Методическая разработка модулей урока по технике "Шерстяная акварель"

Разделы: Технология, Мастер-класс, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: картины из шерсти


Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Многолетней практикой доказано, что раннее развитие творческих способностей – это залог будущих успехов. Желание творить у ребенка безгранично, идет от самого сердца, а задача взрослого - помочь ему открыть в себе художника, развить его творческие способности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у школьников. Шерстяная акварель – это аппликация под стеклом, создаваемая на матерчатой основе, путем послойного выкладывания цветных шерстяных волокон. Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий и желание творить! Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемыми в живописи. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. С первого раза понять, из чего созданы картины не у каждого получится, особенно, если вы никогда не держали в руках теплую и яркую непряденую шерсть. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это как мазок кистью. Будто по волшебству создаются объёмные тёплые сюжеты: пейзажи и натюрморты, животные и цветы. Такие работы выглядят как живые и радуют долгие годы! Живопись шерстью подойдет для каждого человека, который чувствует необходимость творить, ищет радостный и спокойный способ отвлечься от рутины и постоянной спешки. Даже начинающий художник сможет создать прекрасную картину и получить приятный арт-терапевтический эффект от шерстяной акварели. Этот вид искусства весьма актуален, в настоящее время. Особенность шерстяной живописи в том, что приходится творить не кистью, а руками, поэтому дети получают возможность улучшить мелкую моторику рук через тактильные ощущения. Это благоприятно сказывается на их развитии. Кроме того, рисование шерстью — прекрасная цветотерапия, поскольку для нее используются яркие цвета, которые очень любят дети.

Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных подростков в жизни. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для молодых людей в 21 веке это еще и возможность заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей. Приобщение молодежи к современным видам декоративно-прикладного искусства через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. В программе я разработала модули по технике «Шерстяная акварель». Создала условия для занятий данной техникой: материалы, приобрела инструменты, приспособления, образцы изделий, технологические карты. Начала работу по освоению данной техники и обеспечила практический выход детских работ на выставки районного, городского и всероссийского уровней и изготовление сувениров, подарков.

«Шерстяная акварель» - направление в современных техниках ещё совсем молодое и в работе с детьми работе широко не применяется. Шерсть - это натуральный биологический материал, который накапливает энергетику с рук художника и потом передает эту энергетику смотрящему. Меня поразило то, что из шерсти можно сделать столько удивительных вещей. Это: и картины‚ и аксессуары‚ и предметы одежды, и игрушки. Из шерсти можно не только валять, а мы изучили еще и основные виды валяния шерсти: мокрое валяние, фильцнадель, фелтинг, нуновойлок, но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. За счёт того, что шерсть выкладывается слоями, образуется одновременно и объёмность, фактурность «рисунка», и цветовой эффект, схожий с художественными работами в технике акварели с характерными разводами. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Такое занятие подойдет и для начинающих. Кроме того, красивая картина может получиться даже у человека без специального художественного образования, было бы желание и вдохновение. Фотографии и картины также являются сильным источником вдохновения. Приступая к работе, прежде всего, необходимо изучить свойства и характеристику материалов и инструментов для работы шерстью, т.к. качество шерсти и инструментов - это 50% успеха освоения техники рисования шерстью. Сегодняшний ассортимент натуральной шерсти, имеющийся в продаже — это обширная цветовая гамма. Такое цветовое разнообразие позволяет создавать по-настоящему живописные работы — пейзажи, натюрморты, абстракции, даже портреты. Каждый год мы с учениками придумываем новые проекты и творим.

Цель: применить полученные знания о технике «Шерстяная акварель» сухое валяние шерстью при изготовлении картины , посвященной Великой Победе.

Задачи:

Предметные:

  • Ознакомление с историей валяния, традициями и обычаями использования войлока.
  • Обучение работать с войлоком, выполнять основные приёмы мокрого и сухого выкладывания шерсти при работе с картиной.
  • Формирование и развитие познавательного интереса к новому виду рукоделия валяние картин в технике "шерстяная акварель".
  • Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Шерстяная акварель". Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых и технологических заданий.

Личностные:

  • Формирование навыков культуры труда: точности, внимательности, аккуратности, экономного расхода материалов. Развитие фантазии и творческих способностей через выполнение работ. Умение анализировать, делать выводы собственной работы. Иметь большое желание рукодельничать, получать знания и творить. Развитие коммуникативных умений через групповую деятельность.

Метапредметные:

  • Знания о связи техники валяния картин с историей, географией, математикой, черчением, музыкой и литературой – сведения о культуре и традициях наших предков и современников, изобразительная деятельность - это цветовое решение изделия, умение смешивать шерсть, выполнять эскизы, умение декорировать выполненную работу – приобретение навыков дизайнерской профессии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование для урока и материалы для педагога:

  • Презентация слайдов, методическая разработка урока, книги по технике "шерстяная живопись"
  • Образцы и материалы для работы, иглы для сухого валяния.

Оборудование для урока и материалы для учащихся:

  • Инструменты и принадлежности для работы:
  • Цветная мериносовая шерсть для рукоделия в гребенной ленте, кардочес (шелк или вискоза)
  • Шерсть для валяния
  • Вода
  • Мыло жидкое
  • Пупырчатая пленка
  • Москитная сетка
  • Ножницы
  • Иглы для сухого валяния
  • Рамка со стеклом
  • флизелин или фланель белая, вискозная салфетка по размеру рамки
  • пинцет
  • лак для волос, жидкость для мытья стекол
  • картина, рисунок, репродукция или открытка, по которой будем делать работу
  • скотч для оформления оборотной стороны рамки
  • клей-карандаш или двухсторонний скотч

Методическое оснащение занятия: образцы работ в технике шерстяной акварели», презентация к занятию, видеофрагменты по выполнению элементов.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ выполнения работы, музыкальные фрагменты и связь с поэзией. Знакомство с символикой Великой Отечественной войны - георгиевская лента, пилотка, орден, береза, маки, журавли.

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Урок 1–2

Продолжительность занятия: 90 минут.

Ход занятия

I. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к занятию.
II. Ознакомительная беседа
III. Практическая работа
IV. Заключительная часть. Рефлексия.

Вопрос учителя: В 2020 году, какой ВЕЛИКИЙ праздник будет отмечать вся страна? (Ответы детей)

Совершенно верно, это праздник Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками! Эта победа досталась очень тяжело, погибло много людей ради спасения нас с вами. Просмотр видео-ролика «Помни»https://vk.com/video57521122_456239057

Благодаря нашим предкам мы сейчас радуемся жизни и можем любоваться прекрасными пейзажами нашей Родины.

За то, что мы живы, и можем мечтать,
Им скажем «спасибо» за мирную гладь,
«Спасибо» за небо, за солнечный свет,…
Вы в душах навечно оставили след…

Мне хочется рассказать Вам о символике Великой Отечественной войны, которые у нас будут присутствовать в нашей картине.

В нашей работе мы с вами возьмём за основу георгиевскую ленточку, красную звезду, лавровая ветвь, пилотку, маки, березу и соединим их в одной композиции. На каждом уроке я буду знакомить Вас со значением символикой ВОВ. Поместим в рамочку, сделав прекрасный подарок ветеранам, вашим бабушкам, дедушкам, прадедушкам и прабабушкам. Работать мы с Вами будем в сопровождении музыки, стихов, песен, посвященных Великой Отечественной войны, которые помогут нам создать настроение и выполнить работу вместе.

Сегодня мы будем рисовать не кисточками и не красками, а разноцветной шерстью. Вспомним, что это декоративно-прикладное искусство называется – «шерстяная акварель». Живопись шерстью – это особый способ создания живописного полона без использования кисточек, красок и воды методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Для этого типа «рисования» нам понадобится цветная натуральная овечья шерсть, которая имеет свойство сваливаться.

Рисование шерстью — занимательный процесс. Главное — изначально представлять, что именно вы намереваетесь изобразить. Остальное, как говорится, дело техники. Техника доступна даже дошкольникам.

Прежде, чем приступить непосредственно к картине, дам маленький совет: Не старайтесь в точности скопировать изображение, используйте его как образец, создав свою неповторимую картину!

Для работы желательно иметь большой выбор «шерстяных красок». Чем больше близких оттенков, тем интереснее будет работа и окончательный её вариант.

ЭТАП 1.

На подготовительном этапе снимаем крепежи с приготовленной рамки, отделяем стекло и откладываем его в сторону. Нам нужна картонная подложка.

Переворачиваем её и размещаем на подходящем лоскутке флиса или светлой однотонной фланели. Ткань может быть заменена на обычную вискозную салфетку, которая предназначается для уборки. Ткань закрепляем клеем – карандашом (от середины к углам) или двусторонним скотчем. Делаем это для того, чтобы шерстинки не скатывались с гладкой поверхности.

Аккуратно обрезаем лишнюю ткань по периметру картона. Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности при работе с опасными инструментами. У вас на столе нескольких опасных предметов – это стекло, ножницы и пинцет.

Техника безопасности при изготовлении картины.

1) Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.

2) Передавай ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

3) Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

4) Стекло аккуратно вытаскивать из рамки и вставлять, не касаясь острого края.

5) Стекло должно лежать на ровной поверхности, подальше от рук, чтобы случайно не смахнуть и не разбить его.

6) Не вдыхать мелкую шерсть и не дуть на неё, так как она может попасть в лёгкие и глаза и привести к кашлю или раздражению глаз.

Нам надо зарисовать фон НЕБО и РУССКОЕ ПОЛЕ.

Небо (производные небеса, небосвод) — всё видимое над Землёй пространство. Происходит от греч. Νέφος — облака (далее лат. Nebula — пар, туман, дым, облако; нем. Nebel — туман)

https://ru.wikipedia.org/

Давайте зачитаем стихотворение «Мирное небо» автора Марины Чмелёвой, чтобы создать именно о небо, которое нам надо для картины.

Мирное небо. Яркое солнце.
Что может лучше быть на земле?
Словно ребёнок, солнце смеётся,
Людям шлёт радость и счастье с небес.

Звонкой капелью и птичьей трелью
В гости спешит к нам хмельная весна,
Ярко-зелёной мягкой постелью
Землю покрыла чудо-трава.

Нежной любовью сердце наполнит
И улыбнётся всем людям весна.
И песню счастья громко исполнит,
Чтоб подпевали ей люди всегда.

Счастье и радость в воздухе кружат,
Всем настроенье прекрасное шлют.
Только с любовью они верно дружат,
Людям свой свет и тепло отдают.

Мирное небо. Яркое солнце.
Мир весь наполнен добром и теплом….
И над землёй, словно гимн, раздаётся
Песня о счастье, взошедшем на трон.

Пусть на земле будут мир и согласье,
В наших сердцах живет вечно любовь!
Пусть, безграничные радость и счастье,
Вместе с людьми, обретут здесь покой.

См. продолжение статьи