"Друг в беде не бросит". Конспект воспитательного занятия в 4-м классе для обучающихся с диагнозом 2-х сторонняя тугоухость, с ЗПР

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: пословицы о дружбе


Цели:

  • Образовательные: закрепить понятия «дружба», «друзья», помочь учащимся осознать, какие человеческие качества важны в дружбе; продолжать учить понимать значение пословиц о дружбе;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную, творческую активность, воображение учащихся;
  • Воспитательные: продолжать воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь, ответственность; формировать представление о значимости дружбы, верности, в жизни человека;
  • Коррекционные: развивать слуховое восприятие, контролировать внятность произношения слов.

Задачи: развитие мышления, памяти, творческих способностей и речи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблицы.

Предварительная работа:

  • чтение рассказа «Два товарища» Л.Н.Толстой.
  • разучивание стихотворение «Верный друг».
  • просмотр мультфильмов о дружбе.

Планируемые результаты.

  • Формулирование собственного мнения.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Самостоятельно мыслить и творчески работать.
  • Формирование у детей способности к самооценке.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход занятия

1. Орг. момент. Психологический настрой

- Какое у вас настроение? (выбрать смайлик, у каждого конверт с 3 смайликами). Ответы детей.

- Какого цвета твое настроение?

- Улыбнитесь друг другу!!!

- Вы готовы слушать?

- Вы готовы думать?

Начинаем наше занятие

2. Постановка целей и задач занятия

3. Работа по теме занятия

Звучит песня «Настоящий друг»

Воспитатель:

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе, друзьях)

- Тема нашего занятия «Друг в беде не бросит»

- Какой рассказ мы читали? (слайд «Два товарища»)

- О ком говорится в рассказе?

- Куда пошли мальчики? (дать имена мальчикам)

- Кого встретили мальчики в лесу?

- Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

- Как повел себя первый мальчик, когда медведь ушел?

- Что спросил он?

- Прочитайте в тексте, как ответил ему товарищ?

- Правильно ли поступил первый мальчик, спрятавшись на дерево?

- Как надо было поступить?

- Можно назвать первого мальчика настоящим товарищем? А другом?

- Останутся ли мальчики друзьями?

- Почувствовал ли первый мальчик свою вину?

- Давайте придумаем новое окончание рассказа?

- Давайте подберём пословицу к рассказу (слайд «Выбери пословицу к рассказу»).

  • Не имей сто рублей, а имей 100 друзей
  • Друг познается в беде
  • Старый друг - лучше новых двух

- Наше занятие продолжается, и мы продолжим разговор о дружбе, настоящих и верных друзьях (на доске таблица «Дружба»).

- Какое прекрасное слово! Давайте вместе скажем это слово.

Произносишь это слово «дружба», и сразу вспоминаешь что? (кого?) (Ответы детей: своего друга, подругу, т.е. тех, с кем тебе интересно общаться, читать книги, играть в новую игру, секретничать, вспомнить интересные мультфильмы)

- Что же такое дружба? (слайд)

Дружба - это…

  • когда интересно вместе быть,
  • когда доверяют друг другу свои тайны, секреты,
  • когда тебя понимают, уважают твои интересы,
  • когда порадуются за твои успехи,
  • когда помогут тебе в трудную минуту

Физминутка

Мы немножко отдохнем.
Дружно встанем и начнем.
Это высоко, а это низко
Это далеко, а это близко
Поднимаем руки вверх.
Опускаем руки вниз.
Наклоняемся вперед,
А потом наклон назад
Наклоняемся мы дружно влево,
А потом все дружно вправо.
Дружно все за парту сядем,
Тихо сядем и начнем.

- Кого мы называем другом, верным другом?

- Давайте послушаем стихотворение «Верный друг» (рассказывают ученики), (слайд «Верный друг») «Верный друг»

Всей душой люблю я друга!
Жить без друга очень туго:
Не с кем поделиться,
Не с кем веселиться.
Душу некому открыть,
Не с кем откровенным быть.
Верный друг - для сердца свет,
Даст мне правильный совет.
Верный друг не подведет-
Он на помощь мне придет!
В горе, радости, беде -
Верный друг со мной везде!

- Каким должен быть друг? (выбор из таблицы)

(добрый, умный, смелый, веселый, отзывчивый, трудолюбивый, желающий добра, верный, честный, жадный, ленивый, злой, обманчивый, завистливый, не оставит в беде, не ссорится по пустякам, защищает друга)

Вывод: - Действительно, верный, настоящий друг никогда не оставит в беде, всегда поможет, не даст в обиду своего друга, искренне порадуется за тебя, твои успехи.

- А сейчас мы поиграем.

Игровое упражнение «Назови друга»

(Дети встают в круг, в руках у воспитателя маленькая мягкая игрушка. Кому воспитатель передает игрушку, тот называет имя своего друга и говорит, почему он с ним дружит.)

Итак, вот мы и узнали, кто с кем у нас дружит.

Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно в классе и во дворе. Человек в течение жизни приобретает друзей, и, к сожалению, теряет друзей из-за различных ситуаций.

Как общаться с друзьями?

- А как вы думаете, какое настроение должно быть у человека, чтобы с кем-нибудь познакомиться, а потом и подружиться? (слайд)

Схемы настроений (слайд)

Задания:

  • зачеркнуть схемы, которые мешают знакомиться с друзьями.
  • раскрасить схему, которая поможет познакомиться и подружиться.
  • назвать, какие чувства испытывают эти человечки.

Вывод: добрая, открытая улыбка всегда помогает, привлекает сердца людей.

- Если вам улыбнулись, и вы подарите в ответ свою улыбку.

- Помните веселую песенку о дружбе, в ней есть замечательные слова. (Валерия читает отрывок).

- Народ о дружбе сложил много пословиц и поговорок.

- Сейчас мы прочитаем некоторые из них (слайд «Пословицы о дружбе»)

  • Дружба что стекло - разобьешь, не склеишь
  • Верный друг дороже денег
  • Нет друга, ищи, а нашел - береги
  • Человек без друзей, что дерево без корней
  • Кто друга в беде бросит, тот сам в беду попадет
  • Друзья познаются в беде.

- Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать некоторые законы. Существует много законов о дружбе, мы прочитаем главные из них (слайд)

Законы дружбы

  • помогай другу в беде
  • умей с другом разделить радость
  • не смейся над недостатками друга
  • останови друга, если он делает что-то плохое
  • не обманывай друга
  • не предавай друга
  • относись к другу, как к себе
  • умей признать свои ошибки и извиниться

- Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Дружат не только дети и взрослые, но и герои наших любимых сказок, мультфильмов тоже дружат. Давайте вспомним.

(слайд «Кто с кем дружит?»)

- Наш разговор о дружбе, друзьях подходит к концу. Я хочу, чтобы все вы дружили, чтобы у вас были настоящие, верные друзья, чтобы вы с ними не расставались. Давайте улыбнемся друг другу, ведь все мы с вами в классе – друзья, и в нашем классе живет «дружба»?

4. Рефлексия

  • Вам понравилось занятие?
  • А какое у вас сейчас настроение?
  • Почему без дружбы нельзя жить?

Слайд

Так давайте, давайте дружить!

Если дружбой всегда дорожить, то любое ваше желание исполнится!

И друзья будут с вами всегда!!!

А вы знаете, что 9 июня Международный день друзей?

Международный день дружбы отмечают в первое воскресенье августа. В этот день друзья поздравляют друг друга с праздником, желают здоровья, удачи и дарят … подарки.

Литература

  1. Журнал «Досуг в школе» №11 2008г.
  2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Общество хороших манер», Волгоград: Учитель 2009г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия», М: ВАКО, 2010г.
  4. Г.П. Попова «Классные часы», Волгоград: Учитель, 2012г.
  5. Интернет ресурсы.