Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: русский язык, род имен существительных


Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • познакомить со способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • знание о постоянных признаках существительного;
  • умение применять знания в жизненных ситуациях;
  • умение определять род существительных.

Воспитательные: Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Оборудование:

  • таблица (род имён существительных);
  • карточки для работы в парах;
  • схема-алгоритм;
  • карточки со словами;
  • презентация

Ход урока

1. Мотивация

Слайд 1

- На экране изображенодва фразеологизма. Попробуйте их назвать. (спустя рукава, засучив рукава) Слайд 1.1

- Определите их значение.

Спустя рукава - небрежно, кое-как, плохо, означает легкомысленное и безответственное отношение к своему делу.

Засучив рукава - работать энергично, со всем усердием и старанием.

- Правильно, ребята! Слайд 1.2

В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава.

- И перед работой надо было подвернуть рукава, по-другому, засучить рукава. И можно было «усердно приниматься за дело».)

- Какой фразеологизм вы выберите для успешной работы на сегодняшнем уроке?

- А как мы не будем работать на уроке? (работать спустя рукава).

- Тогда засучим рукава, и ...за дело! И начнём мы с повторения.

- В каком разделе русского языка мы работали на прошлых уроках? (морфологии)

- Что изучает морфология? (части речи)

- На какие группы их можно разделить? (самостоятельные и служебные)

- Какие вы уже знаете самостоятельные части речи? Служебные?

- С какой частью речи мы начали подробно знакомиться? (имя существительное)

- Что мы уже знаем об имени существительном? (Часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?)

- Что обозначает? (предметы, явления природы, живые существа, абстрактные понятия, процесс, действие, события).

- Что мы ещё знаем о сущ-х? (одуш. и неодуш, собств. и нариц., изменяются по числам) Слайд 2

- Какие это признаки сущ-х?

(одуш. и неодуш.- постоянные признаки, собственные и нарицательные- постоянные признаки сущ-ых, изменение по числам - непостоянные признаки)

- Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным и узнаем что-то новое.

- У каждого из вас на партах есть листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать после выполнения каждого задания. И наше первое задание.

2. Актуализация

Слайд 3

- Прочитайте слова. [к а л'и к т' и ф ][д' и р' э в н' а][в а с к р'ис'эн'й'э]

- Что это за слова? - Почему мы называем их так? Запишите их.Поставьте ударение в словах и подчеркните орфограммы. Слайд 3.1

Проверьте себя.

Эталон + -У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?

3. Самоопределение к деятельности

Постановка темы и цели урока.

- Что общего у этих слов? (имена сущ., ед.ч., неодуш., нариц.)

- А чем они отличаются друг от друга, мы сможем сказать, посмотрев небольшую сказку.

Сказка

(включается презентация на интерактивной доске)

Королева: - Ребята, я Королева из государства Морфология.

- В моей стране живут имена существительные. И они настолько похожи друг на друга, что я их постоянно путаю.

- Объявляю, что награжу по-королевски того, кто придумает, как различать все эти имена существительные!

Услышали про это дед и баба в королевстве.

Дед: - Пойдем, баба, заработаем.

Дед набрал себе много слов и сказал:

- Пусть эти слова будут мои, мужского рода.

А баба схватила много слов себе и сказала:

- А эти слова будут мои, женского рода.

Королева: - А как же слова, которые остались?

Дед и баба вместе: - А эти слова будут среднего рода.

Королева: - Откройте же мне свой секрет различия этих слов!

- Ребята, а вы можете помочь королеве? Как можно определить к какому роду относятся существительные? (ответы детей)

Баба: - Правильно! Мы даже стихотворение про это с дедом сочинили:

Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.

Дед:

Я запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.

Дед и баба:

Средний род: Оно, моё –
Это правило твоё.

Королева: - Замечательно! Теперь я никогда не перепутаю имена существительные.

- Чем же отличаются наши словарные слова? (родом) Слайд 3

- Какова тема нашего урока? (Род имён существительных) Слайд 4

- Чему мы будем учиться? (учиться определять род имён существительных) Слайд 4

4. Открытие нового знания

- Давайте определим род этих существительных. Слайд 5.

- Какие слова нам помогут определить род имён существительных?

- Чтобы определить род у имени существительного, нужно заменить существительное подходящим по смыслу местоимением. Если можно заменить местоимением он, то это существительное мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. (на кластере открываю карточки)

Это слова-помощники. Кластер на доске.

- >Молодцы. Но у меня возник ещё один вопрос.

- Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

- Тогда к какому признаку можно отнести род имён существительных? (Постоянному)

- Молодцы!

Физминутка

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

5. Работа с учебником

- Итак, мы открыли новое знание, а сейчас мы должны потренироваться и закрепить наше новое знание.

- Откройте учебники на 19 странице, упр.№412.

- Прочитайте условие.Определите род существительных и запишите их в три столбика: от слова "рюкзак" до слова «музей». А на доске самостоятельно работают три ученика (проверка по эталону на доске +, -).

- У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?

- Умницы! Даю еще два слова: ручки, ножницы.

Чтобы узнать род имени существительного в форме множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа.

Слово"ножницы".

- Не можем определить род.

- Почему? (ответы детей)

Не имеют рода сущ-е в форме мн.ч.

В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме мн.ч. у них нет формы единственного числа.У таких существительных род определить нельзя.

Приведите примеры.

6. Работа в парах

- Определите род существительных в стихотворении. Вспомните правила работы в группе и парах!

Катя взяла свою тетрадь -
Решив учить уроки:
Озёра стала повторять
Моря и океаны.

(проверка по эталону на доске +, -)

- У кого все правильно? (+) У кого есть ошибки? -

Включить проектор с интерактивной презентацией для групповой работы.

- Пока все будут работать в парах, одна группа будет работать у доски.

6.1. Творческая работа.

Одна группа работает у доски.

- Вам надо составить из пазлов пословицу, определить род имён существительных. Объяснить ее значение.

Труд кормит, а лень портит.

(выполняется на интерактивной доске) Проверка.

- Поставьте себе в лист самооценки +

7. Игра "Кто быстрее?"

Каждый ряд получает лист с существительными. Чей ряд быстрее определит род имён существительных, выигрывает. За каждый правильный ответ получаете балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

  1. грусть-
    детство-
    морковь-
    брюки-
    печенье-
    огурцы-

  2. серёжки-
    карась -
    глобус-
    вёдра-
    парта-
    сутки-

  3. точилка -
    календарь-
    прятки-
    вёдро-
    сынуля-
    сиденье

Подведение итогов. Отлично!

8. Рефлексия

- Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали об имени существительном. Слайд

(существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.)

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?Как вы считаете, мы достигли её?

- Как мы уже много знаем о существительном.(на слайде).

Но что-то нам ещё предстоит узнать. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Что было интересней всего?

- Кому было трудно и ещё нужна помощь?

- В чём испытали затруднения?

- Проверьте листы самооценки. (на слайде).

- У кого 3 или 4 плюса - получают 5. У кого 2+ - получают 4, а у кого один - надо еще поработать.

Домашнее задание.

  • закончить упр. №412
  • по желанию составить и записать предложение с одним из этих существительных.

- Спасибо за урок!