Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога для детей раннего возраста Образовательная область «Познание» «Домашние животные и их детеныши».

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, коррекционная работа, познавательная активность


Аннотация: Дети раннего возраста нуждаются в специальной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется кругозор ребенка, но и мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Занятие познавательно-речевое по закреплению знаний о домашних животных, их детенышей с детьми от 2 до 3 лет.

Цель: закрепление знания детей о понятии «домашние животные и их детеныши»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением " домашние животные и их детеныши»;
  • развивать инициативную речь, помогать отвечать детям на вопросы: «Кто, что делает? Кто так кричит?»
  • продолжать упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, развивать артикуляционный и голосовой аппарат.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и активизировать словарный запас детей по теме «домашние животные и их детеныши» (корова, теленок, кошка, котенок, собака, щенок, лошадь, жеребенок).
  • развивать зрительно-пространственную функцию;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • учить в зависимости от ситуации пользоваться речью;
  • обучение пониманию предложений;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным и их детенышам, к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться, интерес к занятию, воспитывать у детей добрые отношения к животным, проявлять желание заботится о них.

Методические приёмы:

  • Словесные – беседа, вопросы, объяснение.
  • Наглядные – рассматривание картинок, игрушек.
  • Практические – действия с дидактическим материалом.
  • Игровые – проведение игр «Котик», «Отгадай по звуку», загадки.

Индивидуальная работа: тренировать в правильном и чётком «звукоподражании».

Словарная работа: правильно называть детёнышей животных (телёнок, козлёнок, жеребёнок, котёнок, щенок).

Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок с домашними животными, проведение игр.

Оборудование: магнитная доска, стульчики по количеству детей, сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки, овцы, свиньи и их детёнышей, музыкальное сопровождение (звуки домашних животных), игрушки домашних животных демонстрационные.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ!
Здравствуйте, наши гости!
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент

Дефектолог: Я принесла с собой волшебный сундучок.

Вот волшебный сундучок
Вам, ребята, он – дружок.
Очень хочется узнать,
Как вы любите играть!
Садитесь на свои места. Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

В сундучке спрятались чудесные животные! Но они не выйдут из сундучка, пока мы не отгадаем про них загадки.

Основная часть

1. Загадки

Задача у нас непростая! Давайте отгадаем загадки, и узнаем, про кого же идет речь?

  • Мордочка усатая, гладишь – ласкается,
  • Дразнишь – кусается, на цепи сидит, дом сторожит. (Это собака). Как она кричит? Гав – Собака лает.
  • Шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Это кошка) Как она кричит? Мяу – Кошка мяукает.
  • Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. (Это лошадь) Как она кричит? Иго-го – Лошадь ржет.
  • Голодная мычит, сытая жует, всем людям молоко дает. (Это корова). Как она кричит? Му – Корова мычит.

На стол выставляются игрушки – домашние животные. Дефектолог: Как всех этих животных можно назвать, одним словом?

Дети: Это домашние животные.

Дефектолог: Почему они так называются?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят пользу, а человек за ними ухаживает. Они наши верные друзья.

2. «Угадай по голосу»

Дефектолог: Вы хорошо знаете загадки про животных, а теперь попробуем отгадать их по голосу. Дети слышат звукоподражания животных, находят картинку того животного, чей голос услышали.

3. Физкультминутка «Котик»

Котик лапкой умывается (гладят щеки)
Видно в гости собирается.
Вымыл носик (трут ладонью носик)
Вымыл ротик (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо (поглаживает одно ухо, затем другое).
Вытер сухо (потерли ушки)
Котик лапкой умывается (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается. (ходьба на месте)

4. «Мамы и их детеныши»

Дефектолог: Ребята, а у наших животных есть детёныши. У большой кошки - маленький котёнок. У большой собаки - маленький щенок. У большой лошади - маленький жеребенок. У большой коровы - маленький телёнок. Дети показывают детенышей животных.

Дефектолог: Ребята, а как будут разговаривать наши животные со своими детёнышами?

– Как будет звать к себе кошка своего котенка?

– Мяу-мяу (громко, тихо).

– А как будет звать к себе лошадь своего жеребенка?

– Иго-го (громко, тихо).

– А как будет звать к себе собака своего щенка?

– Гав-гав (громко, тихо).

– А как будет звать к себе корова своего теленка?

– Му-му (громко, тихо).

Дефектолог: Как и все детки – детёныши тоже маленькие, любят играть, иногда даже не слушаются взрослых. Так получилось и с нашими детёнышами. Убежали они на полянку играть, играли, играли, и совсем забыли, что им пора домой. А их родители уже ищут их, зовут повсюду, надо помочь родителям найти свои детенышей.

Посмотрите, на стол там лежат карточки. Возьмите по одной карточке, найдите детёныша, и отведите скорее к маме, чтобы мама не волновалась (карточки-схемы с изображением домашних животных, отдельные картинки их детёнышей, нужно поставить их на полоску рядом с мамой).

Дефектолог: Просмотрите, ребята, все животные очень рады, что вы помогли им найти своих детенышей.

Итог

Дефектолог: Итак, ребята, о каких животных мы с вами беседовали? Как называются их детёныши? Ребята, вам понравилось занятие? И мне сегодня понравилось с вами заниматься, вы были внимательные, хорошо отвечали на вопросы. Кому понравилось сегодня заниматься – похлопайте в ладоши. Молодцы!

А СЕЙЧАС подойдите ко мне.

Мы похлопаем в ладоши.
Раз! Два! Три!
Мы попрыгаем немножко.
Раз! Два! Три!
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе ты и я,
Потому что мы друзья.
Спасибо вам дети за старание
А вам гости «До свидания!»

Литература:

  1. Борисенко М.Г. – Н.А. Лукина Слышать и слушать, Начинаем говорить//И.: Паритет, 2002.
  2. Закрепская О.В. Развивайся, малыш!// М.: Гном, 2016.
  3. Павлова Л.Н. Раннее детство – развитие речи и мышления //М: Мозаика-синтез, 2000.
  4. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»//И.: Владос, 2018.
  5. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2–3 лет //М.: Гном, 2018.