Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности через проектную деятельность

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети


Любому обществу нужны одарённые люди. Задача школы поддержать ребёнка и развить его способности, чтобы эти способности были реализованы. Важно именно в школе выявить тех детей, которые интересуются разными областями деятельности, помочь им открыть их способности. Нужно создать условия при которых ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь называется самосовершенствование ребёнка в условиях образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребёнка, но первоначально нужно установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, а затем осуществлять их развитие.

Отслеживая универсально учебные действия видна четкая тенденция одаренных детей. И такой банк данных в нашем лицее есть. Его мы получаем с помощью педагога-психолога и метапредметных универсальных учебных действий. На уроке физической культуры я выявляю детей со спортивными способностями, которых направляю для дальнейшего развития в спортивные секции, спортивные школы и готовлю к городским олимпиадам. Спортивная способность проявляется у ребенка раньше, чем творческие талантливые дети, а  такие дети есть и развивать их талант можно и через мой предмет, через проектную и исследовательскую деятельность. Я уделяю особое внимание на учащихся с высоким уровнем творческих способностей, но пониженным уровнем коммуникативных способностей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Дети с высоким уровнем творческих способностей предпочитают учебные и жизненные задачи решать посредством интернета, нежели обращаются за помощью к сверстникам т.к. испытывают недостаточный опыт и уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание, и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Участие в проектной деятельности, где предполагается работа в группах, распределяются роли, совместно обговариваются пути решения поставленных задач, высказываются различные точки зрения и приходят к единому мнению, позволяет решить проблему отстранения детей от непосредственного общения со сверстниками и педагогами и позволяет развить необходимые коммуникативные универсальных учебных действий.

Поэтому одним из видов работ с одаренными детьми является проектная деятельность на уроках физической культуры  и во внеурочное время.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дается следующая трактовка коммуникативным универсальным учебным действиям: «Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».

Использование метода проектов на своих уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Основным методом развития коммуникативных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

На уроках физической культуры, я разрабатываютакие задания для решения которых дети работают в группахвыполняя то или иное задание, котороеприменяют на уроке.

Например; составить комплекс упражнений для растяжения мышц, для выполнения теста наклона в перед их положения стоя по комплексу ГТО. Выбирается капитан, который проводит занятия по составленному комплексу группы учащихся, капитана можно менять для проведения следующего занятия.

Но метод проектов остается приоритетным. Главное сформировать мотивацию ребенка к проектной деятельности.

Мотивация формируется с начальных классов, со второго класса учащиеся участвуют в проектном семинаре лицея «Интеллект».

Перейдя в основное звено, заинтересованных детей на уроках физической культуре в проектной деятельности увеличивается. На начальном этапе выбрать тему проекта помогаю я, но в более старших классах дети выбирают свою тему проекта, которая  им более интересна.

Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

На первом этапе - постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать.

На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий работе над проектом моя задача как учителя заключается в создании необходимых условий для полноценного сотрудничества участников проекта, в помощи каждому учащемуся поставить цель, определить свою роль, наметить ход решения поставленной задачи, сопоставить свои действия с действиями других участников и понять смысл своей деятельности при взаимном сотрудничестве, научить ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к учителю, обращаться за советом к педагогу. Иными словами, с помощью проектной деятельности учитель должен помочь ребёнку выработать коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

При участии ребят в проектной деятельности наблюдается ситуативно-деловая форма общения сверстников. При такой форме общения дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие называется - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей школьного возраста.

Проект – это одна из форм развития творческой деятельности учащихся. Она дает возможность индивидуального развития и внимание. В основе метода проектов – направленность на результат, который получается при решении основной проблемы.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:

1. Показать умения отдельного ученика использовать приобретенный исследовательский опыт;

2. Реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;

3. Продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.

В заключение необходимо напомнить, что роль учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянных обновлений знаний в области психологии и воспитания учащихся и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями и с родителями учащихся.