы в разделе «Дистанционное обучение» в открытом доступе, доступ к собственно заданиям и ресурсам загрузки результатов учащихся были открыты только для внутренних аккаунтов школы, класса или группы. Как показал наш опыт, такой формат взаимодействия участников образовательного процесса показал свою эффективность и успешно интегрировался в цифровую образовательную среду школы, что открывает широкие возможности для его использования в дальнейшем.

В условиях работы в удаленном режиме в период самоизоляции, в связи с невозможностью использовать электронный журнал «Параграф», перед нами встал вопрос осуществления обратной связи по вопросам успеваемости учащихся. С помощью сервиса Google таблицы нами был создан временный электронный журнал, в котором был настроен защищенный доступ к диапазонам ячеек по каждому предмету с целью избежания случайных ошибок при совместной работе педагогов над одним документом. Педагогам было необходимо своевременно вносить отметки учащихся в данный журнал, после чего классным руководителем осуществлялась адресный экспорт данного журнала (точнее некоторых его строк) персонально каждому учащемуся с помощью Gmail сервиса. Стоит отметить, что такое оперативное информирование учащихся о результатах их обучения по предметам сделало процедуру дистанционного обучения более прозрачной и понятной для учащихся и их родителей, а также позволило учащимся скорректировать свою успеваемость, вовремя решая возникающие проблемы напрямую с педагогом.

Очевидно, что правильно организованная рефлексия в процессе перехода на дистанционное взаимодействие в цифровой среде школы является почвой для развития и преобразования цифровой среды, источником новых идей, решений и началом новых проектов. Нами было принято решение проводить регулярные онлайн совещания и педагогические советы посредством сервиса Google Meet, что было реализовано в период с апреля по июнь 2020 года. Данная форма общения и решения профессиональных вопросов показала себя как эффективная, комфортная среда для педагогов. Уровень посещаемости такого рода совещаний значительно вырос. Анализ обратной связи через комментарии в чате показал нам, что такая форма работы обеспечивает большую вовлеченность педагогов в решение текущих проблем. При возвращении к очной форме обучения мы планируем и в дальнейшем применять онлайн совещания и педагогические советы.

Обобщая все выше перечисленное, мы можем утверждать, что в ГБОУ СОШ №531 сформирована цифровая образовательная среда педагога и учащегося, которая в настоящее время активно развивается и обогащается новыми ресурсами и проектами, что свидетельствует об актуальности развитии данного направления и его востребованности в условиях современной парадигмы образования.