Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 2

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


Да, все мы знаем слова: «Кто много читает - тот много знает», но сейчас, настоящая редкость, встретить человека с книгой в руке. Хотя, буквально, 10 лет назад, книга была, действительно, источником знаний. Выходя из дома, первым делом мы проверяем, взяли ли мы телефон, а не книгу. И в результате, мы стали меньше читать, а что же говорить о детях.

Однако, основным источником информации, по-прежнему остается чтение. Перед начальной школой стоит задача - сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

И это очень трудная задача для учащихся с нормальным интеллектом, а для учеников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подчас невыполнимая.

Для решением этой проблемы, я использую технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н.Светловской. 

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Сама технология< включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

На данном этапе, я учу детей предполагать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, либо группе ключевых слов. Главная моя задача, как учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

На данном этапе идет основная работа с текстом, которая направленна на восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Дети предлагаю самостоятельно прочитать текст, беседуем о первичном восприятия произведения, анализируем текст, работаем со словарем, перечитываем, обобщаем прочитанное, уделяем внимание выразительному чтению.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Главной задачей является обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

В ходе обобщающей беседы я ставлю главный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа о его личности рекомендуются проводить после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: учащиеся смогут соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у них сложилось в процессе чтения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.

Работа с текстом после чтения, заключается в повторном обращении к заглавию произведения и иллюстрациям, беседуем о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д.

Обязательно включаю выполнение творческих заданий, с учетом целей урока.

Однако, простое соблюдение последовательности шагов в процессе чтения не обеспечивает успешность использования данной технологии. Чрезвычайно важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).

Диалог с автором и комментированное чтение – это приёмы чтения и анализа текста, обеспечивающие наиболее эффективное восприятие и понимание текста.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания, это приём работы с текстом во время его чтения (к сожалению, всё ещё новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы осуществить данный диалог, учащимся необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу, а именно: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора; включать воображение.

Что такое комментированное чтение?

Приём комментированного чтения используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём главной мысли автора. Чтобы было именно комментированное чтение важно учитывать следующие моменты:

- читают текст вслух дети, а я, как учитель, лишь комментирую его. Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, я их не оставляю без внимания, а включаю в общий разговор;

- комментарий должен быть кратким и динамичным;

- если дети затрудняются, то я могу предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией;

- комментировать текст нужно именно в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение, но нужно это делать мягко и естественно.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Она позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. И тогда, учитель с полной уверенностью может сказать, что ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.

Литература

  1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
  2. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
  3. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13. http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
  4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
  5. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н.Светловская. – М.: Магистр, 1993. – 180 с.