Управление процессом профориентации старшеклассников в условиях села

Разделы: Администрирование школы

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: профориентация


Проблема профориентации обучающихся всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию проблемы профессиональной ориентации обучающихся посвящено множество диссертаций, монографий, статей многих сотен практиков. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ страны, правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.

Педагогические аспекты профессиональной работы с молодежью рассмотрены в работах В.Ф. Сахарова, О.Л. Базаровой, Т.А. Степановой и др. Проблеме управления процессом профориентации старшеклассников в условиях села, в настоящее время уделяется много внимания в научной среде. Вопросам управления посвящены работы С.В. Малина, А.А. Поляруш, предлагающие активизирующие технологии организации процесса профориентации. Критерии, оценки, индикаторы процесса управления представлены в работе Р.Б. Рябышевой и Е.В. Васильченко. Особенности управления профессиональной самореализацией раскрыты в публикации Е.В. Калиниской и Л.Н. Захаровой. Процесс управления профессиональной ориентацией школьников старшего возраста представлен в исследовании А.Д. Балюк. М.Ю. Макарова изучала вопросы разработки алгоритмов управления профориентационными процессами в информационной системе.

В настоящее время, когда система профессиональной ориентации в масштабах страны терпит изменения, выпускники сельских школ оказываются дезориентированными в вопросе грамотного выбора профессии. Попытки отдельных специалистов и организаций решить эту проблему чаще всего наталкиваются на множество проблем. Из поля зрения специалистов совершенно выпадает философско-методологический аспект, определяющий разницу в подходах Российской и западной школ профориентации. Эти и другие аспекты говорят о том, что проблема профориентации сельских старшеклассников требует изучения и решения в новом современном контексте.

Актуальность проблемы исследования позволила выявить следующие противоречия между:

– потребностью общества в балансировании рынка труда и стремлением современных выпускников сельских школ выбирать профессии на основе их популярности, престижа;

– активным изучением различных аспектов профориентации в современной науке и низкой активностью в реализации новых способов профориентации в работе со старшеклассниками в условиях села;

– наличием программ профориентации и преобладанием в них старых подходов, которые ориентируют на выбор конкретной профессии часто без результатов диагностики личности и профессионального консультирования.

На основе изучения профориентации сельских школьников, в управленческой деятельности можно разработать модель управления процессом профориентации старшеклассников в общеобразовательных организациях села, способствующий повышению качества данного процесса.

Под профессиональной ориентацией следует понимать деятельность направленную на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. Цели, принципы организация, концепции профессиональной ориентации обусловлены социальным заказом и потребностями рынка труда а также интересами, потребностями и склонностями личности.

Историко-педагогического анализ проблемы профориентации старшеклассников показал, что она имеет этапность в своем развитии: до 90х гг. ХХ века осуществлялась так называя советская профориентация, направленная на потребности плановой экономики; с 90-х гг. ХХ по настоящее время наступил этап карьерно-ориентированной профориентации, обусловленной рыночной экономикой и потребностями личности и ее успешности в жизни.

Содержательно профессиональная ориентация включает три направления-компонента: профессиональная диагностика, консультирование и просвещение, которые в совокупности позволяют решать задачи профессиональной самореализации; рассматривается как система профориентационной работы, направленная на цель, достижение которой осуществляется за счет реализации компонентов-направлений, которые, в свою очередь, реализуются за счет конкретных форм, методов, средств, позволяющих достигнуть результата.

Под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Сущность управления как вида деятельности связана с повышением эффективности управляемого процесса.

Управления профессиональной ориентацией – это двусторонний процесс, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности, субъектом – социальные институты, действующие на его профессиональное самоопределение.

Профориентацией в школе в первую очередь охвачены старшеклассники, что обусловлено социальной ситуацией их развития: постановка жизненной задачи – профессионального самоопределения, ведущей деятельностью в юношеском возрасте – учебно-профессиональной, за счет которой юноши и девушки приобретают сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание процесса управления профориентацией старшеклассников таково: цель – социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения; планирование учитывает идеи сетевого взаимодействия и социального партнерства в профессиональном самоопределении; организация опирается на активизирующие формы и методы профориентирования; контроль предполагает использование актуализированных критериев и показателей успешности протекания данного процесса.

Систематическая управленческая деятельность, оценка и постоянный мониторинг критериев эффективности позволит в преодолеть стихийность выбора профессии старшеклассниками, сформировать профессиональный выбор, адекватный личностным и общественным потребностям, что в дальнейшем послужит фундаментом успешного профессионального развития молодого поколения.

Процесс профориентации в современной школе имеет несколько недостатков: стихийность, неактуализированность, сужен и устарел арсенал способов профориентации, поэтому управление этим процессом требует изменений, связанных с подбором новых методик диагностики, позволяющих старшеклассникам выбирать профессиональную направленность, методов агитации, информирования, просвещения, а его организация должна оттолкнуться от запросов общества, рынка труда.

Проведенное исследование показало, что старшеклассники испытывают проблемы на этапе выбора профессии из-за отсутствия или некачественного проведения профессионального консультирования; сам выбор профессии редко связан с ее сущностью, социальной значимостью, поэтому предпочтение отдается профессиям, обеспечивающим престиж и высокий доход.

С целью оптимизации и повышения качества процесса профориентации старшеклассников разработана модель управления этим процессом, целью которой является социально-педагогическая помощь старшеклассникам сельских школ в профессиональном самоопределении.

Построенная на идеях системного, деятельностного и аксиологического подхода, а также принципах активизации личностных ресурсов старшеклассников, актуализации смыслов и способов профориентации, функциональной целостности, модель включает ориентационный, программный, технологический, контрольно-оценочный и результативный компоненты.

Модель отличается технологичностью и актуализацией цели, содержания и форм профессиональной ориентация старшеклассников, позволят создать условия осознания старшеклассником сельской школы своих желаний, возможностей, согласования их; для испытания собственных сил, способностей, обретения уверенности в себе и построения профессионального плана.