Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка" (тестопластика)

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Ключевые слова: соленое тесто, тестопластика


Направленность: художественная.

Уровень: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Срок реализации: 8 месяцев (32 часа)

1. Пояснительная записка

Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – не только рождает идею, но и сам её реализует. Это возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел определённую подготовку, которая непременно должна иметь комплексный характер: быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.

При этом актуальность и новизна представленной программы заключается в том, что занятия дают уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Данная программа дополняет ООП НО.

Задачи программы.

1. Задачи обучения:

  • в игровой форме познакомить детей с пластическими свойствами теста, фактурой, повышать способность детей воспринимать форму, фактуру, цвета, пропорции;
  • использовать тестопластику для знакомства детей с алфавитом русского языка, в том числе через психологическое явление – ассоциацию.

2. Задачи развития:

  • развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук;
  • развивать устную речь;
  • развивать представление и воображение;
  • формировать целостное представление о мире.

3. Задачи воспитания:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус;
  • воспитывать ценностное отношение к труду;
  • воспитывать умение общаться со сверстниками, в коллективе.

Возраст обучающихся: Данная программа рассчитана на детей 3-7 лет.

Срок реализации программы: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 25 минут учебного времени и 5-минутный перерыв); 32 часа за учебный год.

Формы организации образовательной деятельности и аттестации

В процессе реализации программы используются следующие  формы организации деятельности:

  • беседа;
  • индивидуальная работа;
  • практическая работа в условиях группы.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

По завершению программы ребенок:

  • овладевает творческими способностями;
  • знаком с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
  • знаком с технологией изготовления различных изделий из соленого теста;
  • владеет различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
  • имеет представление о композиции, основах цветоведения;
  • у ребенка развита координация движения рук, мелкая моторика;
  • умеет лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
  • использует в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный; а также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание;
  • хорошо владеет устной речью;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • обладает развитым воображением;
  • умеет оборудовать рабочее место;
  • знает правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из теста;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • умеет отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  • умеет скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  • умеет раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • пользуется инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
  • соблюдает технику безопасности;
  • оценивает свою работу и работы своих товарищей;
  • работает в коллективе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Дети смогут:

  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
  • принимать участие в групповой работе.

Познавательные:

Дети смогут:

  • изготавливать изделия из теста разной формы, для разных целей;
  • самостоятельно изготавливать разнообразные изделия, используя полученные на занятиях знания и умения.

Коммуникативные:

Дети смогут:

  • принимать участие в работе парами и группами, строить монологические высказывания;
  • учиться учитывать позицию партнера в общении;
  • проявить свою позицию в спорных вопросах;
  • использовать правила вежливости в различных ситуациях;
  • учиться задавать вопросы.

Личностные результаты:

У детей будут формироваться:

  • ориентация на самоанализ и самоконтроль результата своей деятельности;
  • этические чувства, позитивное отношение к своей и чужой работе;

2. Содержание программы

2.1. Содержание учебного-тематического плана

Тема 1

Вводное занятие, Буква А, арбуз (1 ч.)
Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, представлений. Форма контроля: фронтальная беседа.
Теория: основы инструктажа по технике безопасности, беседа
Практика: Изготовление буквы «А», ассоциация буквы «Арбуз», раскрашивание гуашью.

Тема 2

Буква Б, бегемот (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Б. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Б, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 3

Буква В, виноград (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы В. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы В, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 4

Буква Г, горох (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Г. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Г, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 5

Буква Д, дерево (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Д. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Д, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 6

Буквы Е, Ё, ель, ёж (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Е, Ё. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Е, Ё, раскрашивание букв и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 7

Буква Ж, жёлудь (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ж. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ж, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 8

Буква З, замо́к (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы З. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы З, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 9

Буквы И, Й, игрушка, йогурт (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы И, Й. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы И, Й, раскрашивание букв и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 10

Буква К, конфета (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы К. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы К, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 11

Буква Л, лук (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Л. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Л, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 12

«Новогодняя ель» (1 ч.)
Теория: подготовка к групповой работе.
Практика: индивидуальное изготовление новогодних игрушек. Раскрашивание гуашью. Создание группового проекта.

Тема 13

Буква М, мухомор (1 ч.)
Теория: чтение букваря М. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Б. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы М, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 14

Буква Н, ножницы  (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Н. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Н, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 15

Буква О, облако (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы О. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы О, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 16

Буква П, пирог, пончик(1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы П. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы П, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 17

Буква Р,  рыбка(1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Р. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Р, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 18

Буква С, снегирь(3 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы С. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы С, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 19

Буква Т, тыква (2 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Т. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Т, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 20

«Подарок маме», (1 ч)
Теория: подготовка к индивидуальной творческой работе.
Практика: индивидуальное изготовление тематического изделия. Раскрашивание гуашью.

Тема 21

Буква У, улитка (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы У. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы У, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 22

Буква Ф, филин (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ф. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ф, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 23

Буква Х, хлеб (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Х. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Х, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 24

Буква Ц, цыплёнок (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ц. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ц, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 25

Буква Ч, чашка (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ч. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ч, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 26

Буква Ш, Щ, шапка, щука (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ш, Щ. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ш, Щ, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 27

Буква Ъ, Ь,  (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е.Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ъ, Ь. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ъ, Ь, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 28

«Праздничный салют», (1 ч.)
Теория: подготовка к групповой работе.
Практика: индивидуальное изготовление творческого задания. Раскрашивание гуашью. Создание группового проекта.

Тема 29

Буква Ы, (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е.Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ы. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ы, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 30

Буква Э, эхо (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Э. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Э, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 31

Буква Ю, юла (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е. Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Ю. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Ю, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

Тема 32

Буква Я, яблоко (1 ч.)
Теория: чтение букваря Е.Бахтиной «Букварь. Для малышей от двух до пяти», графическое изображение буквы Я. Объяснение техники лепки буквы, обсуждение слова-ассоциации.
Практика: лепка буквы Я, раскрашивание буквы и фигуры-ассоциации гуашью.

См. продолжение программы