Методической разработка урока музыки в 6-м классе. Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» – «Весна и Осень»

Разделы: Музыка

Класс: 6

Ключевые слова: духовые инструменты, «Метель», движение мелодии, спокойный темп


Метод эмоциональных контрастов (прием сравнения).

- Что такое иллюстрация?

Рисунок к тексту.

- А как бы вы объяснили, что такое музыкальная иллюстрация?

Картина к тексту музыкальными средствами.

- Что общего между художественной и музыкальной иллюстрацией, а в чем отличие?

Используются разные средства (краски, звуки).

- Послушаем музыкальную иллюстрацию и попробуем представить, что же нарисовал звуками композитор Г.Свиридов? Сколько образов вы услышите?

Слушаем целиком.

- Сколько услышали образов? (2)

- Ваше воображение нарисовало похожие образы или разные?

Разные

- Чем они отличаются? (Разное настроение, динамика)

- Может быть, есть и что-то общее? (Движение мелодии, спокойный темп)

- Какую картину вы представили? (Картину природы)

- Послушайте, пожалуйста, первую зарисовку. Проследите за ее изобразительными моментами.

Слушание «Весна».

- Какое звукоподражание вы услышали? На что похожи эти звуки?

Птички, ручьи, солнечный свет, прозрачный воздух

- Как вы думаете, это городской или сельский пейзаж? (Сельский)

- Почему вы так решили? (Нет городских звуков, шума, суеты)

- Какими музыкальными средствами создан пейзаж? (Тембры духовых инструментов – звуки пастушьих рожков; спокойный темп, плавная мелодия – безмятежные просторы; звучание скрипки, увеличение динамики – как солнечные лучи; триоли, высокий регистр – птичий щебет)

- В какое время года мы наблюдаем такую картину? (Весна – пробуждения природы)

- Послушайте еще одну зарисовку. Сравните с первым фрагментом.

Прослушивание «Осень».

- Какие образы подсказало вам ваше воображение на этот раз?

Ветер, листья опадают, деревья качаются, дождик, пасмурно.

Когда это происходит? (Осень – увядание природы)

- Как музыка вам это подсказала? Спокойный темп, печальная мелодия, тихая динамика

- Давайте найдем сходство и отличия этих фрагментов.

Отличия

Сходство

Природа пробуждается – мажор, увядание природы – минор;

щебет птиц – украшения, форшлаги;

пасмурная погода – ровный ритм, ведущая мелодия у флейты – прозрачность воздуха, песня ветра – скрипка солирует;

солнечный свет – громче динамика, подвижней темп, пасмурная погода – динамика тише, темп медленнее

Мелодия очень похожа, движется так же, нет резких скачков, смены регистров и динамики, равные по протяженности эпизоды.

О чем это говорит?

Одна местность в разное время года. Гармония природы в любое время года.

- Вы знаете, иллюстрируя произведения, и художники, и композиторы стараются передать не только внешнюю картину, но и внутреннее состояние героев.

- Давайте проследим за выразительностью первого фрагмента. Какие чувства у Вас возникают? (Радость, надежда, трепет)

Прослушивание «Весна».

- Как Вы думаете, какие музыкальные средства помогают композитору передать такие чувства в музыке? (Мажор, тремоло, флейта, увеличение динамики, звучание скрипки – уверенный взгляд в будущее)

- Похоже на ваши чувства весной? Почему у вас весной возникает ощущение радости, трепета, надежды? (Чаще солнце светит, набухают почки, распускаются первые листочки – красиво, любование природой)

- Главная героиня повести, Марья Гавриловна, как вы думаете, какая она? (Молодая девушка, которая смотрит в будущее с радостью и надеждой. Она влюблена и счастлива)

- А теперь вспомните, что происходит с Вами, в Вашей душе, когда реже светит солнце, чаще моросит дождик, все короче становятся дни?

- Послушайте и подумайте, как меняется характер музыки и почему?

Прослушивание «Осень».

- Что вы почувствовали? (Грусть, печаль, разочарование, одиночество -минор, медленный темп; скрипка как человеческий голос; тихая динамика – душевный разговор о личном)

- Испытывали Вы такие чувства? Из-за чего?

Марья Гавриловна расстается с любимым, с которым хотела связать свою жизнь; он погибает на войне, а она случайным образом венчается с незнакомцем, который тут же покидает напуганную невесту зимней ночью в метель и непогоду. Проходит весна и осень. Что же чувствует Марья Гавриловна?

- Сравните выразительные образы Весны и Осени.

- Какими музыкальными средствами сумел композитор выразить человеческие чувства? (Мажор и минор – радость и грусть, флейта – надежда и трепет, скрипка – воспоминание, личные переживания. Сходство (рисунок мелодии, протяженность по времени, ровный ритмический рисунок, нет резких скачков, резкой смены динамики и регистров)

Итог.

- Две музыкальных зарисовки, как два состояния души человека.

Марья Гавриловна жила в деревне, поэтому композитор показал сельский пейзаж в разное время года. Композитор не только нарисовал картины природы, но и следовал за изменением чувств героини.

Человек не может только грустить или все время радоваться.

Жизнь не стоит на месте, этим она прекрасна. Как происходит смена времен года, так и меняются человеческие чувства.

Основные идеи.

Развитие умения прислушиваться к своим чувствам.

Осознание возможности получать удовольствие от созерцания природы.

Способствование осознанию ценности каждого момента жизни.