Методические особенности использования УМК «Сферы. Физика» на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя физики по УМК)

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: физика


Наша школа является городской инновационной площадкой «УМК нового поколения школе 21 века» с 2010 года. В настоящее время, используя УМК, изучаются предметы география, физика, астрономия, биология, история, математика.

Свою работу по внедрению УМК «Сферы» в учебный процесс я проводила по следующему плану:

  1. Знакомство с учебной линией УМК, содержание, структура, приложения.
  2. Изучение методических рекомендаций разработчиков программных продуктов.
  3. Изучение инновационного опыта по данной теме.
  4. Работа, адаптирование программы и учебно – тематического планирования.
  5. Отбор и систематизация материала, который будет использоваться в учебно – воспитательной деятельности.
  6. Создание интерактивных и мультимедийных учебных пособий.

В настоящее время завершенная предметная линия УМК «Сферы» по физике (Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 7-9 классы) соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и предназначена для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

Для меня, как учителя основным инструментом по формированию необходимых предметных знаний, умений и навыков был и остаётся УМК. УМК должен удовлетворять требованиям учеников с разными способностями, соответствовать современному уровню подачи и содержания информации, побуждать учеников к самостоятельной деятельности по освоению материала. Используя данную предметную линию, работать учителю гораздо легче, так как в состав УМК «Сферы» входят:
- рабочие программы,
- учебник,
- электронное приложение к учебнику (CD),
- тетрадь-тренажер,
- тетрадь-практикум,
- тетрадь-экзаменатор,
- задачник,
- поурочное тематическое планирование,
- методические рекомендации (с указанием ресурсов интернет).

Подача материала и система заданий в УМК обеспечивают учёт возрастных интересов, индивидуальных особенностей и реальных возможностей учащихся. Это даёт возможность оптимально реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Наибольшую проблему для учителя составляет перестройка не только методики проведения урока, но и своего отношения к образовательному процессу.

Каким образом можно индивидуализировать процесс обучения, сформировать определённые УУД и дать предметные знания за ограниченное время урока для 30 учеников? Это достигается через различные способы деятельности учащихся по получению предметных знаний.

Содержание УМК «Сферы» является принципиально избыточным для достижения этих результатов обучения и отработки УУД. Информационное наполнение учебников, содержание дидактических единиц комплекта (тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачника, тетради-экзаменатора) позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности. Электронные приложения к учебникам направлены на приобретение новых знаний и отработку учебных действий с применением новых образовательных технологий.

Рассмотрю некоторые дидактические единицы УМК по физике «Сферы».

1. Учебник.

  • Оригинальная задумка фиксированного формата позволяет ученикам сконцентрироваться на материале данного параграфа. Очень разнообразный иллюстративный материал.
  • Изучая материал учебников, учащийся знакомится с интересными историческими фактами из биографии учёных. В каждом из учебников содержится раздел «Имена в истории физики», в котором показан вклад учёных в развитие научной мысли.
  • В учебниках представлено большое количество материалов, позволяющих продемонстрировать место и роль изобретений в истории человеческого общества, что позволяет установить взаимосвязи между процессом и результатом обучения.
  • В УМК «Сферы» по физике заложен достаточный потенциал и для профессиональной ориентации школьников. В учебниках демонстрируются современные технические устройства и принципы их работы. Описания подкреплены интерактивными моделями в электронных приложениях.
  • Оформление параграфов напрямую отражает предстоящую деятельность учащихся, так как содержит рубрики «Внимание», «Вы узнаете», «Демонстрационный опыт», «Мои физические исследования» и так далее.

Таким образом, учителю предоставляется возможность организации активного поиска знаний самими учащимися.

  • Выполняя задания рубрики «Мои физические исследования», учащийся самостоятельно приобретает новые знания, планирует ход исследования, учится выбирать пути достижения поставленной цели.
  • В конце каждого параграфа учебника содержатся вопросы для самоконтроля, работа с которыми может организовываться как рефлексия учебных достижений учащихся.
  • Электронный вариант учебника содержит гиперссылки, поэтому можно осуществлять отбор медиаобъектов по теме урока.
  • Иллюстративный материал, сопровождающий текст учебников, сам является источником визуальной информации, которую необходимо проанализировать и интерпретировать.
  • В конце каждой темы приводятся ссылки на дополнительную литературу и интернет-ресурсы, работая с которыми учащийся приобретает опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

2. Тетрадь-тренажер.

В тетрадях-тренажёрах выделены следующие типы работ по видам деятельности:

  • «Работаем с текстом» — обучает анализировать текстовую учебную информацию, делать выводы, получать физические знания не только из учебников, но и из научных статей, справочной литературы и научных произведений;
  •  «Смотрим и думаем» — заставляет задуматься над тем, что нас окружает, анализируя визуальную информацию;
  • «Считаем и сравниваем» — помогает учиться анализировать статистическую и цифровую информацию.

Около каждого задания расположены от одного до трёх шариков, соответствующих уровню сложности задания. После выполнения работы необходимо самостоятельно подсчитать количество шариков (баллов) по каждому виду заданий и сравнить результат с максимально возможным, записав его в специальных ячейках рубрики «Подведём итоги».

Таким образом, учащийся производит оценку своей учебной деятельности и осознаёт уровень усвоения знаний.

3. Тетрадь-практикум.

  • В тетрадях-практикумах кроме стандартных лабораторных работ, которые почти всегда сопровождаются дополнительными заданиями, также представлены работы, целью которых является формирование навыков подбора информации на заданную тему, её интерпретации и представления, составление презентации на заданную тему и демонстрация результатов работы.
  • Каждая лабораторная работа начинается с формулировки её цели и списка необходимого оборудования и материалов, помогающая учащемуся осознать цель предстоящей работы и спланировать пути её достижения.
  • Ряд практических работ, содержащихся в тетради-практикуме, интерактивных моделей в электронных приложениях к учебникам связаны с развитием коммуникативных компетенций учащихся, умения взаимодействовать в коллективе, решать общие (поставленные перед группой) задачи, оценивать свой вклад и место индивидуальных результатов, обобщать и интерпретировать действия группы.

4. Задачник.

В задачнике представлены задачи разного типа и уровня сложности. Это расчетные задачи, без умения решать которых невозможно полноценное знание физики, и задачи, направленные на развитие теоретического мышления. Ведь умение анализировать и делать теоретические выводы на основе знаний – один из важных навыков юного исследователя, который пригодится ребенку в повседневной жизни.

По уровню сложности задачи традиционно разделены на три типа, так что каждый ученик в классе может выбирать свою «любимую» задачу.

Используя задачник, учитель может сформировать и отработать у обучающихся навыки решения задач по всем темам, изучаемым в курсе физики.

5. Электронное приложение к учебнику.

Электронные приложения к учебникам содержат обширную медиатеку. Обучащийся имеет возможность самостоятельно планировать порядок изучения медиаобъектов, выбирать из общего числа объектов необходимые именно ему для получения новых знаний.

  • В разделах «Экзаменатор» электронных приложений содержатся тестовые задания к каждому уроку, выполнение которых возможно в двух режимах: «Тренажёр» и «Контроль».
  • Регулятивные УУД поможет сформировать и интерактивный задачник, содержащийся в электронном приложении. В интерактивном режиме учащийся имеет возможность решать задачи, записывая условия и результаты промежуточных вычислений. Таким образом, формируются универсальные учебные действия самоконтроля и самооценки результатов обучения.
  • Практикум, содержащийся в электронном приложении, позволяет проводить как самоподготовку к выполнению реального эксперимента, так и сравнивать результаты, полученные при проведении реального и виртуального экспериментов. В конце каждого этапа выполнения интерактивной лабораторной работы происходит проверка полученных значений физических величин, сопровождающаяся разбором неправильных ответов.

Электронные приложения к учебникам представляют собой многофункциональное программное обеспечение, содержащее медиаресурсы различного типа и назначения.

Работа с электронным приложением позволяет научиться методам информационного поиска для решения познавательных задач.

Такие наглядные учебные пособия  обеспечивают наглядно-образное восприятие учебного материла с помощью ЭП и способствуют максимальному усвоению объема учебной информации, приобретению умений реализации их в практической деятельности.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, содержащиеся в рубрике учебников «Вопросы для обсуждения», могут быть вовлечены в  организацию научной дискуссии на определённую тему, что способствует формированию умений вести научный спор, аргументировать свою точку зрения.

Комбинируя деятельность учащихся с дидактическими единицами УМК «Сферы» по физике, опытный учитель формирует навыки выполнения УУД и работы в информационно-образовательной среде. Овладение УУД позволяет обучащемуся самостоятельно получать новые знания, умения и компетенции.

Используя в своей работе данный комплекс, можно выделить следующие отличительные особенности линии УМК:

  • линия рассчитана на любой уровень технического оснащения общеобразовательного  процесса – от наличия классной доски до компьютера на каждом рабочем месте ученика;
  • не требует дополнительных учебных пособий, при этом дает огромные возможности для дифференциации и индивидуализации обучения;
  • присутствие навигационной системы, которая позволяет осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими способностями современных школьников;
  • дает возможность учителю выйти на качественно другой уровень обучения и образования детей;
  • практическая направленность, способствующая использованию научных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
  • наличие системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Могу выделить следующие преимущества данного УМК:

  • открытость, нет содержательных и  технических ограничений;
  • использование данного УМК, оснащенного ЭОР, облегчает подготовку к уроку и позволяет оперативно создавать авторские дидактические материалы к уроку, позволяет применять различные формы работы на уроке, стили обучения;
  • использование электронного приложения позволяет значительно расширить информацию тестовую и визуальную и научиться применять ее при подготовке творческих работ;
  • использование тренажера способствует активизации процесса обучения и результативности работы обучающихся;
  • четкая функциональная направленность, возможность комплексного применения дидактических образовательных ресурсов с последующими изменениями и дополнениями;
  • предполагает простор в использовании разнообразных методик  и новых педагогических технологий; позволяет дифференцировать процесс обучения;
  • усиливает подачу материала и практическую направленность, содержит опорные схемы, таблицы, типовые задания ЕГЭ, зачетные тесты;
  • позволяет работать с различными современными образовательными ресурсами широкого спектра: текстами и объектами, аудио и видеозаписями, анимацией, веб-камерой и т.д;
  • предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
  • делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
  • дают стабильно позитивный настрой учащихся на уроках физики и, увеличивают мотивацию обучающихся.

При работе с УМК «Сферы» мною также выявлены некоторые сложности в процессе организации учебной деятельности по предмету.

  • В тетради-тренажере задания к материалу одного параграфа разбросаны по разным страницам. Для организации работы обучащихся целесообразней было бы подобрать задания в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках.
  • На тетрадях не предусмотрено место для записи фамилии на обложке. Она имеет темный фон и ламинированную поверхность. Поэтому тетради подписываются изнутри. Тетради практикум и экзаменатор хранятся в классе и выдаются учащимся во время урока. Это создает дополнительную потерю времени.
  • В силу избыточности содержания УМК тетради-тренажеры и практикумы используются не полностью (хотя это больше преимущество, чем недостаток).

Также хорошей отличительной особенностью УМК, является наличие конструктора уроков. Качественная разработка, призванная помочь учителю в организации работы по подготовке к урокам и систематизации накопленных методических материалов. При использовании конструктора уроков, учитель имеет возможность творчески подходить к организации учебного процесса.

УМК Сферы предоставляет возможность изучать физику на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта (учебник, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, задачник, электронное приложение), облегчают поиск, освоение информации. При работе по этому комплекту полностью меняется роль учителя. Если раньше учитель позиционировался как носитель и транслятор информации, то сейчас он организатор учебной деятельности.

Начинающим учителям и ученикам, осваивающим УМК «Сферы», хочу предложить свои рекомендации по использованию УМК (см. Приложение 1).

В заключении хочу сказать, что использование УМК «Сферы» в учебном процессе является очень актуальным, так как формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и улучшает мотивацию к изучению физики, творческим открытиям обучающихся, а в конечном итоге – к повышению качества образования.