Ролевая игра "Земноморье"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10, 11


Данная разработка будет интересна для педагогов-организаторов воспитательной работы. Наиболее оптимальным условием проведения мероприятия является выезд школьников в загородный лагерь, но оно может быть проведено и в здании школы с использованием школьной площадки. Игра предназначена для детей 8-11 классов.

Продолжительность игры - 3 часа.

Количество участников - 200–250 человек.

Цель игры

Задачи:

  • создание условий для творческой самореализации детей;
  • формирование умения работать в команде;
  • сплочение детского коллектива через участие в совместной творческой деятельности.

Роли:

  • Король и Королева Земноморья
  • Министр-распорядитель Бала Стражи Земноморья
  • Маги
  • Друиды
  • Амазонки
  • Лепреконы
  • Эфемеры
  • Вампиры
  • Шаманы
  • Рыцари
  • Гномы
  • Оборотни
  • Эльфы и др.

Идея игры: «У нас, в Земноморье, живут в мире и взаимопонимании все люди, а также другие существа. Научись и ты жить в мире с окружающими.»

План игры:

1. Предварительная подготовка

В ходе подготовки руководители творческих групп разрабатывают сценарии работы своих групп, квесты, готовят реквизит, декорации, костюмы, грим.

2. Общий сбор (5-10 минут)

Участников знакомят с легендой и правилами игры.

Текст Легенды.

Сегодня произойдёт уникальное событие. На 3 часа наш лагерь окажется в пространственно-временном континууме другого мира. Все участники лагеря пройдут через портал и на 3 часа станут жителями страны.

Земноморье. В этой стране живут не только люди, но и разные другие существа: эльфы, вампиры, оборотни, лепреконы, гномы и эфемеры, то есть привидения. И никто из вас, до момента вхождения в портал, не будет знать, кем он станет в Земноморье: человеком или другим существом. Войдя в портал, вы получите тайное послание и должны следовать ему.

Итак, сейчас вы отправитесь в свой Дом навстречу судьбе. Время «Х» уже близится!

3. Работа в отрядах. (20-25 минут)

Вожатые, в продолжение легенды, раздают всем членам отряда заранее заготовленные «послания». Участники далее следуют инструкциям и отправляются к месту сбора своей ролевой группы. (Таким образом, все отряды смешиваются).

Вожатые помогают участникам в выполнении первого задания: самостоятельно изготовить элементы костюма, необходимого для роли, и нанести грим.

Образцы «посланий».

Ну что ж, дружище, придётся признать этот факт: ты - Вампир.

Некогда лить слёзы, тем более, что Вампиры не плачут. Лучше подумай о том, чтобы выглядеть достойно, стильно и красиво, как и положено настоящему Вампиру.

Надень чёрную одежду. Лицо надо загримировать. Ты сам знаешь, как. Подумай, как выделить зубы.

А теперь тебе надо следовать во Дворец Вампиров (указывается место). Не забудь, войдя, пошипеть и показать зубы. Удачи тебе!

И не вздумай укусить кого-нибудь без разрешения главного Вампира!

Дорогая! Тебе несказанно повезло! Ты стала Амазонкой! Посмотри на себя в зеркало: ты красивая, смелая и независимая! Надо только правильно одеться. Купальник и парео - это то, что надо. Яркий макияж будет вполне уместен. И надень побольше бижутерии.

А теперь иди искать своих сестёр. Лагерь Амазонок находится (указывается место.) Думается, ты сразу их узнаешь. Подумай об оружии. Тебе понадобится лук и хотя бы одна стрела. Запомни: боевой клич Амазонок: «Хэй!»

Это неправда, что все Гномы маленького роста. Некоторые очень даже высокие. Акселерация добралась и в Земноморье. А главное, Гномы очень умные, разбираются в технике и знают много тайн. У них отличное чувство юмора. За это их очень любят девушки. Например, Белоснежка.

Однако, хватит бездельничать. Быстро смастери себе колпачок, полосатые носки, накладной нос, надень короткие штанишки – и бегом на поиски Белоснежки. Кстати, её недавно видели(указывается место).

Ой, вот только не надо сразу щёлкать зубами! Ну, да, ты Оборотень.

Но это не конец света. Всё будет нормально! Оборотни очень спортивные ребята. Они мачо. Они брутальные. Так что не теряй времени, срочно найди какую-нибудь шкуру, длинный парик, подгримируйся под волка и отправляйся в Логово Оборотней (указывается место).

Чтобы тебя самого раньше времени не погрызли и не покусали, используй призыв: «У-у-у!»

Твоё тело стало прозрачным и невесомым…
Твои шаги легки…
Твой голос похож на шёпот…

В общем, ты уже, наверное, понимаешь, что стал Эфемером. А, проще говоря, Привидением. Ты сможешь проходить сквозь стены… Если, конечно, двери будут не заперты.

Ну, ладно. Шутки в сторону. Дел у тебя выше крыши. Кстати, не вздумай по крышам лазить. В Земноморье порядочные Привидения порхают по земле.

Одёжку тебе надо срочно пошить. Белый балахон. Как у всех гламурных Привидений. И лети в Замок с Привидениями. Он находится(указывается место). Удачного полёта!..

Добро пожаловать в дружную семью Лепреконов!

Тебе несказанно повезло! Скоро ты станешь обладателем горшочка с золотом! Да, да! Ты что, забыл? У каждого Лепрекона есть своё горшок с золотом. Потому что Лепреконы - это волшебники. Они имеют власть над золотом. Но даётся это умение не сразу. Сначала надо поучиться у старых и опытных Лепреконов в специальной школе. Ха-ха! А ты думал, что тебе так сразу золото и дадут?!

Так что… давай, дуй в школу! Форму не забудь! Ага. У них тоже есть форма: вся одежда зелёная и ещё зелёная шляпа. По этой форме ты сразу найдёшь свою школу.

Ой, какие мы экологические!.. Ой, какие мы магические!..

Догадался что ли? Ну, конечно, ты – Друид! Слава Богу, что человек? Это да… Но жизнь Друида не такая уж лёгкая. А экзамены в друидской школе потруднее ваших ЕГЭ. Потому что тут не «двойками» наказывают, а чем похуже… Чем? А вот превратят в дуб! И будешь сто лет стоять дуб-дубом! Ну, ладно, не бойся. Ты же не будешь лениться, а быстро оденешь плащ друида и украсишь его растениями. Искусственными!!! Живые растения не рви! Друиды природу берегут.

А теперь найди сухую веточку, возьми её в руки и отправляйся искать своих. Да по траве не ходи!

Абракадабра! Сим-сим, откройся! Эспелярмус! Да-да! Ты - он самый и есть: колдун, волшебник, чародей… Короче, Маг!

Только не вздумай теперь называть неволшебников маглами. В Земноморье это не принято. Лучше оденься, как подобает Магу: плащ, капюшон, колпак со звёздами и, главное, изготовь для себя Волшебную Палочку. Она должна быть красивой. Чем красивее Волшебная Палочка, тем она будет сильнее. Желательно взять с собой Сову, Кошку или Жабу. Как будешь готов, беги на аллею 9и 3\4.

Посмотри на себя! Как ты выглядишь?! Что это за одежда?! Почему лицо не грязное? Ну-ка, прими нормальный шаманский облик!

Да! Ты Шаман! И должен этим гордиться! Шаманы помогают людям, повелевают животными и управляют стихиями! Но не сразу. А после того, как выучат штук сто заклинаний и обрядов. Скорее одевайся, разрисовывай лицо, изготовь парочку амулетов и не забудь про главный атрибут Шамана – Бубен. К нему нужна ещё Палка, она же Посох Шамана.

Ну а потом ищи Главного Шамана. Звуки его Бубна приведут тебя…

Ты благороден и смел. Ты романтик и альтруист. Ты - Рыцарь.

А где твои доспехи? Где оружие? Где твой Конь? Как это нет?

Рыцарь не может ходить голый и пешком!

Срочно беги в ружейную мастерскую Рыцарского Замка. Она расположена (указывается место). Кстати, конюшня находится рядом с мастерской. Но сначала придумай себе красивое рыцарское имя и рыцарский девиз. А то с тобой никто и разговаривать в Замке не будет.

4. Работа в творческих группах. (1 час)

Здесь реализуется основная идея игры: «У нас, в Земноморье, живут в мире и взаимопонимании все люди, а также другие существа». Каждый участник проходит обряд «посвящения», выполняя различные квесты, участвует в выработке заповедей и законов ролевой группы, в которых и закладывается идея толерантного отношения ко всем жителям Земноморья. Каждая группа готовит выступление-презентацию для Бала.


5. Финал игры: Бал у Короля и Королевы Земноморья. (1час 30 минут)

Открывая бал, Король и Королева ещё раз озвучивают основную идею игры, так как именно Бал служит доказательством её реализации. Здесь мы воочию видим, что в Земноморье, живут в мире и взаимопонимании все люди, а также другие существа.

На Балу каждая творческая группа показывает заранее подготовленный концертный номер, выражая свои характерные особенности. Группы стараются сделать свои выступления максимально интерактивными.

Шаманы показывают пантомиму, имитирующую вызов Духа Огня и раздают амулеты.

Эфемеры поют и танцуют и в это время опутывают сидящих нитками, заставляя выйти в круг и присоединиться к флешмобу.

Оборотни танцуют, затем нападают на зрителей и приводят «пленных» в круг для флешмоба.

Гномы устраивают среди зрителей переполох: щиплют, щекочут, обыскивают, лезут через головы сидящих, сгоняют их с мест и т.д. Они, якобы, пытаются найти пропавшую Белоснежку. Потом они начинают предлагать всем, так называемые, «драгоценные камни» (леденцовые конфеты) в качестве выкупа за Белоснежку. Наконец, Белоснежка появляется. Она просто была занята. Репетировала новую песню. Белоснежка строит зрителей для игры в «Ручеёк» и во время игры поёт песню.

Вампиры сначала пугают зрителей, но заканчивают выступление современным танцем.

Рыцари демонстрируют элементы рыцарского турнира и приглашают зрителей принять участие в каком-нибудь рыцарском конкурсе.

Друиды проводят обряд поклонения деревьям и просят зрителей на местах помочь им и выполнить какие-либо движения-пассы.

Маги показывают фокусы и трюки.

Лепреконы шутят на тему денег и богатства и раздают символические монетки – «золото Лепреконов».

Амазонки демонстрируют умение стрелять из лука и танцуют спортивный танец.

Эльфы выкрикивают заклинания на «эльфийском» языке, разговаривают с духами и затем объявляют, что всех обитателей Земноморья ждёт счастье и процветание, если они сумеют навсегда сохранить это замечательное умение: Жить в Мире.

В завершение Бала все участники встают в общий круг. Зажигается Священный Костёр Мира и исполняется общая песня. (Например, песня «Миллион голосов» в исп. П.Гагариной).

В заключительном слове Король говорит, что скоро все участники опять вернутся в свой мир и принесут в него эту замечательную идею толерантности, которую они почерпнули у жителей Земноморья.

Праздник продолжают дискотека и фейерверк.

Методические комментарии.

В ролевых играх не бывает жёсткого сценария, ведь весь смысл «ролёвок» в творчестве и импровизации. Мы также не даём здесь подробного описания квестов, так как процесс их разработки - важная часть самой игры. Мы хотим обратить Ваше внимание на то, как мы реализуем в этой игре идею толерантности.

Урок №1. Эта игра-«миксер». В самом начале мы извлекаем ребёнка из привычной для него группы и вынуждаем стать «своим среди чужих». Он должен адаптироваться в новой группе, принять её нравственные ценности, пусть даже это ценности шуточные, театрализованные. Мало того, теперь он должен выступать от имени этой группы и защищать эти ценности. Ему предстоит осознать, что различия между людьми образуются по объективным причинам, иногда помимо их воли, и задача человека найти приемлемые для себя ориентиры и научиться взаимодействовать с разными людьми.

Урок №2. На Балу у Короля и Королевы ребёнок видит другие группы, каждая из которых представляет собственную творческую концепцию. И это происходит в интерактивном взаимодействии, в позитивной обстановке, исключающей соперничество. Мы здесь не соревнуемся, не присуждаем места за лучшие выступления, а все вместе создаём красивый праздник.

Мы не стараемся сгладить различия групп, а, наоборот, подчеркиваем их разность и право на индивидуальность.

Урок №3. Обсуждая с детьми итоги игры, подводим их к мысли, что Бал получился таким ярким именно потому, что выступления гостей были разными, и делаем вывод о том, что жить в пёстром и разнообразном мире гораздо интереснее, чем в сером и одноликом.

Спрашиваем у ребёнка, трудно ли ему было взаимодействовать с «другими» и самому стать «другим». Говорим о том, что в реальной жизни, конечно, принимать «других» гораздо труднее. Но ведь у него теперь есть маленький опыт, как это сделать.

Урок №4. (Для педагогов). Мы должны сами проникнуться идеей толерантности, быть уверенными в том, что в настоящее время это очень актуально. В качестве аргументов – два тезиса.

I. По утверждению канадского учёного, философа и теоретика электронных средств массовой коммуникации Маршалла Маклюэна, человечество живёт сейчас в «глобальной деревне» - настолько размер нашего мира уменьшился в результате появления новых технологий коммуникации.

Конечно, различия между людьми будут существовать всегда. И мы должны научиться ладить и со своими «домочадцами», и с «соседями по деревне». Нравится нам это - или нет.

II. В международной декларации «Хартия Земли» (2000г.) говорится: «Мир становится все более взаимозависимым и хрупким. Мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой.»