Обоснование организации внутрифирменной системы непрерывного образования педагогических кадров в организации дополнительного образования

Разделы: Дополнительное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное образование


Проблема профессионального развития, несомненно, актуальна для образования в целом. Важными задачами, стоящими перед педагогической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы подготовки педагогических кадров и развитие у них не только профессиональных навыков, но и мотивации к профессиональному саморазвитию. Необходимость и возможность повышения профессионального уровня педагогов определена Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации». Ключевая составляющая этого процесса – непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагогов.

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

Возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Современный процесс модернизации образования предъявляет новые повышенные требования к содержанию и целям дополнительного образования и, как следствие, к профессиональным компетенциям педагогов дополнительного образования. Дополнительное образование детей рассматривается как мобильная, гибкая система, способная к качественным изменениям с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Для дополнительного образования остается актуальной предоставленная ребенку возможность свободного входа и выхода на любом этапе образовательного процесса, построение личных взаимоотношений в системе «педагог–ребенок», что также требует от педагога работы с мотивацией и постоянного наращивания профессионализма. Кроме того, педагог дополнительного образования постоянно работает в области творчества, с творческими проявлениями ребенка, для чего также необходима достаточно высокая психолого-педагогическая компетентность.В таких условиях для педагога дополнительного образования актуальна быстрая адаптация к изменениям в современной жизни, способность к постоянному саморазвитию, а для учреждений дополнительного образования - создание условий для обучения сотрудников на рабочем месте, формирование системы корпоративного повышения квалификации.

Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, информационные и инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное обучение по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное обучение на региональном уровне осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ в форме курсовой подготовки в специализированных центрах дополнительного профессионального образования, предполагая последовательное чередование учебной деятельности с практической профессиональной деятельностью.

Непрерывность повышения квалификации и профессионального развития в течение всей жизни отражена в документе «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», разработанной Министерством образования и науки РФ в 2015 году. Для уменьшения разрыва между квалификацией, полученной в организации профессионального образования и требованиями работодателей, Концепция предлагает усилить «роль институтов «корпоративного образования», деятельности кадровых служб предприятий и организаций, обучения на производстве (с помощью наставников, тьюторов, инструкторов), мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализация комплексных программ подготовки персонала» (пункт 2.2 раздела 1 «Концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года»).

Таким образом, приоритетным направлением повышения квалификации становится организация системы непрерывного образования педагога внутри учреждения. Можно предположить, что такая система, с одной стороны, поможет решить вопрос обучения квалифицированных специалистов в зависимости от потребностей организации, с другой стороны - обеспечит педагогам приобретение новых профессиональных возможностей, развитие актуальных профессиональных компетенций.

Для преодоления дискретности в системе повышения квалификации педагогических кадров во многих учреждениях дополнительного образования существует комплекс методических мероприятий, направленных на организацию методической работы в учреждении, создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов.Анализ теории и практики свидетельствует, что работа по повышению педагогического мастерства педагогов дополнительного образования внутри учреждений проводится чаще стихийно, не затрагивая внутренние потребности и интересы самих педагогов. Это противоречие в своих публикациях отражают исследователи-практики Дядькова Л.Г., Логинова Н.Н. (г. Санкт-Петрбург), Строева Е.И. (г. Тамбов), Алиева Л.В., Озерская О.В., Маркотенко Е.В., Тайдакова Е.Г. (г. Москва), Колебанова Н.Н. (г. Новый Уренгой).

Одной из причин этой проблемы Малова И.Е., например, считает нарушение принципа субъектной согласованности, т.е. изменения в профессиональной деятельности педагогов не согласованы с личностно значимыми результатами этого процесса.

По мнению Кругловой Л.Ю., основное противоречие лежит между традиционными представлениями о профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования и современными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к результативности этой деятельности.

Так или иначе, возникает проблема согласования внешних и внутренних факторов повышения квалификации педагогов для достижения современного качества дополнительного образования.

Результаты проведенного анализа теоретических исследований по проблемам повышения квалификации педагогов и обобщения имеющегося опыта в направлении повышения квалификации педагогов дополнительного образования указывают на высокий интерес к этой теме теоретиков и практиков дополнительного образования детей (Дядькова Л.Г., Логинова Н.Н., Строева Е.И., Павлова Е.Е.,Шушарина Г.С., Фокина О.В., Ребикова Ю.В. и др.).Исследователями поднимается проблема необходимости мотивации и стимулирования прогрессивных, инновационных изменений в самом учреждении дополнительного образования детей, создание системного пути повышения квалификации педагогических сотрудников образовательного учреждения, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них.

Решение данной проблемы видится нам в систематизации непрерывного образования и методического сопровождения профессионального роста педагогов внутри учреждения. Методическое сопровождение состоит в диагностике профессиональных и личных компетенций, развитии профессионализма педагогов, совершенствовании их теоретической и практической подготовки, обеспечении условий для творческого роста каждого педагога. Система повышения квалификации, ориентированная на запросы и потребности развития педагогического пространства учреждения, должна быть направлена на устранение профессиональных затруднений, трансляцию наиболее результативного опыта, создание условий для осуществления продуктивной учебно-методической деятельности педагогов. Важным направлением работы является также формирование отношения педагогических работников к непрерывному профессиональному росту как приоритетной ценности.

В современном обществе главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики становится человек, его знания, компетенции, уровень развития. Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” одна из главных задач дополнительного образования определена так: «Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации». Это значительно повышает статус педагога дополнительного образования, предъявляет новые требования к уровню и качеству его деятельности. Актуальность организации системы непрерывного образования педагогических кадров внутри организации дополнительного образования определена запросами современного общества, государственной политикой, потребностями развития данного учреждения с одной стороны, и осознанием необходимости непрерывного профессионального развития педагогов на основе внутренней мотивации с другой стороны.

Использованные источники

  1. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс] :федер. закон: от 29.12.2012, № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018). - – Электрон. дан. – Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 23.12.19). – Загл. с экрана.
  2. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] – приказ Минтруда РФ : от 5.05.2018, № 298н. (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016) - Электрон. текстовые дан. - Москва. – 2018. – 44 с. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 23.12.19). – Загл. с экрана
  3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. Москва. – 2015. – 16 с. – Режим доступа :http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf (22.04.2020). - Загл. с экрана.
  4. Малова И.Е. Подход субъектной согласованности к организации непрерывного образования [Текст] / И.Е. Малова // Непрерывное образование – стратегия жизни современного человека : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. г. Владимир, 26–27 марта 2014 г. / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г.Столетовых ; Пед. ин-т. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014 – 323 с. – с. 20-26
  5. Лопаткина Е.В. Непрерывное образование – феномен XXI века [Текст] /Е.В. Лопаткина // Непрерывное образование – стратегия жизни современного человека : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. г. Владимир, 26–27 марта 2014 г. / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г.Столетовых ; Пед. ин-т. – Владимир : Изд-во ВлГУ. – 2014. – 323 с. – с. 10-20
  6. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования [Электронный ресурс] / дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Валеева Марина Александровна. Электрон. текстовые дан. -– Оренбург. - 1999. – 167 с. – Режим доступа :https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalizma-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya(дата обращения : 20.04.2020). - Загл. с экрана.
  7. Павлова Е.Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей. [Текст] / Е.Е.Павлова // “YoungScientist”. – 2013. - № 7 (54). - С. 405-407.
  8. Иванов Д.Е. Моделирование системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] / Д.Е.Иванов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. – 2012. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (20.12.2019). - Загл. с экрана.