Интегрированный урок по истории и литературе в 11-м классе по теме «Всё отобрано: память и сердце..» (о трех «волнах» русской эмиграции)

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 11

Ключевые слова: русская эмиграция


Цель:

  • обобщить знания учащихся по культуре русского зарубежья, дать характеристику «трем волнам» русской эмиграции;
  • проследить общие черты в судьбах русской интеллигенции, покинувшей Родину и внесший большой вклад в развитие мировой русской культуры.

Оборудование урока:

  • карта-схема «Центры русской эмиграции»;
  • фонограмма песен  А.Малинина: «Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа», «Дай бог»; отрывок из «Литургии» Сергея Рахманинова, русская песня Ф. Шаляпина «Эй, ухнем».

На доске записан эпиграф урока:

Давно без родины живем,
Забыты там, и здесь чужие,
Горим невидимым огнем,
Не мертвые и не живые.
В.Диксон

Проблемный вопрос: Подумайте, что общего в судьбах русской интеллигенции, принесшей мировую славу своей стране, в разное время и по разным причинам покинувших ее и составивших «три волны русской эмиграции»?

Вступительное слово учителя литературы:

Только теперь возвращаются на родину имена русских поэтов, писателей, философов, композиторов, художников – русской интеллигенции, жившей и творившей в 20 веке за пределами своей страны, но снискавших ей всемирную славу. Разные биографии, судьбы, пути литературных изысканий и общая изгнанническая доля…

Русское зарубежье… Весьма робко мы говорим о талантливых русских интеллигентах, кто под давлением обстоятельств вынужден был покинуть родину и много лет жить за рубежом. И поэтому наш урок сегодня необычен, так как эта тема требует объединения как литературного, так и исторического материала.

Нам необходимо понять и разобраться в том, что на родину возвращаются не только великие имена, но и горькая память о том времени, когда они с риском для собственной жизни говорили правду о стране, о себе, о будущем. И не случайно эпиграфом к уроку мы взяли строки поэта - эмигранта В.Диксона. Ведь в эмиграции к одиночеству прибавляется еще одиночество изгнания, так что получается двойное одиночество, двойная стена, отделяющая от внешнего мира.

Вступительное слово учителя истории: События Октября 1917 года и последовавший затем период гражданской войны в России, привели к тому, что значительное число ее граждан оказалось за рубежом. Крах «белого движения», не поддержанного большинством народа привел к тому, что сотни тысяч россиян (преимущественно интеллигенция), опасаясь широкого «красного террора», через Новороссийск, Одессу, Севастополь, порты Прибалтики и Владивостока покинули Родину, основав русские гнезда в Константинополе, Праге, Белграде, Харбине.

На короткую пору 1921-1923 гг. центром русского зарубежья становится Берлин, затем вплоть до начала второй мировой войны – Париж.

(звучит песня в исполнении А.Малинина «Кладбище Сен-Женевьев–де-Буа»).

Октябрьский вихрь, вздыбивший и перевернувший до основания Россию, не вызвал восхищения у русской интеллигенции. Многие бежали, движимые классовой ненавистью.

Учащийся:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.

Это строки известной русской поэтессы Зинаиды Николаевны Гиппиус. Октябрьскую революцию, разгон Учредительного собрания, Брестский мир, большевистскую диктатуру Гиппиус воспринимает как надругательство над мечтой о свободной России. И 24 декабря 1919 года она, Д.Мережковский, друг их семьи Д. Философов и молодой секретарь Злобин навсегда покинули Петербург. Гиппиус стала одной из значительных поэтесс эмиграции.

До самой смерти …  Кто бы мог подумать?
(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)
Никто не знал. Но как было думать,
Что это – совсем?  Навсегда? Навек?

Молчи! Не надо твоей надежды!
(Улица. Вечер. Дома.)
Но как было знать, что нет надежды?
(Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.)

(Стихотворение «Отъезд»)

В эмиграции, в Париже она призывала к бойкоту всех отношений с СССР. То, что происходило на Родине, она называла не иначе, как «мировое зло», «всемирная катастрофа».

Со временем Гиппиус все больше отходит от политической борьбы и погружается в литературную работу, которую воспринимала как вклад в сохранение русской культуры. Ибо, по словам Гиппиус, «кто бури знал, тот мудрость ценит».

Учитель литературы: Многие уехали из-за потери уверенности в завтрашнем дне. Об октябрьских и последующих событиях в России большинство эмигрантов отзывались довольно резко.

Учащийся:

Все опростали. И все опростили,
Взяли из жизни и нежность и звон,
Бросили наземь, топтали и били.
Пили. Растлили. И выгнали вон.

Дон. Аминадо. Настоящее имя Аминад Петрович Шполянский. До отъезда за границу печатался в сатирических и провинциальных журналах, выпустил две книги стихов. В эмиграции включился в новую жизнь. Он сближается с французскими поэтами и журналистами. Его любили. С ним дружили. Знали гораздо лучше, чем Цветаеву или Ходасевича. Он был популярен. Его ставят в один ряд с такими именами, как Бальмонт, Бунин, Куприн, Мережковский, Северянин.

Учитель истории: Тяжело происходила эвакуация из Крыма: на переполненных пассажирских пароходах вместе с остатками белой армии отплывали гражданские лица. Люди теснились повсюду, где было хоть какое-то место. Погасли последние береговые огни. И, наверное, каждый пассажир с отчаянием шептал про себя слова: «Прощай, Россия!».

Учащийся:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня:
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
Мой денщик стрелял не мимо:
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Эти строки Николая Туроверова, родившегося в 1899 году, полны тоски о России. Сам он из донских казаков, участник первой мировой, гражданской и второй мировой войн. Сражался в иностранном легионе в Африке. Затем работал банковским служащим в Париже. Сведения о нем очень скудны, год смерти не известен.

Учащийся: Горечью и тоской по России пронизаны стихи К. Бальмонта. Он был одним из зачинателей и лидеров русского символизма. Бальмонт стал кумиром публики, но очень быстро пережил свою громкую славу. Февральскую революцию 1917 года приветствовал, Октябрьскую – отрицал, как акт насилия и подавления человеческой личности. И в 1920 году, имея официальное разрешение временно выехал за границу, но остался в Париже, где занимался переводами. Испытал всю тяжесть и горечь эмиграции. Это найдет отражение в сонате «Только»:

Мне не поются заветные слова
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва.

В конце 30-х у Бальмонта прогрессирует психическое заболевание. А в 1942 году поэт умрет, и его похоронят в Нуази-ле-Гран близ Парижа.

Учитель литературы: Прозаик, поэт, один из крупнейших представителей русского реализма 20 века, лауреат Нобелевской премии. Таким мы знаем Ивана Алексеевича Бунина.

Учащийся: Он вошел в литературу в начале 90-х годов 19 века. В 1903 г. Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за поэтический сборник «Листопад». Писатель создает свой образ «бунинской России», поэтичный и в то же время трагичный. Не приняв революции 1917 года (об этом его дневник «Окаянные дни»), Бунин эмигрировал в 1920 году во Францию, но всю жизнь продолжал тосковать по Родине. Этой глубокой тоской пронизан роман «Жизнь Арсеньева», написанный в эмиграции, за который он был первым из русских писателей удостоен Нобелевской премии. В ночь на 8 ноября 1953 года Бунин скончался в Париже в скромной квартире после тяжелой болезни и медленного угасания в подлинной нужде и гордой бедности.

Учитель литературы: Внушителен список русских писателей, оказавшихся в зарубежье: А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, А.Куприн, Д.Мережковский, И.Бунин, А.Толстой и другие. В 1921-1923 гг. эмигрировали К.Зайцев, В.И.Немирович-Данченко, М.Цветаева. В 1924 году за границу выехал В.Иванов, а в 1931 г. – Е.Замятин.

Учитель истории: На какое-то время все европейское искусство испытало мощное воздействие русского зарубежья. Музыка была представлена именами С.В.Рахманинова, А.К.Глазунова, И.Ф.Стравинского; балет – Анной Павловой; живопись – К.Коровиным, М.Шагалом. Среди оперных певцов огромную популярность приобрел Ф.И.Шаляпин.

Звучит с многочисленных пластинок тот голос знакомый «будто эхо горного храма не последнее ль торжество! Он сердца наполняет дрожью и несется по бездорожью над страной, вскормившей его», - так писала Анна Ахматова о светлом и радостном даре Ф.И.Шаляпина.

(звучит русская песня «Эх, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Учитель истории: «Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ», - писал о Шаляпине М.Горький, знавший певца и друживший с ним в течение 30 лет.

Учащийся: Федор Иванович Шаляпин. Кумир дореволюционной молодежи, вышедший из недр великого русского народа и поднятый этим народом на вершину славы. Он был близок революции и все же не узнал ее лица. Шаляпин уехал из Советской России, но какую цену он за это заплатил. «На чужбине», - так называется одна из глав его книги «Маска и душа». «Не смотря на то, что я здесь пользуюсь успехом и хорошо зарабатываю, но все же это не то, человек должен жить в своем Отечестве, работать среди своих и между своими соотечественниками».

По всем дорогам европейских стран.
Артист возил с собою чемодан
Тяжелый, неизвестно чем набитый,
Двумя замками наглухо закрытый
Артист скончался, - вскрыли чемодан
И к чемодану кинулись, а там
Не золото, не искры хрусталя,
А там земля, Российская земля.

Умер Ф.И.Шаляпин в Париже 12 апреля 1938 г. 29 октября 1984 года прах Шаляпина был перевезен на Новодевичье кладбище в Москву.

Учитель литературы: Гениальный пианист, композитор и дирижер С.В.Рахманинов всей своею сутью связан с русской культурой. «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и взгляды, - писал он. Моя музыка это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…».

Учащийся: С 1904 по 1906 гг. С.В.Рахманинов – дирижер Большого театра. В декабре 1917 года уехал за границу, а с 1918 г. жил в Америке. Произведения С.Рахманинова звучат сегодня на всех континентах. Широко известны его симфонии и фортепианные оркестры, прелюдии и романсы, оперы.

Учитель литературы: Но есть в музыке С.Рахманинова места заповедные, и они ждут своего часа. Так ждала своего часа и его «Литургия Иоанна Златоуста». Изначально «литургия» означала христианское богослужение. Но Рахманинову удалось придать новое звучание русской духовной музыке. «Литургия» впервые прозвучала 25 ноября 1910 года. И только через несколько десятилетий она вновь обрела своих слушателей и была исполнена на родине композитора 4 февраля 1987 года под сводами Софийского собора, а позднее в Большом зале Московской консерватории.

(звучит отрывок из «Литургии Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова).

Учитель истории: «Говорят, душа художника должна пройти по всем мукам. Моя душа прошла по многим из них. Это была расплата. Расплата за то, что когда-то я посмел забыть о Родине… оторвался от ее берегов», - писал о себе талантливый певец и актер Александр Вертинский. Человек, чья судьба неотделима от агонии русской эмиграции за рубежом, и в то же время проникнута искренней грустью по утраченной Родине.

Учащийся: Вертинский уехал из России в 1918 году, вначале в Константинополь, а затем в Париж. В годы Отечественной войны написал Молотову письмо с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. « Я прошу Вас, Вячеслав Михайлович, позволить мне пожертвовать свои силы, которых у меня еще достаточно, и если нужно свою жизнь моей Родине.» На письмо Вертинского был дан положительный ответ. В 1943 г. он с семьей вернулся на Родину. Последние 14 лет жил в России, работая в полную силу. А.Вертинский обладал искусством выразительного жеста, что позволяло без грима создавать самые различные образы. Повторить его жанр на эстраде до сих пор не может никто.

Учитель истории: Год 1922-й сулил радужные надежды. Гражданская война, приняв социальный выкуп в 13 млн. душ, откатилась. Россия снова училась жить по часам гражданского времени. Интеллигенция в этот период пытается осмыслить свое место в революции, найти ключ от изменившегося до неузнаваемости дома. Но именно интеллигенция и стала в этом году первой жертвой скрытого наступления на представителей отечественной науки и культуры.

Кто же был в этой «интеллектуальной посылке», которую Советская власть отправила Западной Европе?

Учащийся:
- ректоры Московского и Петербургского университетов: Новиков и Корсавин;
- историки Боголепов и Флоренский;
- социолог Питирим Сорокин;
- известные математики и экономисты;
- философы: Ильин, Трубецкой, Бердяев.

Учащийся: Бердяева отлучили от России насильно. Он не хотел эмиграции. «Я не могу поставить себя вне судьбы своего народа…» - это было его неизменным убеждением. Почти всю эмиграцию он провел во Франции. Там пришла к нему мировая слава. Статьи и книги Бердяева, а их около 500, переведены на 20 языков мира. Но несмотря на это, он держался всегда «особняком», оставаясь «ничьим» человеком, человеком своей цели, своего призвания. У Бердяева относительно счастливая судьба. Он не скитался по чужим людям, как Соловьев, не был постоянно гоним, как Флоренский. Он тихо скончался 24 марта 1948 года в своем доме в Кламаре под Парижем, окруженный признанием и мировой славой.

Учитель литературы: Так закончилась первая волна эмиграции. Общее число русских, покинувших Родину, доходило до 2 млн. человек.

Учитель истории: Основу «второй волны» эмиграции составили сотни тысяч так называемых «перемещенных» лиц, оказавшихся в ходе второй мировой войны за пределами Советского Союза. Все они несли в себе страшный «совковый» опыт, неведомый эмигрантам «первой волны», в том числе и испытания, пронесенные через годы тюрем и концентрационных лагерей.

Учитель литературы: В уходящий мир русского Зарубежья влилось несколько десятков талантливых писателей и поэтов: Иван Елагин, Борис Ширяев, Владимир Юрасов. В парижском журнале «Возрождение» известный русский поэт-эмигрант Георгий Иванов отмечал, что число эмигрантских поэтов, выбывших из строя, заменило новое поколение, главным образом, из среды «перемещенных лиц».
Двое из них – Дмитрий Кленовский и Иван Елагин – быстро и по заслугам завоевали себе в эмиграции имя…

Учащийся: Иван Елагин – «сын врага народа» - все-таки поступил перед войной в киевский медицинский институт. Но грянула война, а вместе с ней оккупация. Иван Матвеев (настоящая фамилия поэта) и его жена Ольга оказались в числе «перемещенных лиц» в западной части Германии. Когда же фашизм рухнул, вернуться домой они не смогли. Елагин выбрал Гудзон, а не Колыму. Да, поэт потерял Россию, но думается, лишь благодаря этому поступку поэт для России уцелел. Весной 1950 года Матвеевы пересекли Атлантический океан и навсегда остались в США. Его поэтическая биография началась все-таки по ту сторону Атлантики. Известность поэта росла. Заодно росло и число самиздатовских копий сборников Елагина в СССР. И главный читатель был именно здесь:

В Московском университете
Какой-нибудь энтузиаст
Стихи перепишет вот эти
И дальше друзьям передаст.

Поэт скончался 7 февраля 1987 года. Стихи и переводы Елагина стали печататься в СССР, пошли один за другим вечера его поэзии.

Учитель истории: В 1960-70-е годы советское правительство довольно быстро взяло курс на подавление всякого инакомыслия. Интеллигенции, а вместе с ней и всему народу ясно давали понять, что идеи 20 съезда уходят в прошлое. В таких условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие – эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и   оказались за границей писатели: В.Войнович, В.Аксенов, В.Некрасов, будущие лауреаты Нобелевской премии: поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын, режиссер Юрий Любимов, кинорежиссер Андрей Тарковский. Это была «третья волна» русской (советской) эмиграции.

Учащийся: Известный кинорежиссер Андрей Тарковский, родился в Москве в семье поэта Арсения Тарковского в 1932 году. Боролся за то, чтобы  в его фильмы, а это «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Солярис», «Сталкер», «Жертвоприношение», как в зеркало могли смотреться разные периоды и эпохи. Поставленная им цель приводит к столкновению с административным аппаратом, машиной кинематографа. Закончив съемки фильма «Ностальгия» в Италии, режиссер не вернулся на родину. Это был 1982 год. Начались скитания на чужбине – переезды из города в город, из страны в страну. Но нигде не смог он испытать то чувство близости к земле и людям, какое испытывал на Родине. Тарковский не хотел усвоить даже минимум необходимых в быту иностранных слов. Одиночество и отчужденность ускорили, вероятно, развитие начавшейся болезни – в 1986 году он умер в Париже от рака легких. Он боролся за кинематограф, достойный своей высокой миссии и сжег себя в этой борьбе, пал ее жертвой.

Учитель литературы: Александр Галич вошел в историю нашей культуры как актер, драматург, киносценарист. До середины 60-х он известен как драматург, автор сценариев популярных фильмов: «Бегущая по волнам», «Верные друзья» и др. Но настоящую популярность все же принесли ему «стихи под гитару». С середины 60-х годов начал писать свои гражданские стихи и песни.

Учащийся: Поэзия Галича носит исповедальный характер. Он разговаривал с народом на языке, которым заговорили не так давно. Он бросал вызов страху, сковавшему уста его соотечественников:

Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью
Так чего мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?

Галич пишет о «неприкаянных» людях «автоматного» столетия, о приспособленцах с дремучей совестью, посвящает цикл стихов своим великим современникам – поэтам, возвысившим голос в защиту человеческой личности. В декабре 1971 года А.Галича исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов и поставили перед необходимостью покинуть страну. Он оказался сначала в Норвегии, затем – в ФРГ, а потом во Франции. Отъезд Галича за границу был вынужденным. Он всегда ощущал кровную связь с родной землей.

В Казахстане и в Магадане
Среди снега и ковыля
Разве есть земля благодатней
Чем безбожная та земля?

Галич погиб нелепой смертью 17 декабря 1977г., перенесший два инфаркта, он включая магнитофон, получил удар тока, который и вызвал роковой сердечный приступ. Похоронен поэт на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де-Буа. В1988 году Галич был восстановлен в Союзе кинематографистов, а затем в Союзе писателей СССР.

Учитель литературы: Виктор Некрасов – писатель, один из друзей Александра Галича, провожавших его в последний путь, вспоминал: «Хоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. И в этом тоже было что-то непонятное, несуразное. Не в Москве, где его любили и знали, слушали, собравшиеся у друзей, не в России, поющей его песни везде - …, а здесь в Париже, на тихом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа…». Но через 10 лет сам Виктор Некрасов будет похоронен на этом же тихом кладбище под Парижем.

Учащийся: Суровой, горькой оказалась судьба Виктора Некрасова. Первое же произведение «В окопах Сталинграда» принесло ему широкую известность. В 1947 году эта повесть была удостоена Государственной премии СССР. А его «Путевые заметки» снискали ему славу и в то же время явились источником бед. Его зарубежные очерки подверглись резкой критике и в печати и на встрече руководителей правительства с деятелями культуры, где на писателя обрушился глава государства Н.С.Хрущев. Нападки то затухали, то вновь возобновлялись. И а 1974 году Виктор Некрасов вынужден был покинуть Советский Союз. Он уехал в Швейцарию, а потом поселился в Париже. Долгое время сохранял советское гражданство и лишился его, не удержавшись от комментариев по поводу брежневских мемуаров.

Его совесть была чиста перед Родиной. Одна из последних книг В.Некрасова «Маленькая печальная повесть» - это крик души одинокого, больного человека, глубоко переживающего разлуку с Родиной, близкими ему людьми.

Учитель литературы: Литературная картина «третьей волны» крайне пестра: она дробится на отдельные имена, мало что имеющие между собой общего. Они отличаются друг от друга общественно-эстетическими пристрастиями.

Учитель истории: (Обращение к проблемному вопросу) Сегодня на уроке наш разговор шел о культуре русского зарубежья. Мы проследили судьбы многих талантливых русских (советских) поэтов и писателей, философов, деятелей искусства и культуры. Подумайте, что же общего в судьбах этих людей, которые в разное время и по разным причинам покинули Родину?

(Беседа с учащимися)

История эмиграции – это история полудобровольного, полупринудительного прощания с Отечеством, в котором переменилась власть. Эмиграция отвергла советский строй, и в этом смысле в какой-то степени отвергла Отечество. Но те, кто навсегда покинул Родину, никогда не отворачивались от нее. Ведь Родина – это прежде всего образ матери – Земли русской, это наша историческая память, это культура, созданная лучшими людьми России. И для изгнанных из пределов страны Россия оставалась Родиной,  даже если у них было отнято право вернуться в свой дом.

История! Скажи о людях,
В свой час непонятых страной,
Оставшихся в нелегких буднях,
Оттуда машущих рукой.

За все, чем ныне знамениты,
Помянем в строгой тишине,
Борцов, покинувших орбиты,
Совсем не по своей вине.
/ О.Шестинский, «История» /

(Звучит отрывок из песни «Дай бог» в исполнении А.Малинина)